К вам едет мониторинг: что может ожидать организацию здравоохранения

Каждая организация здравоохранения хотя бы раз уже сталкивалась или еще столкнется с проверкой и мониторингом. Многие ассоциируют проведение мониторинга с проведением типичной проверки, но так ли это? В статье мы расскажем, в чем разница между проверкой и мониторингом и на что обратить внимание руководителю, если в организации проводится мониторинг.

Хомич Алеся

юрист, медиатор

797 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Одной из тенденций развития контрольной (надзорной) деятельности в нашей стране является смещение приоритетов от проверочных действий к наблюдению (мониторингу) за объектами контроля.

Условия и порядок проведения мониторинга, а также варианты решений, принимаемых по результатам мониторинга, закреплены в Положении о порядке проведения мониторинга (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

В чем разница между проверкой и мониторингом

Существует ряд особенностей проведения проверки и мониторинга и различий между ними. В таблице мы представили основные различия, о которых полезно знать руководителю.

Таблица

Различия между проверкой и мониторингом

КритерийПроверкаМониторинг

Правовая природа

Форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности субъекта требованиям законодательства

Форма контроля (надзора), заключающаяся в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-­следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами

Цель проведения

Проверка соответствия деятельности субъекта требованиям законодательства, а в случае обнаружения нарушений — их пресечение

Оперативная оценка фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений

Полномочия контролирующего (надзорного) органа

Полномочия по пресечению нарушений и устранению их вредных последствий

Не обладает полномочиями, предоставленными контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок

Особенности

По результатам проведения не исключено применение принудительных мер для устранения нарушений

Разносторонность, быстрота и гибкость реагирования

Вмешательство в оперативную и производственную деятельность

Происходит в определенных случаях, при определенных условиях и носит ограниченный характер

Не происходит

Охватываемая сфера

Может проверяться как вся деятельность субъекта, так и отдельные ее направления

Анализируются и оцениваются показатели финансово-­экономического состояния субъекта по определенным направлениям


Исходя из данных, приведенных в таб­лице, можно сделать вывод, что мониторинг может в некоторых случаях предотвратить допущение организацией здравоохранения грубых нарушений. Так ли это на самом деле и какими могут быть последствия проведения мониторинга, разберемся дальше.

Особенности проведения мониторинга

Понимание руководителем организации здравоохранения особенностей проведения мониторинга, в т. ч. своих прав и прав должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, во многих случаях может помочь грамотно организовать действия организации при проведении мониторинга. Что же для этого необходимо знать?

Когда может быть проведен мониторинг

Мониторинг в организации здравоохранения может проводиться в случаях:

  • необходимости разового определения финансово-­экономического состояния организации (однократный мониторинг);
  • потребности в постоянном (периодическом) отслеживании результативности принимаемых мер по улучшению исследуемых показателей (периодический мониторинг);
  • поступления обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в т. ч. свидетельствующих о совершении нарушений, и др.

Кто принимает решение о проведении мониторинга

Мониторинг должен проводиться на основании решения руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя.

В решении могут быть указаны следующие данные:

  • номер и дата выдачи решения;
  • наименование органа, проводящего мониторинг;
  • тема проводимого мониторинга;
  • наименование (фамилия, имя, отчество) субъекта, у которого проводится мониторинг, его местонахождение (место жительства) (если они известны);
  • место проведения мониторинга;
  • фамилия и инициалы работника органа, его должность;
  • срок проведения (даты начала и окончания) мониторинга;
  • вопросы, подлежащие изучению;
  • иные сведения (при необходимости).

Важно
Обязанность должностного лица, проводящего мониторинг, знакомить субъекта с решением о проведении мониторинга законодательством не предусмотрена, поэтому требовать ознакомиться с решением руководитель не вправе.

При этом должностное лицо вправе уведомить субъекта о проводимом мониторинге, ознакомить с копией решения и предъявить служебное удостоверение.

Какими правами обладает должностное лицо, проводящее мониторинг

Должностное лицо при проведении мониторинга имеет право:

  • входить на территорию и (или) объекты организации здравоохранения, которые являются общедоступными;
  • входить на иную территорию и (или) объекты (не являющиеся общедоступными) с согласия организации здравоохранения;
  • использовать доступные средства сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

Должностное лицо при проведении мониторинга вправе также использовать иные полномочия, определенные законодательными актами для контролирующих (надзорных) органов (их должностных лиц), но в этом случае есть небольшое исключение. При проведении мониторинга не могут быть использованы полномочия, которыми наделены контролирующие (надзорные) органы исключительно для проведения проверок.

Руководителю на заметку
Должностные лица при проведении мониторинга не вправе использовать полномочия, которые предусмотрены в Положении о порядке организации и проведения проверок (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в ред. от 28.10.2021).

Результаты проведения мониторинга

По результатам мониторинга должностным лицом оформляется аналитическая (информационная) записка, которая может содержать следующие сведения:

  • наименование, описание исследуемых показателей (вопросов), по которым проводилось исследование;
  • наименование и место нахождения (место жительства) субъекта (если они известны), территории и (или) объекта субъекта, где проводился мониторинг, и сведения, полученные в ходе мониторинга;
  • сведения об исследовании (метод исследования, наблюдения, отраслевое и региональное распределение);
  • результаты исследования (описание наиболее актуальных проблем, связанных с тематикой мониторинга);
  • предложения для принятия решений по результатам мониторинга.

Что делать, если есть нарушения

Безусловно, в ходе мониторинга в деятельности организации здравоохранения могут быть выявлены нарушения, на которые необходимо обратить особое внимание.

Если вы готовы устранить нарушения, но не уверены, что это возможно в установленный срок, вы можете обратиться в контролирующий (надзорный) орган с просьбой о продлении срока.

Важно
При этом важно, чтобы срок был разумный и объективно необходимый.

В то же время нужно понимать, что в продлении срока может быть и отказано, например, если данная просьба направлена не на устранение нарушений, а на необоснованное затягивание времени с целью уклонения от их устранения.

Более того, должностным лицом, назначившим мониторинг, может быть вынесено решение об уменьшении субъекту срока информирования об устранении нарушений.

Положительный итог

Должностным лицом, назначившим мониторинг, может быть вынесено решение о:

  • полной отмене предписания;
  • частичной отмене предписания;
  • уменьшении срока приостановления (запрета) деятельности субъекта.

Руководителю на заметку
Такое решение вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о получении) субъекту или его представителю в день вынесения.

Негативные для организации последствия

В случае неустранения выявленных в ходе мониторинга нарушений контролирующий (надзорный) орган может назначить внеплановую проверку, по результатам которой может быть вынесено решение о прекращении действия лицензии.

В целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики», вступившим в силу с 26 апреля 2020 г., определен ряд мер, призванных обеспечить оперативное выявление и пресечение нарушений законодательства в различных сферах деятельности.

Справочно: эти меры связаны с проведением проверок и приостановлением работы субъектов.

В адрес организаций здравоохранения на основании решения лечебно-­контрольного совета Министерства здравоохранения Республики Беларусь были направлены рекомендации об устранении выявленных в ходе мониторинга грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий с одновременным приостановлением действия лицензии на медицинскую деятельность в части всех указанных в них работ и услуг на срок до устранения выявленных нарушений, но не более чем на 6 месяцев.

Так что для организации здравоохранения последствия проведения мониторинга в случае неустранения нарушений могут быть достаточно серьезными.

Заключение

Настоятельно рекомендуем внимательно относиться к рекомендациям по итогам мониторинга (несмотря на то, что сами по себе рекомендации не являются обязательными для исполнения), добровольно их исполнять, соблюдая все предписанные сроки. Это позволит вам избежать возможного наступления ответственности и дополнительных проверок.

От редакции
Об основных направлениях мониторинга в организациях здравоохранения, а также о выявленных в ходе мониторинга типичных нарушениях вы сможете прочитать в № 6 (2022) журнала.



797 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Алгоритм проведения государственной закупки: 10 простых шагов

Поможет: организовать проведение процедуры государственной закупки в соответствии с требованиями законодательства.
Руководитель. Здравоохранение № 11 (131) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 987
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок