Причины заявления требований к клинике
В январе 2019 г. пациент обратился в данную клинику для проведения хирургического и ортопедического лечения полости рта.
Первый этап лечения состоял из одноэтапной установки 13 имплантатов. Затем требовалось некоторое время для их приживления. Завершающим этапом было дальнейшее протезирование на этих имплантатах.
Однако после установки имплантатов, со слов пациента, их приживление проходило очень медленно: 2 имплантата не прижились и были удалены, 3 — имели достаточную степень подвижности и могли выпасть при надкусывании, оставшиеся 8 — стояли «как частокол, в разные стороны».
Пациент обратился в российскую клинику по месту своего жительства, где ему рекомендовали удалить все установленные имплантаты. На этом основании он потребовал возврата всей уплаченной суммы за некачественно оказанную, по его мнению, медицинскую услугу, а также возмещения затрат на неоднократные переезды и денежную компенсацию нравственных и моральных страданий, которые он претерпел.
Ошибки клиники
При обращении пациента в клинику за услугой врач после осмотра, сбора и анализа результатов стоматологического обследования на основании сложившейся клинической картины установил диагноз и предложил несколько вариантов рационального плана лечения.
Однако поскольку пациент являлся гражданином Российской Федерации и постоянно проживал на территории России, все согласования плана лечения проходили посредством переписки по электронной почте, и однозначно определить согласованный с пациентом план не представлялось возможным. Это была ключевая ошибка клиники в ведении медицинской документации.
Инициирование медиации и предмедиация
Инициатором обращения к медиатору выступил руководитель стоматологической клиники. Главное, что не устраивало руководителя клиники, — это перспектива проверки от Министерства здравоохранения и разрешения спора в суде в пользу пациента.
После предложения руководителя клиники урегулировать спор в процедуре медиации со сторонами была проведена предмедиация. На этом этапе медиатор подробно рассказал сторонам, что такое медиация, каковы ее принципы, как она проходит и каковы ее преимущества.
Предмедиация помогла не только проинформировать стороны о процедуре медиации, но и выстроить доверительные отношения между медиатором и участниками конфликта, а также решить организационные вопросы.
По результатам предмедиации стороны заключили соглашение о применении медиации. После предмедиации до начала процедуры медиации перерыв составил 1 ч.
Урегулирование спора в процедуре медиации
Для проведения переговоров стороны выбрали помещение стоматологической клиники.
Спор был разрешен в течение одной медиативной сессии общей продолжительностью 6 ч.
В процессе медиативной сессии были детально изучены и озвучены позиции обоих сторон.
Пациенту была сообщена полная информация о состоянии его стоматологического здоровья, целях медицинского вмешательства, включая полные сведения о результатах стоматологического обследования, наличии заболевания, диагнозе и прогнозе заболевания, необходимости медицинского стоматологического вмешательства, возможных вариантах стоматологического лечения и связанном с ним риске. Также был определен и надлежащим образом согласован план лечения, определены предполагаемые результаты лечения и возможные осложнения. Кроме того, пациенту была сообщена информация и даны разъяснения о методах лечения с визуальной демонстрацией при помощи видеоматериалов, разъяснены визуальные результаты проведенного лечения на имеющихся снимках. Далее был детально разобран алгоритм необходимых действий пациента.
В процессе медиативной сессии был сформирован вариант решения проблемы.
В процессе переговоров выяснилось, что проведенное в клинике лечение соответствовало установленным стандартам и отражало стоматологический статус пациента при первичном обращении, выполненный план лечения соответствовал установленному предварительному диагнозу. В то же время результат оказанных услуг с учетом уже имеющейся картины приживления установленных имплантатов не соответствовал ожиданиям пациента и мог быть признан некачественным. Более того, пациент выразил желание продолжить лечение по месту своего постоянного жительства, поскольку это было для него удобнее и, как он полагал, менее финансово затратным, а при такой клинической картине другие доктора не брались за его дальнейшие лечение.
Результаты медиативного разрешения спора
В результате проведенной медиативной сессии стороны заключили медиативное соглашение, по которому:
- пришли к соглашению о расторжении договора возмездного оказания медицинских услуг;
- клиника обязалась возвратить пациенту денежные средства за установленные ему 13 имплантатов;
- пациент обязался не использовать результаты оказанной ему в клинике стоматологической помощи для дальнейшего протезирования либо иного лечения, произвести полное удаление результата работы — всех установленных имплантатов — и возвратить их клинике в течение двух месяцев.
Заключение
В случае обращения пациента в суд была бы назначена судебно-медицинская экспертиза, которая проводится по результатам комплексной проверки Министерства здравоохранения. Если такая проверка не проводилась, то она назначается до проведения экспертизы.
По результатам экспертизы и руководствуясь нормами Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей», суд с высокой степенью вероятности вынес бы решение в пользу пациента и удовлетворил бы исковые требования в полном объеме.
Увеличилась стоимость книги замечаний и предложений
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14.06.2019 г. № 29 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2005 г. № 37» (рег. № 8/34257 от 24.06.2019 г.).
О чем?
Постановление внесло изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2005 г. № 37 «Об установлении размера платы за книгу замечаний и предложений»: размер платы за книгу замечаний и предложений увеличился с 4 руб. до 5 руб. 50 коп.
Вступило в силу С 01.07.2019 г.