Граждане с социально опасными заболеваниями: правовой статус и ответственность

Распространение заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, всегда создавало серьезную угрозу личной, общественной и национальной безопасности. В настоящее время внимание к этой теме резко возросло в связи с новой инфекцией, вызванной коронавирусом COVID‑19. Она порождает ряд юридических вопросов и правовых последствий, в которых должен хорошо ориентироваться руководитель организации здравоохранения. В статье попробуем осветить основные права и обязанности граждан при выявлении у них заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, а также возможную ответственность таких граждан.

Кралько Алексей

кандидат медицинских наук, доцент

1409 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Законодательное регулирование

Заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, отнесены Законом Республики Беларусь от 07.01.2012 № 345-З «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» (в ред. от 19.01.2018, далее — Закон о предупреждении распространения заболеваний) в группу социально опасных заболеваний.

Под социально опасным заболеванием законодатель понимает «заболевание, распространение которого создает угрозу личной, общественной и национальной безопасности (в т. ч. влечет значительное ухудшение здоровья нации, вызывает необходимость применения комплекса эффективных мер в целях предупреждения его распространения) и которое включено в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, определяемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь» (абз. 12, ст. 1 Закона о предупреждении распространения заболеваний).

Справочно
Перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, установлен постановлением Министерства здравоохранения Рес­публики Беларусь от 15.06.2012 № 75 «Об установлении перечня заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения» (в ред. от 05.03.2020, далее — постановление № 75).

К заболеваниям, представляющим опасность для здоровья населения, согласно постановлению № 75 относятся:

  • сифилис;
  • гонорея;
  • активный туберкулез органов дыхания;
  • чума;
  • холера;
  • сибирская язва;
  • геморрагические лихорадки Ласса, Марбург, Эбола;
  • инфекция, вызванная коронавирусом COVID‑19.

Законодательство

На законодательном уровне правовой статус граждан и юридических лиц в случае возникновения вышеуказанных заболеваний регулируется нормами:

В настоящее время ст. 9 Закона о предупреждении заболеваний закрепляет основные направления государственной политики в соответствующей области. К таким направлениям отнесены:

  • обеспечение прав лиц, имеющих социально опасные заболевания;
  • обеспечение прав лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать о наличии у них со­циально опасных заболеваний;
  • обеспечение прав лиц, оказывающих медицинскую помощь пациентам или участвующих в организации ее оказания.

Права граждан, имеющих социально опасные заболевания

Прежде всего, граждане, страдающие социально опасными заболеваниями, имеют право на оказание скорой и плановой медицинской помощи, а также они обладают всеми правами пациента, закрепленными в Законе о здравоохранении.

Кроме того, в ст. 23 Закона о пред­упреждении заболеваний законодатель определил дополнительные права данных пациентов. Так, пациент имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение, исключающее жестокость, бесчеловечность и унижение человеческого достоинства;
  • получение информации о своих правах, а также информации в доступной форме о характере имеющихся у него заболеваний, применяемых методах оказания медицинской помощи и их предполагаемой продолжительности;
  • получение информации о результатах медицинского освидетельствования и рекомендаций по предупреждению распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ;
  • получение психологической помощи;
  • обращение непосредственно к заведующему отделением или руководителю организации здравоохранения по вопросам оказания медицинской помощи, выписки и соблюдения прав, предоставленных пациентам Законом о здравоохранении и иными законодательными актами;
  • осуществление иных прав в соответствии с Законом о здравоохранении и иными актами законодательства.

Пациент, находящийся в организации здравоохранения, которая осуществляет оказание медицинской помощи в стационарных условиях, также имеет право:

  • принимать посетителей;

Важно!
Это право может быть ограничено по рекомендации лечащего врача, заведующего отделением или руководителя организации здравоохранения, осуществляющей оказание медицинской помощи в стационарных условиях, в случаях, когда его осуществление представляет непосредственную опасность для пациента и (или) иных лиц.

  • получать посылки, бандероли, мелкие пакеты, передачи, содержимое которых может быть ограничено правилами внутреннего распорядка для пациентов.

Часто в условиях распространения определенных видов социально опасных заболеваний (например, инфекции, вызванной коронавирусом COVID‑19) граждане стремятся как можно скорее реализовать свое право на добровольное медицинское освидетельствование.

Медицинское освидетельствование — это изучение и оценка состояния здоровья пациента, проводимые врачом-­специалистом в процессе оказания медицинской помощи в целях установления наличия либо отсутствия у пациента социально опасного заболевания.

Добровольное медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения всех форм собственности, имеющих специальное разрешение (лицензию) для осуществления медицинской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о лицензировании, при которых получение специального разрешения (лицензии) для осуществления медицинской деятельности не требуется (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.07.2012 № 112 «О некоторых вопросах медицинского освидетельствования на выявление заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» (в ред. от 12.03.2016)).

Справочно
Добровольное медицинское освидетельствование может быть проведено анонимно.

Вместе с тем граждане должны понимать, что для медицинского освидетельствования нужно обращаться в специализированные организации здравоохранения.

Справочно
Если диагностических возможностей у организации здравоохранения, в которую обратился гражданин для медицинского освидетельствования, недостаточно, то руководитель организации должен организовать необходимые исследования на базе другой организации здравоохранения или перенаправить туда обратившегося гражданина.

Вопрос распространения со­циаль­но опасных заболеваний ставится наиболее остро при принятии во внимание права граждан Респуб­лики Беларусь в области санитарно-­эпиде­миологического благополучия насе­ления.

В соответствии со ст. 27 Закона о санэпидблагополучии граждане имеют право на:

  • благоприятную среду обитания;
  • предупреждение причинения вреда их жизни и здоровью;
  • возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, а также убытков, причиненных их имуществу в результате нарушения организациями и физическими лицами, в т. ч. индивидуальными предпринимателями, законодательства в области санитарно-­эпидемиологического благополучия населения;
  • получение полной, достоверной и своевременной информации о санитарно-­эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека, проводимых санитар­но-­противоэпидемических мероприятиях, качестве, безопасности и безвредности продукции, потенциальной опасности для жизни и здоровья населения выполняемых работ и оказываемых услуг, специфических санитарно-­эпидемиологических требованиях, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;
  • обжалование действий (бездействия) органов и учреждений (их должностных лиц), осуществляющих государственный санитарный надзор, в порядке, установленном актами законодательства;
  • реализацию иных прав, предусмотренных Законом санэпидблагополучии и иными актами законодательства.

Ограничение прав граждан, имеющих социально опасные заболевания

Согласно ст. 13 Закона о предупреждении заболеваний лица, у которых по результатам обязательного медицинского осмотра выявлены социально опасные заболевания, ВИЧ, не могут быть донорами.

Также данные лица не могут быть работниками отдельных специальностей (профессий). Так, например, при наличии такого заболевания, как сифилис, лицо не может осуществлять трудовую деятельность в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, детских интернатных учреждениях, в т. ч. учреждениях для детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, круглогодичных санаторно-­курортных и оздоровительных организациях, в сезонных оздоровительных организациях с круглосуточным пребыванием детей, связанные с непосредственным обслуживанием детей, включая учащихся и студентов, проходящих производственную практику. При наличии заболевания «активный туберкулез органов дыхания» лицо не может быть привлечено к работам во вредных и (или) опасных условиях труда.

Такие нормы предусмотрены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 «О проведении обязательных и внеочередных медицинских осмотров, работающих»). По результатам прохождения медицинского осмотра лица, у которых выявлены социально опасные заболевания, к работе по ряду специальностей (профессий) не допускаются.

К гражданам может быть применена процедура обязательного освидетельствования на наличие у них социально опасных заболеваний.

Важно!
Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови и (или) ее компонентов, доноры половых клеток, живые доноры органов и (или) тканей человека, а также работники отдельных специальностей (профессий). Кроме того, обязательное медицинское освидетельствование проводится по клиническим показаниям, а также в отношении иных категорий лиц в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.07.2012 № 97 (в ред. от 06.11.2020).

Обязанности граждан, имеющих социально опасные заболевания

Как и в случае с правами, на лиц с социально опасными заболеваниями распространяются обязанности пациента, закрепленные в ст. 42 Закона о здравоохранении.

Дополнительные обязанности содержатся в ст. 24 Закона о предупреждении заболеваний. К таковым обязанностям относятся:

  • принимать меры по предотвращению распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ, предложенные медицинскими работниками;
  • соблюдать меры предосторожности при контактах с иными лицами;
  • уважительно относиться к медицинским работникам, иным лицам и пациентам в организациях здравоохранения;
  • информировать медицинских работников о ранее выявленных медицинских противопоказаниях к применению лекарственных средств, наследственных и перенесенных заболеваниях, а также об изменениях в состоянии здоровья;
  • информировать врача-­специалиста о наличии у пациента социально опасного заболевания, ВИЧ;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка для пациентов организации здравоохранения, бережно относиться к ее имуществу;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные данным Законом и иными актами законодательства.

Важно!
Пациент, имеющий социально опасное заболевание, также обязан сообщить лицам, с которыми он был в тесном бытовом и (или) половом контакте, о возможности их заражения.

Статья 28 Закона о санэпидблагополучии предусматривает следующие обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-­эпидемиологического благополучия населения:

  • соблюдать законодательство в области санитарно-­эпидемиологического благополучия населения;
  • проводить или участвовать в проведении санитарно-­противоэпиде­мических мероприятий;
  • выполнять предписания органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
  • заботиться о состоянии своего здоровья и здоровья своих детей;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные данным Законом и иными актами законодательства.

Ответственность граждан, имеющих социально опасные заболевания

В соответствии со ст. 16 Закона о предуп­реждении заболеваний лица, в отношении которых по результатам проведенного медицинского освидетельствования получены данные о наличии у них со­циально опасных заболеваний, ВИЧ, в письменной форме предупреждаются организациями здравоохранения о (об):

  • наличии таких заболеваний;
  • необходимости соблюдения мер пред­осторожности по их нераспространению;
  • об ответственности в соответствии с законодательством за заведомое поставление в опасность заражения или заражение другого лица.

Важно!
Такое предупреждение должно исключать возможность разглашения врачебной тайны.

В настоящее время УК не содержит общей нормы, предусматривающей ответственность за заражение заболеванием, представляющим опасность для населения. Однако в УК есть ст. 158 «Заражение венерическим заболеванием», которая применима в отношении распространения таких заболеваний, как сифилис и гонорея.

В сложившейся в настоящее время ситуации с распространением вируса COVID‑19 периодически возникают вопросы о возможности или правомерности привлечения к ответственности граждан, которые своим поведением способствуют распространению инфекции (не сообщают правдивую информацию о нахождении в эпидемически опасных районах, о круге контактных лиц и т. д.).

Можно ли в таком случае применить ст. 336 УК «Нарушение санитарно-­эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов»?

Мнение автора

На мой взгляд, к ответственности по указанной статье можно привлечь лишь субъекта, который в силу своих обязанностей должен соблюдать санитарно-­эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры, установленные техническими регламентами, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы. Обычного гражданина, не имеющего такие обязанности, например, в силу профессио­нальной деятельности, к уголовной ответственности привлечь не представляется возможным.

На практике у медицинских работников часто возникает вопрос о возможности привлечения пациентов к ответственности в случае, если они не соблюдают обязанности, указанные в Законе о здравоохранении, или, например, в Законе о предупреждении заболеваний. Здесь следует иметь в виду, что само по себе несоблюдение обязанностей пациента не является основанием для привлечения к юридической ответственности. Ответственность наступит только если в действиях пациента будет усматриваться конкретный состав правонарушения.

Например, можно привлечь к административной ответственности физическое лицо за нарушение требований ограничительных мероприятий. введенных в соответствии с законодательством в области санитарно-­эпидемиологического благополучия населения (ст. 17.5 КоАП).

Специальные меры по оказанию медпомощи в рамках предупреждения опасных заболеваний

Такие меры предусмотрены гл. 5 Закона о предупреждении заболеваний.

Принудительное медицинское освидетельствование проводится государственными организациями здравоохранения на основании вынесенного врачебно-­консультационной комиссией государственной организации здравоохранения заключения о необходимости принудительного медицинского освидетельствования и с санкции прокурора.

Доставку такого лица в государственную организацию здравоохранения на предоставленном ею транспортном средстве обеспечивает территориальный орган внутренних дел (постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.05.2012 № 145/50 «О порядке доставки лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать о наличии у него социально опасного заболевания, вируса иммунодефицита человека либо имеющего социально опасное заболевание, подлежащего принудительному медицинскому освидетельствованию либо принудительной госпитализации и лечению, в государственную организацию здравоохранения»).

Заключение о необходимости принудительного медицинского освидетельствования выносится при наличии в совокупности:

  • достаточных оснований полагать о наличии у лица социально опасного заболевания;
  • лицо уклоняется от обязательного медицинского освидетельствования.

Принудительная госпитализация и лечение применяются к лицу, имеющему социально опасное заболевание. Осуществляются на основании решения суда об удовлетворении заявления о принудительной госпитализации и лечении, поданного государственной организацией здравоохранения.

Справочно
Достаточными основаниями полагать о наличии у лица социально опасного заболевания являются:
- прямое указание лица, имеющего социально опасное заболевание, на лицо как на возможный источник своего заражения социально опасным заболеванием или как на лицо, бывшее с ним в тесном бытовом и (или) половом контакте;
- результаты клинико-­инстру­менталь­ных и (или) лабораторных исследований, указывающие на наличие у лица признаков социально опасного заболевания.

1409 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 25.10.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2495
• • •

Утвержден новый протокол диагностики и лечения взрослого населения

Министерство здравоохранения утвердило клинический протокол «Диагностика, лечение и профилактика пролежней у пациентов (взрослое население)».
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 218
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок