Какие нарушения допускают организации здравоохранения: результаты мониторингов

В 2022 г. Министерством здравоохранения был проведен ряд мониторингов в организациях здравоохранения. Какие нарушения были выявлены в ходе мониторингов и, соответственно, каким направлениям деятельности необходимо уделять особое внимание, расскажем в статье.

Хомич Алеся

ведущий юрисконсульт УЗ «5-я городская стоматологическая поликлиника», медиатор

1343 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Мониторинги проводились на основании приказа Министерства здравоохранения по всем направлениям деятельности организаций здравоохранения. Далее мы рассмотрим, какие нарушения выявлялись наиболее часто.

Нарушение лицензионных требований

Одним из направлений мониторингов стало соблюдение лицензионных требований.

На заметку руководителю
Мониторинги среди прочего выявили такое нарушение, как осуществление лицензируемой деятельности в местах, не указанных в лицензии.

Пропуск срока

Ряд организаций здравоохранения пропустили месячный срок для внесения изменений в лицензию в части:

  • изменения наименования субъекта хозяйствования;
  • изменения юридического адреса;
  • изменения места осуществления лицензируемой медицинской деятельности;
  • исключения одной из ранее заявленных услуг в случае увольнения ответственного за осуществление данной услуги специалиста, если в течение месяца на вакантную должность не принят другой специалист, удовлетворяющий лицензионным требованиям и условиям.

Требования к работникам

Относительно требований, которые предъявляются к работникам, были выявлены следующие нарушения:

  • специалисты принимались на должность, не соответствующую номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.05.2021 № 61 «О номенклатуре должностей служащих медицинских, фармацевтических работников и профилях медицинских, фармацевтических специальностей»;
  • не соблюдались лицензионные требования и условия, установленные в подп. 322.2 и 322.3 п. 322 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450, в ред. от 27.05.2021, далее — Положение).

Справочно: мониторинги уделили особое внимание наличию документа о повышении квалификации по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность.

Нарушения при ведении документации

Немало нарушений было выявлено при мониторинге медицинской документации.

Отсутствие медицинской документации

Речь идет об отсутствии медицинской документации, наличие и ведение которой требуются для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность (абз. 6 п. 329 Положения).

Нарушение порядка ведения

К основным нарушениям, выявленным в ходе мониторинга, относятся следующие:

  • незаполнение листа назначения и отсутствие учета нагрузок рентгенологических исследований;
  • отсутствие значения КПУ;
  • отсутствие структуры КПУ у пациентов контрольных групп;
  • неуказание значений и интерпретации индексов гигиены;
  • отсутствие подписей врача в дневнике посещений;
  • наличие дефектов заполнения зубной формулы (для стоматологов);
  • отсутствие оформленного согласия пациента на добровольное медицинское вмешательство;
  • неполное описание хода лечения и т. д.

Кроме того, были обнаружены нарушения порядка ведения журнала учета первичного приема посетителей (форма 074/У).

Справочно: необходимость ведения данной формы закреплена приказом Министерства здравоохранения Рес­публики Беларусь от 17.02.2004 № 33 «Об утверждении форм учетной медицинской документации организаций здравоохранения».

В некоторых организациях не велись карты физиотерапевтических назначений (форма 044/У).

Справочно: необходимость ведения данной формы закреплена приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.03.2004 № 75 «Об утверждении форм учетной медицинской документации организаций здравоохранения» (в ред. от 13.08.2021).

Несоответствие форм

В ходе мониторингов было выявлено несоответствие установленным формам:

  • учетных форм при осуществлении лабораторной диагностики (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.09.2007 № 787 «Об утверждении форм первичной медицинской документации по лабораторной диагностике», в ред. от 13.08.2021);
  • форм, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Респуб­лики Беларусь от 14.01.2011 № 24 «Об утверждении форм первичной медицинской документации в стоматологии» (в ред. от 13.08.2021).

Нарушения при организации медпомощи

Большая часть нарушений приходится на организацию медицинской помощи.

Отсутствие аптечки и вспомогательных наборов

В некоторых организациях здравоохра­нения отсутствовали аптечки для оказания первой медицинской помощи при анафилактическом шоке, а также посиндромные наборы для медицинской помощи при неотложных состояниях (гипертонический криз, диабетическая кома, отек легких и др.).

Помимо этого были установлены нарушения сроков хранения лекарственных средств, входящих в состав аптечки для оказания первой медицинской помощи, а также факты неназначения ответственных лиц за организацию работы по оказанию первой помощи, приобретение, хранение и периодическое пополнение аптечки первой помощи.

На заметку руководителю
Одно из установленных нарушений связано с отсутствием медицинской техники и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания медицинской помощи.

Причинение вреда пациенту

В ходе мониторингов были установлены случаи, когда оказание медицинской помощи повлекло за собой стойкое расстройство здоровья пациентов.

Справочно: факты причинения пациентам вреда были подтверждены решением лечебно-­контрольного совета Министерства здравоохранения.

Кроме того, были установлены факты:

  • применения методик лечения и диагностики, не разрешенных для медицинского применения в Республике Беларусь;
  • нарушения требований клинических протоколов.

Оценка качества

В некоторых организациях было установлено отсутствие приказа о проведении оценки качества медицинской помощи и проведения самого контроля качества.

Были также установлены факты неполного выполнения требований приказа Министерства здравоохранения Рес­публики Беларусь от 10.09.2009 № 873 «Об утверждении инструкций по контролю качества клинических лабораторных исследований».

Нарушения в техническом оснащении

Особое внимание при проведении мониторингов было уделено обеспечению организаций медицинской техникой и порядку ее технического обслуживания.

Незарегистрированная техника

Было выявлено использование медицинской техники, не зарегистрированной в Республике Беларусь.

Техническое обслуживание

Некоторые организации здравоохранения нарушили порядок технического обслуживания, оценки технического состояния медицинской техники.

На заметку руководителю
Были выявлены факты использования медицинской техники без метрологической поверки в соответствии с законодательством.

К нарушениям также было отнесено отсутствие в штате работника, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, или договора на их техническое обслуживание и ремонт.

Нарушение законодательства о труде

Нарушения, которые напрямую связаны с организацией труда медработников, выявленные в ходе мониторингов, достаточно обширны.

Были установлены факты непредставления в Министерство здравоохранения в течение месяца со дня назначения документов о назначении на должности:

  • руководителя организации здравоохра­нения;
  • руководителя обособленного подразделения организации, не являющейся организацией здравоохранения;
  • медицинских работников;
  • иных работников вместо заявленных при получении лицензии;
  • медицинских работников дополнительно к работникам, заявленным при получении лицензии.

Также вы можете скачать перечень основных нарушений при организации труда медработников со ссылками на нормы права.

Нарушение санитарно-­эпидемиологических требований

Ряд нарушений связаны с неисполнением законодательства в области санитарно-­эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-­гигиеническая экспертиза

Нарушением является непроведение санитарно-­гигиенической экспертизы с выдачей санитарно-­гигиенического заключения на работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, оказываемые организацией, или же ее проведение с нарушением установленных сроков.

Справочно: данные требования закреплены в п. 4 специфических санитарно-­эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2020 № 130 «Об утверждении специфических санитарно-­эпидемиологических требований», в ред. от 02.02.2022, далее — постановление № 130).

Программа производственного контроля

В некоторых случаях программа производственного контроля не соответствовала требованиям п. 15 санитарных правил 1.1.8‑24‑2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-­противоэпидемиологических и профилактических мероприятий» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22.12.2003 № 183, в ред. от 01.09.2010).

Иные требования

В ряде случаев было выявлено нарушение порядка технического обслуживания вентиляционных установок.

Кроме того, организациями нарушаются нормы и требования санитарно-­эпидемиологического законодательства.

На заметку руководителю
В некоторых организациях с работниками не был проведен инструктаж (обучение) по соблюдению специфических сани­тарно-­эпидемиологических требований, утвержденных постановлением № 130, с принятием зачета.


Пример

Установлены факты использования просроченных реагентов, отсутствия индикатора в простерилизованных изделиях, повторного использования одноразовых изделий.


Иные нарушения

В ходе мониторингов были выявлены:

  • отсутствие оформленных актов оказанных услуг;
  • несоблюдение требований Закона Рес­публики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных»;
  • отсутствие документации о создании первичной профсоюзной организации;
  • нарушение норм Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (утв. постановлением Министерства юстиции Рес­публики Беларусь от 19.01.2009 № 4).

Последствия для организаций здравоохранения

Нарушения, которые мы осветили выше, влекут за собой последствия в виде приостановления или аннулирования лицензии. Это важно помнить каждому руководителю.

Более того, Положение предусматривает ответственность за продолжение осуществления лицензируемого вида деятельности в период приостановления действия лицензии. В таком случае лицензирующий орган принимает решение о прекращении ее действия, при этом действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии.

Заключение

Руководителю организации здравоохранения важно знать, какие нарушения выявляются при проведении мониторингов, чтобы расставить дополнительные точки контроля на отдельных направлениях деятельности своей организации.

1343 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Проходит общественное обсуждение проекта Кодекса о здравоохранении

На общественное обсуждение вынесен проект Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении. Организатором общественного обсуждения выступает Министерство здравоохранения.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 45

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 25.11.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2556
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок