Проведение проверок органами госсаннадзора

В № 2 (2024) журнала мы начали рассмотрение основных форм контрольной (надзорной) деятельности в сфере государственного санитарного надзора. В продолжение темы остановимся на порядке проведения и документального оформления проверок.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

481 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Проверки подразделяются на выборочные и внеплановые (п. 1 Указа № 510*).

* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (по тексту — Указ № 510)

Проведение выборочной проверки обусловлено ее включением в план выборочных проверок, который размещается на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь либо его органов не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретного проверяемого субъекта и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки.

Справочно: порядок формирования и исполнения планов выборочных проверок установлен приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 04.04.2018 № 17 «О формировании и исполнении планов выборочных проверок».

Общие правила проведения проверок

Установлен запрет на проведение проверок в течение двух лет со дня государственной регистрации организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей; присвоения учетного номера плательщика обособленным подразделениям организаций (кроме созданных в порядке реорганизации).

Данный запрет не распространяется (п. 8 Указа № 510):

  • на проверки, проводимые по поручению Президента, Совета Министров, председателя Комитета государственного контроля, Генерального прокурора, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
  • проверки в случае установления инфекционного заболевания, связанного с деятельностью проверяемого субъекта;
  • дополнительные проверки.

Проверка проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года, за исключением:

  • проверки по поручению Президента, Совета Министров, председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
  • проверки по поручению органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
  • проверки по обращению физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • дополнительной проверки.

Предельные сроки проведения проверок:

  • индивидуальных предпринимателей — 15 рабочих дней;
  • иных проверяемых субъектов — 30 рабочих дней.

Исключение сделано для следующих проверок:

  • срок внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать 3 рабочих дней;
  • срок дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Справочно: проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.

Приостановление, продление проверок

Принимать решения о приостановлении и продлении проверки уполномочены руководитель государственного органа или его уполномоченный заместитель (министр здравоохранения, заместитель министра — Главный государственный санитарный врач).

Основания приостановления:

  • проведение исследований (испытаний), технических освидетельствований или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;
  • необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
  • направление запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств;
  • необходимость получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных органами государственного санитарного надзора (далее — ОГСН), за пределами Республики Беларусь;
  • невозможность продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта.

Справочно: о назначении выборочной проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

Сроки приостановления:

  • не более чем на 3 месяца;
  • в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств — не более чем на 6 месяцев с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом).

При этом:

  • период, на который проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения проверки;
  • о приостановлении проверки в предписании делается отметка, с которой знакомится представитель проверяемого субъекта.

Справочно: проведение внеплановой проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной проверки, может быть продлено или приостановлено по основаниям и на срок, предусмотренные для проведения выборочной проверки.

Основания продления:

  • наличие значительного объема документов, подлежащего проверке; 
  • необходимость проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и др.).

Срок продления — однократно не более чем на 15 рабочих дней. 

С чего начинается проверка

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) предъявляет проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также вносит необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления), после чего знакомит проверяемого с перечнем вопросов, подлежащих проверке. 

Справочно: формы книги учета проверок, журнала производства работ и уведомления о проведении проверки утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Каковы общие требования, которые проверяющий должен соблюдать

В ходе проверки проверяющий вправе требовать у проверяемого только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке, и которые проверяемый субъект обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательными актами.

Справочно: проведение выборочных и внеплановых проверок по вопросам, относящимся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, не допускается.

Проверяющий обязан проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством и только в рабочее время проверяемого субъекта, выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства, соблюдая при этом законодательство, права и законные интересы проверяемого субъекта, служебную этику, охраняемую законодательными актами тайну.

Права проверяющего

1. Свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого субъекта для проведения проверки при предъявлении служебного удостоверения и предписания на проведение проверки.

Справочно: права и обязанности проверяемых субъектов, их представителей, участников контрольного обмера содержатся в пп. 7 и 8 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (по тексту — Положение)

2. В рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества.

3. Получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации.

4. Требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.

5. Истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы.

6. Привлекать экспертов, специалистов.

Обращаем внимание на то, что отбор проб и образцов продукции на всех этапах ее обращения для проведения исследований в лабораториях системы Министерства здравоохранения, аккредитованных в порядке, установленном законодательством, осуществляется органами государственного санитарного надзора в рамках мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, организуемых и проводимых данными органами в соответствии с постановлениями № 11051 и № 972.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» (по тексту — постановление № 1105).
2
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97 «О порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» (по тексту — постановление № 97).

Методы и способы проведения проверок

При проведении проверки проверяющие ОГСН обязаны применять чек-листы (согласно постановлению № 1147*).

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1147 «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. № 489» (по тексту — постановление № 1147) 

В ходе проверки могут использоваться метод документальной проверки и метод фактической проверки. При проведении проверки возможно применение двух этих методов в совокупности.

Первый метод основан на проверке по данным первичной документации, записей в учете и отчетности, второй — на приемах, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии (пересчет, взвешивание, обмер, лабораторный анализ).

Изучение сфер деятельности проверяемого субъекта, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, может проводиться сплошным или выборочным способом (методом).

Справочно: подробно способы (методы), которые могут использоваться в ходе проведения внеплановой проверки, представлены в Инструкции о методах и способах проведения проверок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.01.2010 № 83.

Оформление результатов проверки 

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющий в пределах его компетенции может составить протокол об административном правонарушении и (или) вынести постановление по делу об административном правонарушении. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п. 69 Положения.

Справочно: перечень реквизитов промежуточного акта проверки, акта проверки, справки содержится в пп. 60 и 70 Положения.
Особенности документального оформления акта по результатам внеплановой тематической оперативной проверки установлены п. 89 Положения.

Однородные нарушения могут быть отражены в ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экземпляру акта проверки, в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: размер причиненного вреда (при его наличии), период, на протяжении которого совершалось нарушение, даты и номера документов.

Справочно: результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки.

В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения.

Справочно: в необходимых случаях к акту проверки могут быть приложены справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные проверяемым субъектом в установленном порядке, объяснения представителя проверяемого субъекта.

Вручение акта (справки) проверки

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. Дата подписания является датой составления акта (справки) проверки.

В течение двух рабочих дней со дня составления акт (справка) проверки вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому для подписания руководителем проверяемого субъекта либо индивидуальным предпринимателем, при их отсутствии — иным представителем проверяемого субъекта.

Справочно: в акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

В случае отказа вышеуказанных лиц от подписания акта (справки) проверки, акта контрольного обмера в них делается соответствующая отметка и акт (справка) проверки, акт контрольного обмера направляются проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются проверяемому под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта (справки) проверки, имеет право письменно изложить мотивы отказа от их подписания.

Справочно: подписанный проверяющим (руководителем проверки) акт (справка) проверки может быть направлен по последнему известному ОГСН месту нахождения (месту жительства) проверяемого субъекта или его представителя. В этом случае проверяемый субъект считается надлежащим образом ознакомленным с результатами проверки, а акт (справка) проверки — полученным по истечении трех дней со дня такого направления.

Ответственность

Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки.

За достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах, ответственность несут должностные лица и представители проверяемого субъекта, представившие указанные справки, объяснения и расчеты.

Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности (п. 3 Указа № 510).

Административная ответственность за нарушение законодательства о контрольной (надзорной) деятельности предусмотрена ст. 24.50 КоАП*.

* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З (по тексту — КоАП).

481 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В Гродненской области идет активная работа над созданием централизованной электронной системы здравоохранения

Начальник главного управления здравоохранения Гродненского облисполкома Людмила Кеда на пресс-конференции, приуроченной к 80-летию системы здравоохранения Гродненщины, ра...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 41
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок