С 27.01.2020 вступили в силу изменения и дополнения (далее — изменения), внесенные в Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о санэпидблагополучии) Законом Республики Беларусь от 15.07.2019 № 217-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"».
Изменение Закона о санэпидблагополучии обусловлено приведением норм данного Закона в соответствие с положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), Указа Президента Республики Беларусь 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376), а также другими законодательными актами с учетом правоприменительной практики.
Внесенные изменения затрагивают такие важные для практической деятельности органов госсаннадзора, организаций и физических лиц (в т. ч. индивидуальных предпринимателей (далее —ИП)) аспекты, как:
- проведение государственного санитарного надзора;
- права и обязанности органов госсаннадзора и их должностных лиц;
- права организаций, ИП и граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- обязанности организаций, ИП;
- проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы;
- проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- управление в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- источники санитарно-эпидемиологических требований.
Государственный санитарный надзор
Статья 32 Закона о санэпидблагополучии («Государственный санитарный надзор. Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор)» определяет перечень мероприятий, осуществляемых в рамках государственного санитарного надзора.
Справочно: органы госсаннадзора включены в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (утв. Указом Президента Республики Беларусь 16.10.2009 № 510 (далее — Указ № 510) (в ред. Указа № 376)). Пунктом 8 указанного перечня к сфере контрольной (надзорной) деятельности данных органов отнесен, в частности, государственный санитарный надзор за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указ № 376 определил закрытый перечень форм, в которых может осуществляться государственный контроль (надзор). Кроме того, в Указе № 376 приведено определение понятия «проверяемые субъекты».
В связи с этим в целях приведения в соответствие с Указом № 376 перечень мероприятий, осуществляемых в рамках государственного санитарного надзора:
- в части проведения проверок дополнен положениями о том, что речь идет о выборочных и внеплановых проверках, которые проводятся не только в отношении организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, ИП, нотариусов, физических лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, но и в отношении лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, а также временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или ИП (далее — субъекты);
- дополнен проведением мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
- дополнен осуществлением мер профилактического и предупредительного характера, предусмотренных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.
Права и обязанности органов госсанадзора
Права. Права органов госсанадзора и их должностных лиц определены в ст. 33 Закона о санэпидблагополучии. В новой редакции данной статьи:
- исключено указание на то, что перечисленные в ней права касаются только проведения проверок;
- право осуществлять контроль за выполнением субъектами требований о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий, об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения заменено правом анализировать выполнение этих требований. Данная форма контроля введена Указом № 376 в связи с исключением такого вида внеплановых проверок, как контрольные;
Справочно: абз. 30 п. 23 Указа № 510 в редакции Указа № 376 установлено, что его действие не распространяется на контрольные мероприятия для подтверждения устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе проверки или мониторинга.
- исключено право направлять нанимателям предложения о применении мер дисциплинарного воздействия к виновным должностным лицам, действия (бездействие) которых повлекли причинение вреда или иные тяжкие последствия вследствие нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В измененном виде данное право перенесено в ст. 34 Закона о санэпидблагополучии, касающуюся обязанностей органов госсаннадзора и их должностных лиц;
- исключено право приостанавливать выполнение работ и оказание услуг в случае выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создающих угрозу жизни и здоровью населения. Это связано с изменениями, внесенными Указом № 376 в Указ № 510, которые рассмотрим далее.
Обязанности. На основании норм Указа № 376 ст. 34 Закона о санэпидблагополучии дополнена обязанностями органов госсаннадзора и их должностных лиц при проведении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера в случае выявления на территории и (или) объектах субъекта нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), выносить требование (предписание) об их устранении в установленный срок.
Указанная статья дополнена также обязанностями в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде:
- вручать (направлять) предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) такого предложения;
- выносить требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения такого требования (предписания).
Согласно абз. 17 п. 6 Положения о порядке организации и проведения проверок (утв. Указом № 510) контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения. Исходя из данной нормы ст. 34 Закона о санэпидблагополучии дополнена обязанностью органов госсаннадзора и их должностных лиц вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, ЕАЭС.
Права организаций, ИП и граждан
В связи с тем, что Декретом № 7 предусмотрено определение Правительством специфических санитарно-эпидемиологических требований (далее — ССЭТ):
- право граждан Республики Беларусь на получение полной, достоверной и своевременной информации распространено также на получение информации о ССЭТ (абз. 5 ст. 27 Закона о санэпидблагополучии);
- право организаций и ИП на получение при обращении в государственные органы, иные государственные организации, к их должностным лицам полной, достоверной и своевременной информации распространено также на получение информации о ССЭТ (абз. 2 ст. 30 Закона о санэпидблагополучии).
Обязанности организаций, ИП
В подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7 определены обязанности субъектов хозяйствования по соблюдению в процессе осуществления экономической деятельности общих санитарно-эпидемиологических требований, а также по обеспечению безопасности в случае принятия решения о неприменении других санитарно-эпидемиологических требований.
Кроме того, п. 2 общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее — ОСЭТ) Правительство уполномочено на определение обязательных для соблюдения ССЭТ, в частности к содержанию организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность; санаторно-курортных и оздоровительных организаций; общежитий и иных мест проживания, а также гигиенических нормативов.
На основании указанного ст. 31 Закона о санэпидблагополучии дополнена следующими обязанностями организаций и ИП:
- соблюдать ОСЭТ;
- соблюдать ССЭТ и гигиенические нормативы, определенные Правительством;
- соблюдать иные санитарно-эпидемиологические требования при необеспечении в процессе экономической деятельности безопасности иным способом, исключающим причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
С учетом практики осуществления государственного санитарного надзора в целях минимизации и предотвращения неблагоприятного воздействия на работающих, население и состояние окружающей среды при использовании пестицидов (средств защиты растений), агрохимикатов и минеральных удобрений, которые широко применяются в народном хозяйстве и быту, обязанность по обеспечению гигиенического обучения и воспитания работающих различных производств дополнена работающими, деятельность которых связана с применением, хранением и транспортировкой средств защиты растений.
Исключена обязанность согласовывать с органами госсаннадзора:
- производство, использование, хранение, транспортировку и захоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений, а также использование источников других вредных физических воздействий;
- архитектурные и строительные проекты при отсутствии для них санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.
Обязанность согласовывать с органами госсаннадзора проекты технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, технологическую документацию заменена на обязанность обращаться в органы госсаннадзора за проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы (далее — ГСГЭ) указанных объектов в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о санэпидблагополучии, которая также была скорректирована.
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза
В ч. 2 ст. 16 Закона о санэпидблагополучии приведен перечень объектов, подлежащих ГСГЭ. В новой редакции статьи данный перечень дополнен следующими объектами:
- градостроительные проекты, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;
- проектная документация на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, расположенных в санитарно-защитных зонах и зонах ограниченной застройки, передающих радиотехнических объектов Вооруженных Сил Республики Беларусь. Данное положение основано на норме абз. 4 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7, согласно которой субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не обращаются за проведением ГСГЭ проектной документации на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры, за исключением проектной документации на объекты, расположенные в санитарно-защитных зонах и зонах ограниченной застройки, передающих радиотехнических объектов Вооруженных Сил Республики Беларусь;
- деятельность, связанная с производством, хранением, использованием, транспортировкой и захоронением радиоактивных веществ, других источников ионизирующего излучения, а также с использованием источников иных вредных физических воздействий.
Рассматриваемая статья также дополнена нормой о том, что получение положительного санитарно-гигиенического заключения является обязательным до начала осуществления деятельности, связанной с производством, хранением, использованием, транспортировкой и захоронением радиоактивных веществ, других источников ионизирующего излучения, а также с использованием источников иных вредных физических воздействий. При выдаче положительного санитарно-гигиенического заключения на осуществление такой деятельности к нему прилагается санитарный паспорт, форма которого устанавливается Министерством здравоохранения.
Еще одно дополнение связано с определением предмета ГСГЭ.
Предметом ГСГЭ являются:
- в отношении градостроительных проектов, проектов санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения — оценка соответствия размещения объектов строительства на территориях требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- в отношении проектной документации — оценка соответствия решений в составе проектной документации требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Наконец, еще одно дополнение определяет виды решений органов госсаннадзора, принимаемых по результатам проведения ГСГЭ:
- о соответствии объекта, подлежащего ГСГЭ, требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения посредством выдачи положительного санитарно-гигиенического заключения;
- о несоответствии объекта, подлежащего ГСГЭ, требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения посредством выдачи отрицательного санитарно-гигиенического заключения.
Справочно: с 27.01.2020 вступили в силу изменения и дополнения в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156), внесенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2019 № 863, которые касаются проведения ГСГЭ.
Санитарно-противоэпидемические мероприятия
Частью 2 ст. 22 Закона о санэпидблагополучии до внесения в нее дополнения было определено, что физическим лицам, имеющим инфекционные заболевания, физическим лицам, контактировавшим с физическими лицами, имеющими инфекционные заболевания, а также физическим лицам с подозрением на инфекционные заболевания медицинская помощь оказывается в порядке, определенном законодательством о здравоохранении.
Данная норма дополнена словосочетанием «физическим лицам, являющимся носителями возбудителей инфекционных заболеваний». Это дополнение позволит минимизировать факторы риска, связанные с источниками возбудителей таких заболеваний, поддерживать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Рассматриваемая статья дополнена полномочием Правительства по определению специфических санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, процедурам их контроля. Данное дополнение связано с установлением аналогичного полномочия Правительства в п. 2 ОСЭТ.
Управление в области санэпидблагополучия населения
Указ № 376 отменил ведомственный контроль. В связи с этим скорректированы нормы гл. 7 Закона о санэпидблагополучии.
После внесенных изменений в ст. 38, 39 Закона о санэпидблагополучии:
- Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности и Государственный пограничный комитет осуществляют управление деятельностью в области санэпидблагополучия населения подчиненных (входящих в состав (систему)) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника в пределах компетенции и в порядке, установленном актами законодательства;
- управление деятельностью в области санэпидблагополучия населения возлагается на главных санитарных врачей указанных госорганов;
- Минздрав уже не контролирует, а координирует деятельность в области санэпидблагополучия населения упомянутых госорганов.
Источники санэпидтребований
Определение термина «санитарно-эпидемиологические требования» (ст. 1 Закона о санэпидблагополучии) изложено в новой редакции, в которой, в частности, отсутствует упоминание о нормативных источниках, устанавливающих требования к различным объектам, перечисленным в этом определении. Это связано с введенной Декретом № 7 дифференциацией указанных нормативных источников по юридической силе и кругу субъектов, которым они адресованы.
Одновременно ст. 14 Закона о санэпидблагополучии дополнена частью второй, согласно которой санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются:
- актами Президента Республики Беларусь;
- постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
- постановлениями Министерства здравоохранения;
- международными договорами Республики Беларусь;
- международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и ЕАЭС, и (или) международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС, включая технические регламенты Таможенного союза, ЕАЭС, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры.
Заключение
Немногочисленные изменения и дополнения внесены и в ряд других положений Закона о санэпидблагополучии, в частности в полномочия Правительства (ст. 7), Минздрава (ст. 8), местных Советов депутатов (ст. 9), местных исполнительных и распорядительных органов (ст. 10) в области санэпидблагополучия населения.
Установлены особенности правового регулирования при осуществлении работ с условно-патогенными микроорганизмами и патогенными биологическими агентами, являющимися генно-инженерными организмами. При проведении таких работ подлежат применению требования законодательства в области санэпидблагополучия населения с учетом особенностей, установленных законодательством в области безопасности генно-инженерной деятельности (ч. 3 ст. 2 Закона о санэпидблагополучии).
В целом, как мы отмечали в начале настоящей статьи, большинство внесенных в Закон о санэпидблагополучии изменений обусловлено приведением его положений в соответствие с нормами Декрета № 7, Указа № 376 и других законодательных актов.