Последовательность процессуальных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении: памятка руководителя

В статье конкретизированы процессуальные действия должностного лица, органа (учреждения) государственного санитарного надзора (далее — орган госсаннадзора) по рассмотрению дела об административном правонарушении (далее — ДАП).

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

2113 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В статье «Рассмотрение дел об административных правонарушениях органами госсаннадзорa» («Руководитель. Здравоохранение» № 6 (2019), c. 23) в стадии рассмотрения ДАП мы выделили и рассмотрели такую подстадию, как фактическое рассмотрение ДАП. Данная подстадия предполагает проведение слушания дела, рассмотрение дела по существу. В рамках данной подстадии мы рассмотрели вопросы, подлежащие выяснению в соответствии со ст. 11.6 ПИКоАП. Вместе с тем ст. 11.5 ПИКоАП урегулирован также порядок процессуальных действий должностного лица, уполномоченного на рассмотрение ДАП, по рассмотрению дела. Рассмотрим эти действия в хронологической последовательности.

1. Представление должностного лица органа госсаннадзора, ведущего административный процесс, уполномоченного рассматривать данное ДАП

В рамках рассмотрения ДАП должностное лицо органа госсаннадзора, ведущее административный процесс, уполномоченное на рассмотрение дела (далее — должностное лицо органа госсаннадзора), представляется физическому лицу (представителю юридического лица), в отношении которого ведется административный процесс, озвучивая наименование занимаемой должности, свое имя, фамилию, отчество.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.10 ПИКоАП от имени органов госсаннадзора ДАП вправе рассматривать Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, Главный государственный санитарный врач Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители.

2. Объявление дела, подлежащего рассмотрению

После представления должностное лицо органа госсаннадзора объявляет, какое ДАП подлежит рассмотрению, озвучивая статью (часть статьи) КоАП, по которой в отношении физического и (или) юридического лица составлен протокол об административном правонарушении (далее — АП).

Справочно: дело об административном правонарушении — обособленное производство, которое включает в себя заявление, сообщение об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление о наложении административного взыскания и иные материалы, относящиеся к административному правонарушению (абз. 6 ст. 1.4 ПИКоАП).

3. Объявление лица, в отношении которого ведется административный процесс

Орган госсаннадзора может вести процесс в отношении физического лица, в отношении юридического лица, если санкцией статьи Особенной части КоАП предусмотрено наложение административного взыскания на юридическое лицо, а также соединить в одном процессе дела, которые начаты в отношении физического и юридического лица по отдельности.

В отношении физического лица объявляется его имя, фамилия, отчество, занимаемая должность, место работы (если речь идет о совершении АП при выполнении трудовых обязанностей).

В отношении юридического лица объявляется его наименование, а также данные представителя этого юридического лица, аналогично данным физического лица, в отношении которого возбуждено ДАП.

4. Установление факта явки участников административного процесса

Согласно абз. 26 ст. 1.4 КоАП к участникам административного процесса отнесены: судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, секретарь судебного заседания, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

Таким образом, должностному лицу органа госсаннадзора необходимо установить в первую очередь факт явки или неявки физического лица, представителя юридического лица, в отношении которых ведется административный процесс, а также других участников, если их участие при рассмотрении данного ДАП обязательно или определено должностным лицом органа госсаннадзора как необходимое для законного, всестороннего и обоснованного рассмотрения данного ДАП.

5. Разъяснение лицам, участвующим в рассмотрении дела, их прав и обязанностей

Права и обязанности физического (юридического) лица, в отношении которого ведется административный процесс, а также представителя юридического лица определены в ст. 4.1 КоАП; права и обязанности потерпевшего физического (юридического) лица, представителя юридического лица — в ст. 4.2 КоАП; права и обязанности законного представителя физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего — физического лица — в ст. 4.3, 4.1 КоАП; права и обязанности защитника (физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, а в отношении индивидуального предпринимателя — представителя), представителя потерпевшего физического лица — в ст. 4.5 КоАП; права и обязанности свидетеля и понятого — в ст. 4.6, 4.10 КоАП соответственно; права и обязанности эксперта, специалиста, переводчика — в ст. 4.7, 4.8, 4.9 КоАП соответственно.

От редакции
Форму разъяснения прав и обязанностей лицу, в отношении которого ведется административный процесс, можно скачать по ссылке

О разъяснении указанных прав должны быть сделаны соответствующие отметки в протоколе процессуального действия либо в протоколе об АП.

6. Разъяснение участникам административного процесса прав отвода

Идея субъективной беспристрастности традиционно находит свое развитие в административно-­процессуальном законодательстве, в нормах которого определены обстоятельства, исключающие возможность участия в административном процессе.

В качестве процессуального механизма достижения данной идеи служит институт отводов и самоотводов, призванный отстранять от участия в административном процессе субъектов в случае, если имеются предусмотренные в ПИКоАП обстоятельства, исключающие их участие в административном процессе.

Основания для отвода судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, секретаря судебного заседания определены в ст. 5.1 ПИКоАП; для отвода эксперта, специалиста, переводчика, понятого, представителя, защитника — ст. 5.2, ч. 1 ст. 5.1 ПИКоАП.

Порядок заявления, а также разрешения самоотвода и отвода определен в ст. 5.3, 5.4 ПИКоАП соответственно.

Самоотвод и отвод должны быть мотивированы и заявлены до принятия решения по ДАП.

По результатам рассмотрения вопроса об отводе выносится постановление об удовлетворении заявления об отводе либо об отказе в его удовлетворении.

7. Разрешение ходатайств

Порядок разрешения ходатайств на стадии рассмотрения ДАП аналогичен таковому на стадии подготовки ДАП к рассмотрению (гл. 10 ПИКоАП), он урегулирован в ст. 10.7 ПИКоАП.

Письменные ходатайства участников административного процесса приобщаются к делу, устные заносятся в протокол процессуального действия.

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. Когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения ДАП. О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства сообщается лицу, заявившему ходатайство, а в протоколе делается отметка с указанием мотивов отказа.

8. Удаление свидетелей из помещения, в котором рассматривается ДАП

В целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов участников административного процесса, создания установленных ПИКоАП условий для ее осуществления, своевременного принятия мер по удовлетворению их законных требований, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела ПИКоАП устанавливает обязательность удаления свидетелей из помещения, в котором рассматривается ДАП.

9. Оглашение протокола об АП

Оглашение протокола об АП заключается в устном изложении должностным лицом органа госсаннадзора его содержания.

Согласно ч. 2 ст. 10.2 ПИКоАП в протоколе об АП должны быть указаны: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; время, место и обстоятельства совершения АП с указанием на часть статьи, статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются; отметка о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности; перечень материалов, прилагающихся к протоколу об АП; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

То есть должностное лицо органа госсаннадзора оглашает сведения, содержащиеся в протоколе об АП, в т. ч. указывает на наличие или отсутствие в нем необходимых отметок.

10. Установление порядка дачи объяснений и исследования доказательств

Порядок дачи объяснений участниками административного процесса и исследования доказательств определяет должностное лицо органа госсаннадзора исходя из характера рассматриваемого ДАП, количества участников административного процесса, принципа процессуальной экономии и с учетом обоснованных предложений участников административного процесса.

В то же время можно взять за основу порядок представления и исследования доказательств, определенный УПК. В частности, после оглашения протокола об АП предоставить слово физическому лицу (представителю юридического лица), в отношении которого ведется административный процесс, а при наличии в деле потерпевшего — ему самому или его представителю (в т. ч. законному представителю). Также при наличии в ДАП экспертного заключения целесообразным может быть вначале выслушать эксперта, предварительно предоставив участнику, в отношении которого ведется административный процесс, возможность ознакомиться с заключением.

11. Исследование доказательств

Как указано в ч. 3 ст. 11.5 ПИКоАП, исследование доказательств при рассмотрении ДАП осуществляется в соответствии с положениями ст. 10.10, 10.11, 10.1310.24 настоящего Кодекса.

Статья 10.10 ПИКоАП определяет порядок опроса лиц, участвующих в административном процессе; ст. 10.11 ПИКоАП — порядок опроса несовершеннолетнего; ст. 10.1310.24 ПИКоАП регулируют вопросы проведения осмотра, освидетельствования, назначения и проведения экспертизы, получения образцов для сравнительного исследования, опроса эксперта, проведения дополнительной, повторной, комиссионной и комплексной экспертиз.

В случае признания лицом, в отношении которого ведется административный процесс, своей вины, когда это признание не оспаривается ­кем-либо из участников административного процесса и не вызывает у должностного лица органа госсаннадзора сомнений, данное должностное лицо с согласия участников административного процесса после опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, и выяснения у него, не является ли его признание вынужденным, вправе:

  • ограничиться исследованием лишь тех доказательств, на которые укажут участники административного процесса;
  • объявить об окончании рассмотрения ДАП.

При этом должностное лицо органа госсаннадзора должно разъяснить участникам административного процесса, что отказ от исследования доказательств влечет недопустимость обжалования или опротестования постановления по ДАП по этому основанию.

При фактическом рассмотрении ДАП в органах госсаннадзора и в целях обеспечения соблюдения принципов процессуальной экономии и оперативного ведения административного процесса ПИКоАП не устанавливает обязательности ведения протоколов заседания, в отличие от коллегиальных органов и судов, где их ведение по общему правилу является обязательным.

За нарушение порядка при рассмотрении ДАП, неподчинение законным распоряжениям должностного лица органа, ведущего административный процесс, участник административного процесса может быть удален из помещения, в котором рассматривается ДАП. Удаление не может быть применено в отношении защитника.

Кроме того, процессуально-­испол­нительное законодательство содержит запрет на разглашение сведений, содержащихся в ДАП. Такие сведения могут быть преданы гласности лишь с разрешения должностного лица органа госсаннадзора, рассматривающего ДАП, а в случае, если такие сведения затрагивают личную жизнь потерпевшего, — с разрешения потерпевшего и в том объеме, в каком он признает это возможным.

Заключение

Соблюдение указанной выше последовательности рассмотрения ДАП уполномоченным должностным лицом органа госсаннадзора в совокупности с соблюдением иных требований к рассмотрению ДАП обеспечит соблюдение прав участников административного процесса, вынесение законного и обоснованного решения по делу об АП.

2113 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Особенности применения мер административно-правового принуждения при проведении мероприятий технического характера

Руководитель. Здравоохранение № 4 (112) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 950
• • •

Комментарий к постановлению Министерства здравоохранения о нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по приемам (консультациям) врачами-специалистами

Министерство здравоохранения прокомментировало постановление от 16.11.2024 № 155 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по приемам (консульт...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 34

Руководитель. Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 25.11.2024)

Здесь вы найдете информацию об особенностях принятия на работу и работы руководителя частной медорганизации, о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4193
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок