Ранний возраст является чрезвычайно важным периодом физического и психического развития. Чаще всего заболевания и патологии развития, которые приводят к ограничению возможностей их здоровья или инвалидизации, а также риски появления таких нарушений выявляются у ребенка в возрасте до трех лет. Чем раньше у ребенка будут выявлены такие нарушения, тем больше возможностей для оказания ему эффективной помощи.
Своевременно выявлять, минимизировать отклонения в развитии у детей раннего возраста, а также обеспечивать поддержку их семьям позволяет междисциплинарная ранняя помощь.
Развитие междисциплинарной помощи детям раннего возраста
Справочно
Вопросы оказания междисциплинарной помощи детям в возрасте до трех лет с нарушениями развития или риском появления таких нарушений получили активное обсуждение в нашей стране с начала 2000‑х гг.
Актуальность и необходимость обсуждения вопросов междисциплинарной помощи связаны с несколькими факторами:
- развитие в мире программ раннего вмешательства и услуг для детей с ограниченными возможностями;
- использование Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья;
- появление общественных родительских объединений, которые способствовали созданию благоприятного климата по защите прав детей с особенностями психофизического развития, ограниченными возможностями и инвалидностью.
До появления вышеуказанных программ оказание помощи детям с особенностями психофизического развития, ограниченными возможностями и инвалидностью осуществлялось по «медицинской модели». Иными словами, дети получали лечение и реабилитацию, которые были направлены только на восстановление их здоровья, нормальную жизнедеятельность организма и компенсацию функциональных возможностей, нарушенных в результате заболевания. Комплексная междисциплинарная помощь детям раннего возраста и их семьям ранее не оказывалась.
Важно!
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.02.2001 № 44 «Об организации педиатрических отделений раннего вмешательства» утратил силу 29.11.2018.
В настоящее время вопросы о раннем вмешательстве регулируются приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.11.2018 № 1270 «Об утверждении инструкции об организации и функционировании службы раннего вмешательства».
Раннее вмешательство — это комплекс мероприятий по выявлению детей с нарушениями развития и риском их появления, оказанию детям данных категорий междисциплинарной абилитационной (реабилитационной) помощи, направленной на их оптимальное развитие, сохранение и восстановление здоровья, сопровождение и поддержку их семей.
Особенности раннего вмешательства
На первое место в раннем вмешательстве ставятся абилитационные мероприятия, направленные на формирование и поддержание функций, навыков, развитие потенциальных возможностей детей с нарушениями развития и риском их появления.
В раннем вмешательстве помощь ребенку и поддержка семье оказывается уже с момента выявления отклонения в развитии, даже если окончательный диагноз еще не установлен и продолжается диагностика.
На всех этапах оказания ранней помощи с ребенком и его семьей работает междисциплинарная команда: врачи, психологи, дефектологи, инструкторы лечебной физкультуры (методисты по физической реабилитации), социальные работники. Специалисты не просто работают рядом, а тесно взаимодействуют друг с другом при оценке индивидуальных потребностей каждого конкретного ребенка, планировании программы помощи ребенку и семье, при реализации данной программы и оценке ее эффективности.
Партнерские отношения с родителями
Вовлечение родителей и формирование с ними партнерских взаимоотношений — важная составляющая раннего вмешательства. Проводимая информационная, психологическая и эмоциональная поддержка родственников направлена на принятие ребенка с особенностями развития, на недопущение отказа от него, на мотивацию для достижения лучшего результата.
Эффективным и значимым компонентом раннего вмешательства является оказание помощи в условиях, максимально приближенных к естественным. В таких условиях ребенок должен находиться постоянно, т. к. важные для ребенка навыки формируются и «тренируются» при выполнении рутинных домашних дел (еда, игра, общение, прогулки, переодевание, купание и др.) и не воспринимаются пациентом и его близкими как реабилитационное занятие. Адаптация среды вокруг ребенка под его особенности вызывает позитивные изменения в его активности и функционировании, а, следовательно, и в развитии.
Важно!
При реализации мероприятий раннего вмешательства команда специалистов совместно с родителями работает, в первую очередь, на развитие индивидуальных возможностей ребенка с учетом его сильных и слабых сторон, а не на устранение проблем в состоянии здоровья и достижение общепринятой нормы развития.
Заключение
Таким образом, раннее выявление детей с нарушениями в развитии и риском их появления, а также раннее начало оказания междисциплинарной помощи являются важными этапами в профилактике детской инвалидности, обеспечении качества жизни детей с особыми потребностями и их семей. Кроме того, данные меры позитивно влияют на социализацию и адаптацию в обществе.
В настоящее время в Республике Беларусь созданы благоприятные условия оказания междисциплинарной помощи детям раннего возраста — разработана необходимая нормативная правовая база, организована работа отделений, центров и кабинетов раннего вмешательства во всех регионах нашей страны, утверждены стандартные требования к организации их работы, проводится постоянное информирование родителей и общественности о важности раннего вмешательства.
Всё это создает условия для своевременной и качественной ранней помощи всем нуждающимся в ней детям и их семьям.