Прежде чем делать запрос, в обязательном порядке нужно четко определить, являетесь ли вы государственной организацией и распространяются ли на вас требования ч. 2 п. 11 Декрета № 5.
В п. 11 Декрета № 5 к государственным организациям отнесены (для целей Декрета № 5) государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности.
Справочно: согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. от 23.07.2019) государственный орган — это образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.
Понятие государственных организаций закреплено в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (в ред. от 06.01.2021), согласно которой государственные организации — это унитарные предприятия, учреждения, государственные объединения и иные юридические лица, имущество которых находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 113 ГК унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.
Справочно: имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, к государственным организация можно отнести государственные органы, бюджетные организации (государственные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. п.), республиканские и коммунальные унитарные предприятия, а также хозяйственные общества (как правило, акционерные), более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности.
На практике нередко смешивают такие понятия, как коммерческая организация (юридическое лицо) и государственная организация.
Согласно ст. 46 ГК юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах, предусмотренных ГК.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.
Руководителю на заметку
Иными словами, государственные организации могут быть в форме как коммерческих юридических лиц, так и некоммерческих.
Надо различать организации, которые на 100 % находятся в собственности государства, и организации с долей государства в уставном фонде. Например, хозяйственные общества являются частными организациями, но для целей п. 11 Декрета № 5 понимаются как государственные, если более 50 % их акций (долей в уставном фонде) находится в государственной собственности.
Если вопрос с отнесением организации к государственной решен, то необходимо перейти к следующему алгоритму.
Шаг 1. Решаем, необходим ли запрос
Для запроса характеристики необходимо определить правовое основание такого запроса. Правовым основанием для запроса характеристики является прием на работу (как по основному месту работы, так и по совместительству).
Руководителю на заметку
Составлять запрос не требуется при внутреннем переводе или временном переводе к другому нанимателю (ст. 321–34 ТК), при заключении гражданско-правового договора согласно Указу от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» и т. п.
На практике у нанимателей уже возникают различные вопросы, например, как быть с запросом, если предприятие, на котором работал работник, ликвидировано? А если работник не работал в течение последних 5 лет? И это только часть вопросов.
Таблица с информацией о спорных ситуациях, возникающих при запросе характеристики, с кратким пояснением
Шаг 2. Определяем объем запрашиваемых сведений
Для начала необходимо определить, прием на работу осуществляется на руководящую должность или нет (чтобы определить конкретный перечень запрашиваемых документов и кадровых действий).
Согласно п. 9 Декрета № 5 под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.
Аналогичное определение приведено в п. 6 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, в ред. от 22.07.2021, далее — Общие положения ЕКСД) в отношении такой категории служащих, как «Руководители».
Справочно: согласно таблице 4 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 014–2017 «Занятия» (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33, в ред. от 22.03.2021, далее — ОКЗ) и п. 3 Общих положений ЕКСД установлена следующая классификация должностей служащих по категориям: «Руководители», «Специалисты» и «Другие служащие», которым присвоены коды категорий должностей служащих 1, 2 и 3 соответственно.
Иными словами, в случае сомнения, является ли должность руководящей, можно посмотреть код категории должности служащего в ОКЗ, и если это код 1, то это должность руководителя. Поэтому в некоторых случаях понятие «руководящая должность» трактуется достаточно широко.
Мнение автора
В такой ситуации должности служащих с производными наименованиями «ведущий» и «старший» не являются должностями руководителей, т. к. они относятся к должностям специалистов согласно п. 5 Общих положений ЕКСД, несмотря на то, что таким работникам наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемым должностям служащих, дополнительно поручается функциональное, координационное или методическое руководство подчиненными им исполнителями либо выполнение функций руководства самостоятельным участком работы.
А вот должности служащих с производным наименованием «главный» являются руководящими должностями. Согласно тому же п. 5 Общих положений ЕКСД производное наименование «главный» применяется к наименованию должности служащего, относящегося к категории «Специалисты» (код категории — 2), и образует наименование должности служащего, относящегося к категории «Руководители» (код категории — 1).
От того, на какую должность — руководящую или не руководящую — принимается работник, зависят дополнительный пакет документов при приеме на работу и объем направляемого запроса.
Объем запроса при приеме на работу на не руководящую должность представлен на схеме.
Схема
Объем запроса при приеме на не руководящую должность
Что касается приема на руководящую должность как в государственную, так и в негосударственную организацию, то дополнительный пакет документов представлен в таблице.
Таблица
Дополнительный пакет документов при приеме на руководящую должность
с учетом Декрета № 5
Шаг 3. Составляем запрос
Согласно п. 134 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, в ред. от 17.10.2019, далее — Инструкция по делопроизводству) запрос может быть оформлен в виде письма.
Письмо может быть направлено по электронной почте, по системе электронного документооборота или системе межведомственного электронного документооборота (СМДО), нарочным.
Справочно: письмо в электронном виде, отправляемое по электронной почте, информационным системам ведомственного (корпоративного) или межведомственного электронного документооборота, оформляется по форме согласно приложению 3 к Инструкции по делопроизводству (п. 1371 Инструкции по делопроизводству).
Примерный образец письма-запроса на характеристику
Шаг 4. Регистрируем направляемый запрос
В подп. 139.2 п. 139 Инструкции по делопроизводству закреплено, что регистрации подлежат входящие, исходящие и внутренние документы, требующие учета и исполнения. Документы регистрируются независимо от способа их создания, передачи или доставки.
Таким образом, запрос должен быть зарегистрирован.
Шаг 5. Получаем характеристику в установленные сроки
Согласно ч. 1 п. 11 Декрета № 5 запрашиваемая характеристика с предыдущих мест работы должна выдаваться в течение 7 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
Выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признаются грубым нарушением трудовых обязанностей (п. 12 Декрета № 5).
Подробнее о порядке выдачи характеристики читайте в № 12 (2021) журнала в статье В. Самосейко «Характеристика по Декрету № 5: понятие, требования и порядок выдачи».
Шаг 6. Оцениваем характеристику
Формально с учетом ст. 16 ТК негативная характеристика сама по себе не является правовым основанием для отказа в приеме на работу.
Но принимая во внимание, что фактически Декрет № 5 поставил перед руководителями государственных организаций задачу недопущения нарушений в работе организации, незаконных массовых мероприятий и т. п., должны учитываться деловые и иные профессиональные качества соискателей в целях принятия решения о приеме на работу с учетом ст. 12, 14 и 26 ТК и т. д.
Шаг 7. Обеспечиваем хранение документов
Полученную при приеме на работу характеристику наниматель включает в личное дело работника.
Справочно: если кандидата не приняли на работу, то характеристику необходимо хранить 1 год согласно п. 645 перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 (в ред. от 30.09.2021). ²