Использование иностранной безвозмездной помощи: отчетность, эффективность, ответственность

В предыдущем номере мы описали особенности использования иностранной безвозмездной помощи (далее — ИБП). В данной публикации мы рассмотрим порядок изменения целей использования ИБП, основные формы отчетности, а также затронем вопросы анализа эффективности использования ИБП и ответственность, связанную с ее использованием.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1886 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Порядок изменения цели использования ИБП

По заявлениям получателей цели использования помощи, виды и размер расходов, перечень вторичных (последующих) получателей (далее — цели использования ИБП) могут быть изменены в порядке, установленном для регистрации помощи (п. 14 Декрета Президента Республики Беларусь № 3 от 25.05.2020 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет № 3), п. 65 Положения о порядке поступления иностранной безвозмездной помощи, ее регистрации, взимания платы за ее регистрацию, учета такой помощи и ее использования» (далее — Положение о порядке поступления ИБП)).

Для изменения цели использования ИБП необходима подача получателем соответствующего заявления. В заявлении об изменении цели использования ИБП необходимо указать причины неиспользования или невозможности дальнейшего использования зарегистрированной согласно удостоверению помощи.

От редакции
Пример заявления об изменении цели использования ИБП можно скачать по ссылке в электронной версии данной статьи на ERZ.BY – Журнал - № 6 (102) 2021 и в разделе «Формы документов»

К заявлению об изменении цели использования ИБП необходимо приложить следующие документы:

  • копия удостоверения;
  • копия плана, удостоверенного штампом Департамента;
  • согласие отправителя помощи на изменение целей ее использования, а при невозможности представления такого документа — пояснения получателя помощи;
  • измененный план в двух экземплярах;
  • выписка с благотворительного счета или документ, выданный банком, подтверждающие наличие остатка помощи в виде денежных средств по выданному удостоверению;
  • документ, подтверждающий наличие остатка помощи в виде товаров (имущества) на балансе получателя;
  • заключение, выданное на новые цели, — при изменении цели использования помощи, освобожденной от налогов, сборов (пошлин).

Схема

Органы, уполномоченные принимать решение об изменении цели использования ИБП

Департамент в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия Управлением делами Президента Республики Беларусь или Межведомственной комиссией решения о согласовании изменения цели использования ИБП согласовывает изменение плана с проставлением на нем штампа Департамента и указанием номера удостоверения, согласно которому помощь зарегистрирована.

В случае подачи заявления непосредственно в Департамент в течение пяти рабочих дней, следующих за днем поступления заявления об изменении цели использования помощи, Департамент согласовывает изменение плана с проставлением на нем штампа и указанием номера удостоверения регистрации ИБП.

Это важно
При рассмотрении вопроса об изменении целей использования ИБП Межведомственная комиссия вправе принять решение об отмене освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин).

Если будет принято решения об отмене освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин), а также в случае направления помощи, ранее освобожденной от налогов, сборов (пошлин), на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента Республики Беларусь (абз. 14 ч. 1 п. 1 Декрета № 3), датой включения получателем суммы указанной помощи в состав внереализационных доходов для целей налогообложения является дата согласования Департаментом изменения плана.

Справочно: Перечень общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, для оплаты которых может использоваться иностранная безвозмездная помощь, определен приложением к постановлению Управления делами Президента Республики Беларусь от 12.08.2020 № 2 «О перечне общехозяйственных расходов».

При изменении цели использования ИБП, зарегистрированной без освобождения от налогов, сборов (пошлин), льготы, предусмотренные п. 11 Декрета № 3, не предоставляются.

Отказ в изменении цели использования ИБП

Получателю может быть отказано в изменении цели использования ИБП. Основания для отказа предусмотрены Декретом № 3. Также такое решение может быть принято в случае нарушения требований использования ИБП, определенных законодательными актами.

Получение отказа в изменении цели использования ИБП с учетом п. 2 Декрета № 3 возможно, если получатель заявил о необходимости использования помощи для следующих целей:

  • осуществление террористической и иной экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, либо финансирование политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий;
  • подготовка или проведение выборов, референдумов, отзыв депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местного Совета депутатов, организация либо проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовление или распространение агитационных материалов;
  • организация мероприятий, направленных на проведение политической и агитационно-массовой работы среди населения.

Это важно
В случае получения отказа от изменения цели использования ИБП используется получателем в соответствии с планом, удостоверенным штампом Департамента.

При этом следует отметить, что в случае реорганизации юридического лица — получателя помощь используется его правопреемником в соответствии с Положением о порядке поступления ИБП.

Отчетность использования ИБП

Вторичные (последующие) получатели ИБП ежеквартально не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют получателям отчет об использовании помощи по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь (далее — отчет).

Вторичные (последующие) получатели – это физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получившие помощь от получателей (вторичных получателей) согласно плану целевого использования помощи в целях ее использования, а также для дальнейшей передачи помощи физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в целях ее использования.

Форма отчета об использовании ИБП в виде денежных средств утверждена в соответствии с приложением 5 к постановлению Управления делами Президента Республики Беларусь от 12.08.2020 № 3 «Об установлении форм документов» (далее — постановление № 3).

От редакции 
Пример заполнения отчета можно скачать по ссылке в электронной версии данной статьи на ERZ.BY – Журнал - № 6 (102) 2021 и в разделе «Формы документов»

Форма отчета об использовании ИБП в виде товаров (имущества) утверждена в соответствии с приложением 6 к постановлению № 3.

От редакции 
Пример заполнения отчета об использовании иностранной безвозмездной помощи в виде товаров (имущества) можно скачать по ссылке в электронной версии данной статьи на ERZ.BY – Журнал - № 6 (102) 2021 и в разделе «Формы документов»

Получатели ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчет в Департамент.

Представление отчетов осуществляется в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного документооборота государственных органов или на бумажном носителе.

Анализ эффективности и контроль использования ИБП

Пунктом 19 Декрета закреплен принцип проведения компетентными органами, выдавшими заключения о целесообразности освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин) (далее — компетентные органы) анализа достижения ожидаемой экономической или социальной эффективности использования ИБП (п. 19).

При этом порядок проведения анализа достижения ожидаемой экономической или социальной эффективности использования ИБП определен Положением о порядке проведения анализа достижения ожидаемой экономической и (или) социальной эффективности использования иностранной безвозмездной помощи (далее — Положение о порядке проведения анализа) (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Управления делами Президента Республики Беларусь от 27.08.2020 № 502/4 (далее — постановление № 502/4)).

         Анализ эффективности проводится ежегодно компетентными органами в отношении помощи, которая зарегистрирована в Департаменте в установленном порядке.

В этих целях Департамент ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, нарастающим итогом с начала года представляет в компетентные органы по сферам деятельности и территориальности:

  • информацию о зарегистрированной помощи с указанием сведений о ее освобождении (неосвобождении) от налогов, сборов (пошлин), получателях и целях использования помощи;
  • копии отчетов об использовании помощи, поступивших в Департамент;
  • информацию об ожидаемой экономической и (или) социальной эффективности использования помощи, представляемую получателями в Департамент при обращении за регистрацией помощи, не освобождаемой от налогов, сборов (пошлин).

Справочно: анализ эффективности использования ИБП проводится компетентными органами в отношении каждой цели использования помощи с учетом достижения (недостижения) социальных целей ее использования, а также отдельно по каждому получателю (вторичному (последующему) получателю).

Использование помощи признается социально эффективным при соответствии достигнутых получателем социальных целей заявленным.

При анализе социальной эффективности использования ИБП учитываются конкретные результаты ее использования в сферах трудовых отношений, социальной защиты, здравоохранения, экологии и др., создающие условия для развития личности и улучшения качества жизни граждан, а также достижение (способствование достижению) значений целевых и сводных целевых показателей государственных программ в указанных сферах.

Результаты проведенного анализа эффективности учитываются:

  • компетентными органами при выдаче заключения о целесообразности освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин);
  • Департаментом при определении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов в рамках осуществления контроля за деятельностью проверяемых субъектов при получении, распределении помощи и за ее целевым использованием (пп. 7–8 Положения о порядке проведения анализа).

Принцип контроля за получением и целевым использованием ИБП предусмотрен Декретом № 3.

Так, в соответствии с п. 6 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 20.03.2021) (далее — Указ № 510)) контроль за деятельностью проверяемых субъектов при получении, распределении иностранной безвозмездной помощи и целевым использованием этой помощи отнесен к компетенции Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.

При этом особое внимание контролирующих органов уделяется вопросам нецелевого использования ИБП.

Комплекс мер и порядок их реализации установлен Положением о порядке принятия мер, направленных на предупреждение и минимизацию негативных последствий нецелевого использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденным постановлением № 502/4.

Ответственность получателей ИБП

Ответственность в рамках использования ИБП определена при нарушении следующих случаях:

  • использование ИБП в целях, на которые запрещено ее использовать (п. 2 Декрета № 3);
  • использование ИБП без соблюдения требований, предусмотренных п. 7 Декрета № 3, регистрации ИБП.

При нарушении п. 2 Декрета № 3, а также в случае нецелевого использования ИБП получатели (вторичные (последующие) получатели) несут ответственность, предусмотренную законодательными актами, и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством.

Справочно: под нецелевым использованием помощи понимается использование помощи на цели и (или) в размерах, не предусмотренных в плане целевого использования помощи, а также перечисление (выдача), передача помощи вторичным (последующим) получателям, не указанным в таком плане (п. 8 приложения к Декрету № 3).

Таможенные платежи, пени и (или) проценты уплачивают получатели, в адрес которых осуществлен ввоз товаров в Беларусь. Обращение взыскания на товары, полученные в качестве помощи, допускается в случае, если за счет этих товаров взыскиваются неуплаченные таможенные платежи, пени и (или) проценты, начисленные в связи с нецелевым использованием таких товаров (п. 22 Декрета № 3).

Предоставление представительствами иностранных организаций, международных неправительственных организаций на территории Беларуси помощи на запрещенные цели использования, в т.ч. однократное совершение такого нарушения, является основанием для прекращения деятельности этих представительств (п. 24 Декрета № 3).

КоАП предусматривает ответственность в рамках использования ИБП (ст. 24.14 и 24.15).

Таблица

Ответственность в соответствии с КоАП

Уголовная ответственность за использование ИБП в нарушение законодательства Республики Беларусь установлена ст. 369УК.

Исходя из санкции данной статьи за нарушение законодательства  при использовании ИБП могут быть применены такие вида наказания как штраф, арест, ограничение свободы на срок до трёх лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

Таким образом, соблюдение законодательства в части вопросов использования ИБП обязательно должно находится на контроле у руководителя

1886 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок