Проверка обеспечения пожарной безопасности в организации здравоохранения

Проверки в организации здравоохранения могут проводиться по различным направлениям. Одним из таких направлений является обеспечение пожарной безопасности. Рассмотрим, какие нарушения выявляют органы государственного пожарного надзора в ходе таких проверок, а также какая ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательства о пожарной безопасности.

Материал подготовлен с участием специалистов Консультационного центра в области обеспечения пожарной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Гашинский Антон

Юрист

Алешкевич Анастасия

Юрист, директор ООО «Зона права»

695 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Государственный надзор в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами государственного пожарного надзора.

В настоящее время проведение проверок обеспечения пожарной безопасности регламентировано следующими правовыми актами:

Кто может осуществлять пожарный надзор

Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный пожарный надзор (далее — Перечень), определен постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 09.02.2021 № 8 «О должностных лицах органов государственного пожарного надзора» (в ред. от 22.02.2022).

Справочно: в настоящее время Перечень содержит 12 позиций.

Обязанности органов пожарного надзора

В части надзора за соблюдением пожарной безопасности органы государственного пожарного надзора обязаны:

  • осуществлять государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обес­печению пожарной безопасности, государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности;
  • оказывать помощь внештатным и добровольным пожарным формированиям в организации пожарно-­профилактических мероприятий, подготовке членов этих формирований;
  • выдавать заключения о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов, очередей строительства, пусковых комплексов разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в т. ч. требований безопасности и эксплуатационной надежности;
  • оказывать помощь в обучении мерам пожарной безопасности;
  • выполнять иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Законом и иными актами законодательства.

Какие вопросы подлежат проверке

Форма контрольного списка вопросов (чек-листа) в сфере государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности определена в приложении 11 к постановлению № 46.

Руководителю на заметку
Контрольный список вопросов (чек-лист) может заполняться в ходе внеплановой или выборочной проверки либо при планировании проверок.

Чек-лист содержит более 120 требований, предъявляемых к проверяемому субъекту, таких как:

  • обеспечение ответственными лицами пожарной безопасности и противопожарного режима на закрепленных за ними объектах;
  • знание работниками требований пожарной безопасности, умение применять первичные средства пожаротушения и средства самоспасения;
  • разработка субъектом общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности и т. д.

Справочно: проверяющие наделены полномочиями проверять наличие всей соответствующей технической документации, которая касается обеспечения безопасности при пожарах, а также исследовать все помещения и прилегающие земельные участки проверяемого субъекта.

Возможные результаты проверки

По результатам проведения проверки органы государственного пожарного надзора выносят (выдают) один из следующих документов:

  • требование;
  • предписание;
  • заключение;
  • предложение;
  • рекомендации;
  • документ, содержащий перечень требований в области пожарной безопасности.

Важно
Требования, предписания, вынесенные (выданные) органами государственного пожарного надзора в пределах их компетенции, обязательны для выполнения.

Требования, предписания, заключения, вынесенные (выданные) органами государственного пожарного надзора, могут быть обжалованы вышестоящим должностным лицам органов государственного пожарного надзора и (или) в судебном порядке.

Требования, предписания, предложения, рекомендации, вынесенные (выданные) органами государственного пожарного надзора, могут быть изменены или отменены вышестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора, если иное не установлено законодательными актами.

Какие нарушения выявляют в ходе проверок

Наиболее типичные нарушения, которые выявляются в ходе проверок обеспечения пожарной безопасности, представлены в таблице.

Таблица

Типичные нарушения требований пожарной безопасности

Неисправность

системы пожарной автоматики объекта (системы пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной вентиляции, установки автоматического пожаротушения)

внутреннего противопожарного водоснабжения объекта

первичных средств пожаротушения

Отсутствие

организации подготовки работников по программам пожарно-­технического минимума, проведения противопожарных инструктажей, а также обучения мерам пожарной безопасности

Отсутствие

общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности

внештатных пожарных формирований (либо их функционирование без должной организации)

первичных средств пожаротушения

Необслуживание

системы пожарной автоматики объекта (системы пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной вентиляции, установки автоматического пожаротушения)

Необеспечение

на объекте безопасной эвакуации людей (двери заперты, отсутствуют устройства открывания их изнутри без ключа, эвакуационные пути загромождены и др.)

Самовольная перепланировка объектов с нарушением требований пожарной безопасности без разработки проектной документации


Ответственность

За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Справочно: степень ответственности (уголовная либо административная) за нарушение одних и тех же нормативов в области обеспечения пожарной безопасности определяется с учетом наступивших последствий.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 24.36 КоАП. Ответственность по данной статье наступает как при наличии прямого умысла, когда лицо сознает, что нарушает законодательство о пожарной безопасности, и желает действовать таким образом, так и при наличии небрежности, когда лицо не сознает, что нарушает законодательство о пожарной безопасности, хотя должно было и могло это сознавать.


ПРИМЕР
Административная ответственность руководителей либо иных должностных лиц по ст. 24.36 КоАП наступает за невыполнение ими обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности.


Организации здравоохранения могут быть привлечены к повышенной административной ответственности.

Справочно: такого рода ответственность предусмотрена за нарушение специфических требований по обеспечению пожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей, взрывопожароопасных и пожароопасных производств лицами, ответственными за их выполнение.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 304 УК.

Так, нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Руководителю на заметку
Повышенная ответственность наступает с учетом последствий за нарушения, повлекшие причинение вреда человеку либо наступление ущерба в крупном, особо крупном размере, что влечет уголовное наказание до 7 лет лишения свободы.

Рекомендации организациям здравоохранения

Для обеспечения пожарной безопасности и противопожарного режима в организации здравоохранения руководитель обязан:

1) обеспечить соблюдение и контроль выполнения требований по обеспечению пожарной безопасности на объектах;

2) обеспечить работоспособность и исправность средств противопожарной защиты и пожаротушения, противопожарного водоснабжения, связи, защиты от статического электричества, наружных пожарных лестниц, ограждений крыш зданий, а также постоянную готовность к применению этих средств;

3) организовать:

  • разработку инструкции по пожарной безопасности;
  • приведение технологических процессов в соответствие с эксплуатационной и технологической документацией;
  • информирование работников о состоянии пожарной безопасности организации здравоохранения;
  • уборку территории от сухой растительности и горючих отходов и т. д.

Справочно: требования к содержанию инструкции по пожарной безопасности установлены постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.04.2018 № 28 «Об установлении требований к содержанию общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности» (в ред. от 10.06.2019).

Памятка для руководителей организаций здравоохранения по вопросам обеспечения пожарной безопасности


695 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок