Что изменится в сфере государственных закупок в 2019 году?

В статье рассмотрены некоторые существенные изменения, внесенные в Закон о государственных закупках, касающиеся государственных организаций здравоохранения как заказчиков при проведении государственных закупок.

Бенсман Максим

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции», член Минской городской коллегии адвокатов

1729 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

1 августа 2018 г. на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г.*, который в новой редакции изложил Закон о государственных закупках.

* «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”».

Новая редакция Закона о государственных закупках (далее — Закон) вступит в силу 1 июля 2019 г., однако уже сейчас имеет смысл рассмотреть некоторые существенные новации в этой непростой сфере.

Будет создана государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками

Государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками (далее — ГИАС) представляет собой совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках.

ГИАС будет содержать практически всю информацию, относящуюся к процессам государственных закупок в нашей стране. В нее будут включаться:

  • акты законодательства о государственных закупках;
  • годовые планы государственных закупок;
  • конкурсные и аукционные документы, документы, предоставляемые для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, приглашения к участию в процедуре госзакупки, запросы о разъяснении документов и ответы на них;
  • протоколы заседаний комиссии, решения заказчиков (организаторов) об отмене процедуры госзакупки, протоколы оператора электронной торговой площадки о признании процедур закупок несостоявшимися;
  • реестр жалоб на действия заказчика, подаваемых в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам;
  • реестр договоров;
  • справки о проведении процедуры закупки из одного источника;
  • информация об условиях допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах госзакупок;
  • перечень иностранных государств (групп иностранных государств), с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры о взаимном применении нацио­нального режима при осуществлении государственных закупок, а также условия применения национального режима;
  • список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
  • типовые формы договоров в случае, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь;
  • адресация (гиперссылка) на реестр банковских гарантий;
  • информация о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах.

Также в ГИАС будет включаться иная информация, установленная Законом и Советом Министров Республики Беларусь.

Особенно следует обратить внимание на наличие в ГИАС информации о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах. Фактически в стране создается специализированный информационный ресурс, который может использоваться заказчиками для получения информации об уровне цен на планируемые к приобретению товары (работы, услуги).

При этом отметим, что вся информация, содержащаяся в ГИАС, будет являться общедоступной и предоставляться безвозмездно с использованием официального сайта.

Определены новые требования к членам комиссии по государственным закупкам

Согласно ч. 3 п. 2 ст. 14 Закона заказчик (организатор) включает в состав комиссии преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок, а также при необходимости лиц, обладающих специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом государственной закупки.

Что означает данная норма на практике?

Включение в Закон этой нормы возлагает на руководителя организации обязанность обеспечить наличие в составе комиссии, создаваемой для проведения процедур госзакупок, лиц, прошедших соответствующую подготовку и получивших как минимум свидетельство о переподготовке или повышении квалификации по вопросу госзакупок.

То есть большинство членов комиссии должны будут пройти обучение по образовательным программам, которые соответствуют требованиям, установленным Законом.

В настоящее время уже два вуза разработали такие программы и ведут по ним обучение. Это Белорусский государственный экономический университет и Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Вероятно, аналогичные программы переподготовки появятся и в других вузах.

Отметим также, что Закон предоставил заказчику право самостоятельно определять периодичность изменения состава постоянно действующей комиссии.

Возросла значимость годового плана государственных закупок

В Законе нормативно закреплено положение о том, что основанием для проведения процедуры государственной закупки является годовой план государственных закупок, размещенный в ГИАС.

При этом срок размещения годового плана, изменений и дополнений в него будет составлять 5 рабочих дней с момента их утверждения.

Сохраняется право заказчика вносить изменения в годовой план в течение всего года, при этом обязанность публиковать план к 8 марта исключена.

Кроме того, как разъясняют представители МАРТ, заказчик не сможет разместить информацию о госзакупке по предмету, который отсутствует в опубликованном годовом плане. Перед публикацией в ГИАС документов, представляемых для подготовки предложения, информация о закупке будет направляться в систему органов государственного казначейства. Казначейство осуществит проверку по бюджетным сметам наличия у заказчика финансирования для данной закупки и в случае наличия такого финансирования одобрит проведение процедуры. Только после этого при наличии одобрения процедуры закупки казначейством процедура будет размещена в ГИАС и на электронной торговой площадке.

При отсутствии закупки в годовом плане либо при отсутствии ее финансирования одобрения такая закупка не получит.

Таким образом, полностью исключена возможность проведения государственных закупок, не включенных в годовой план закупок или не обеспеченных бюджетным финансированием.

Годовой план государственных закупок должен содержать перечень товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в текущем финансовом году.

Исключение составляют случаи, когда срок осуществления государственной закупки превышает срок, на который утверждается годовой план государственных закупок. В этом случае в него включается ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочная стоимость.

Кроме того, при формировании годового плана государственных закупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.

Установлены особенности закупки при выделении дополнительного объема финансирования

Очень важное изменение содержит ч. 2 п. 2 ст. 18 Закона. В соответствии с данной нормой в случае выделения заказчику в текущем финансовом году дополнительного объема финансирования либо наличия у него неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов после проведения процедур государственных закупок в соответствии с годовым планом государственных закупок и при возникновении потребности в приобретении товаров (работ, услуг), однородных с ранее приобретенными товарами (работами, услугами) допускается проведение процедуры государственной закупки, вид которой определяется исходя из объема возникшей потребности, после внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок.

Таким образом, в случае если заказчику в течение года будет выделено дополнительное финансирование, он вправе будет внести изменения в годовой план дополнительной строкой с тем же кодом товара (работы, услуги) по ОКРБ. При этом в данном случае выбирать процедуру закупки заказчик будет вправе, ориентируясь не на общую стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), а исходя из суммы выделенного дополнительного финансирования.

При этом следует учитывать, что процедуру закупки на сумму дополнительного финансирования можно будет провести только после завершения ранее начатой процедуры закупки однородных товаров.

Скорректированы правила заключения и исполнения договоров на государственную закупку

В п. 2 ст. 24 Закона заказчику предоставлено право при распределении предмета государственной закупки и его объема (количества) по частям (лотам) заключить один договор с участником-победителем, признанным таковым по нескольким частям (лотам), участником процедуры закупки из одного источника, если условия проектов договоров одинаковы для всех частей (лотов).

В соответствии с п. 4 той же статьи по результатам проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений договор заключается в письменной форме в виде электронного документа на электронной торговой площадке.

Следует отметить, что п. 7 ст. 24 Закона введен запрет на изменение любых условий проекта договора, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом.

Нормой п. 1 ст. 25 Закона установлен запрет на изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных ч. 2 данного пункта, а также Советом Министров Республики Беларусь.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона при обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре; соответствующие изменения должны быть внесены в договор. 

1729 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Руководителю нужно слушать с понимающим сердцем, а действовать — с решительным умом»: интервью с директором центра косметологии и дерматологии «КОДЕРМ» (г. Минск) Ольгой Константиновной Кудаленкиной

Современная косметология стала одной из ведущих отраслей эстетической медицины. Она помогает поддерживать молодость, здоровье и красоту, в первую очередь естественную. С...
Руководитель. Здравоохранение № 11 (143) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 168

Привлечение клиентов. Информационные технологии (Дополнено 25.07.2024)

Здесь вы найдете информацию, которая поможет организовать продвижение и продажи медицинских услуг, привлечь больше клиентов в частную медорганизацию, внедрить информацион...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1964
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок