Критерии выбора актов законодательства для проведения закупок товаров, работ, услуг

Почему важно правильно выбирать акты законодательства, подлежащие применению к планируемой закупке? Каковы критерии выбора актов законодательства, регулирующих порядок проведения государственных закупок, закупок за счет собственных средств и при строительстве объектов?

Бенсман Максим

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции», член Минской городской коллегии адвокатов

784 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Организация здравоохранения, санаторий (далее — организация здравоохранения) для обеспечения своей деятельности должны периодически закупать различные товары, услуги, работы (далее — закупки). Порядок совершения таких закупок регулируется законодательством и зависит от источника финансирования и предмета закупки. 

На этапе принятия решения о закупке большое значение имеет правильный выбор актов законодательства, в соответствии с которым эта закупка должна проводиться. 

Акты законодательства в сфере закупок можно объединить в три группы:

1. Акты, определяющие условия и порядок проведения государственных закупок. Отдельно здесь следует выделить акты законодательства, определяющие порядок проведения централизованных закупок, в частности в здравоохранении. 

2. Акты, определяющие условия и порядок организации проведения закупок за счет собственных средств.

3. Акты, определяющие условия и порядок проведения закупок при строительстве, в т.ч. при проведении текущих и капитальных ремонтов. 

От редакции
Перечень нормативных правовых актов, которыми следует руководствоваться при организации и проведении закупок в зависимости от группы актов законодательства, их регулирующих, вы можете скачать по ссылке.

Почему важно правильно выбирать акты законодательства, подлежащие применению к планируемой закупке?

В зависимости от того, какой группой актов законодательства о закупках регулируется планируемая организацией здравоохранения закупка, для выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) будут применяться различные процедуры закупок и правила их проведения. 

Ошибка в выборе акта законодательства, подлежащего применению к данной закупке, и, как следствие, допущение ошибки в выборе процедуры закупки может повлечь негативные последствия для заказчика (организатора) и лиц, ответственных за ее проведение.

Например, если данная закупка проведена в соответствии с актами законодательства, устанавливающими порядок проведения закупок за счет собственных средств, в то время как она должна была проводиться в соответствии с актами законодательства, устанавливающими основания и порядок проведения государственных закупок, то возможны следующие последствия:

  • проведенная процедура закупки может быть признана недействительной по иску заинтересованного лица (например, одного из участников процедуры закупки). При этом будет считаться, что нарушен порядок проведения процедуры государственной закупки, подлежащей применению в данном случае. Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по ее результатам (ст. 419 ГКст. 57 Закона о государственных закупках);
  • на должностное лицо организации здравоохранения, виновное в нарушении порядка проведения государственной закупки на территории Республики Беларусь, может быть наложено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до 50 базовых величин. За такое же нарушение, совершенное повторно в течение года или повлекшее дополнительное расходование бюджетных средств, к виновному лицу может быть применен штраф в размере от 50 до 100 базовых величин (ч. 4, 5 ст. 11.16 КоАП).

В случае, когда государственная закупка в соответствии с актами законодательства должна проводиться централизовано, а была осуществлена организацией здравоохранения самостоятельно, но в соответствии с актом законодательства, определяющим основания и порядок проведения государственных закупок, последствия будут аналогичны обозначенным выше. 

На практике бывают случаи, когда данная закупка должна проводиться в соответствии с актом законодательства, определяющим основания и порядок проведения закупок при строительстве, но не была проведена в соответствии с ним либо была проведена в соответствии с актом законодательства, определяющим основания и порядок проведения государственных закупок. В таком случае также возможны последствия в виде признания проведенной процедуры закупки недействительной и, как следствие, недействительности заключенного по ее результатам договора. Кроме этого, за нарушения порядка проведения процедур закупок при строительстве, определенные в ч. 1–3 ст. 21.17 КоАП, виновное должностное лицо организации здравоохранения и организация здравоохранения могут быть привлечены к административной ответственности по соответствующей части указанной статьи КоАП. 

Если в соответствии с актами законодательства, определяющими требования к порядку проведения закупок за счет собственных средств, и принятыми на основании них локальными нормативными правовыми актами данная закупка должна проводиться в порядке, определенном для проведения закупки за счет собственных средств, а была проведена в порядке, установленном для проведения государственных закупок или закупок при строительстве, возможны последствия в виде недействительности процедуры закупки и заключенного по ее результатам договора, упомянутые выше. Кроме этого, за нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, на виновное должностное лицо организации здравоохранения может быть наложен штраф в размере до 50 базовых величин (ст. 11.77 КоАП). 

Далее рассмотрим критерии выбора актов законодательства, подлежащих применению при проведении конкретной процедуры закупки. 

Критерии выбора актов законодательства о государственных закупках

Выбор в пользу применения к данной закупке актов законодательства, устанавливающих порядок проведения государственных закупок, определяется в совокупности следующими критериями:

  1. источником финансирования закупки. Закупку планируется осуществить полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов;
  2. субъектом. Закупка производится организацией здравоохранения, являющейся получателем указанных средств. Получатель бюджетных средств — бюджетная или иная организация, имеющая право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающая за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств*;
  3. предметом закупки. Планируемые к закупке товары, работы, услуги не относятся к тем, закупка которых должна производиться в соответствии с актами законодательства о закупках при строительстве.

* подп. 1.44 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь; письмо Министерства экономики Республики Беларусь от 27 марта 2013 г. № 30-03/2429 «О применении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» при строительстве объектов».

Критерии выбора актов законодательства о централизации государственных закупок

Выбор в пользу применения к данной закупке актов законодательства, устанавливающих порядок проведения государственных закупок путем их централизации, определяется в совокупности следующими критериями:

1) источником финансирования закупки. Закупку планируется осуществить полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов;

2) субъектом. Закупка производится организацией здравоохранения, являющейся получателем указанных средств через организатора, определенного в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. № 46 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее — Указ № 46);

3) предметом закупки. Планируемые к закупке товары:

  • не относятся к товарам, закупка которых должна производиться в соответствии с актами законодательства о закупках при строительстве;
  • определены в перечнях товаров, подлежащих централизованной закупке (подп. 1.1 п. 1 Указа № 46); 
  • относятся к медицинским изделиям при строительстве, приобретаемым в порядке, определенном законодательством о государственных закупках*.

* подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380); ч. 2 п. 3 Указа № 46. 

Критерии выбора актов законодательства о закупках за счет собственных средств

Выбор в пользу применения к данной закупке актов законодательства, определяющих условия и порядок организации проведения закупок за счет собственных средств и принятых на основании них организацией здравоохранения локальных нормативных правовых актов о закупках за счет собственных средств, определяется в совокупности следующими критериями:

1) источником финансирования закупки. Закупку планируется осуществить полностью за счет средств, не относящихся к бюджетным средствам, и (или) средствам государственных внебюджетных фондов;

2) субъектом. Закупка производится организацией здравоохранения, имущество которой находится в республиканской собственности или собственности местного органа власти соответствующего территориального уровня*;

* подп. 1.1. п. 1, п. 5-1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».

3) предметом. Планируемые к закупке товары, работы, услуги не относятся к тем, закупка которых должна производиться в соответствии с актами законодательства о закупках при строительстве. 

Критерии выбора актов законодательства о закупках при строительстве

Выбор в пользу применения к данной закупке актов законодательства, устанавливающих порядок проведения закупок при строительстве определяется следующими критериями:

1) источником финансирования. Закупку планируется осуществить полностью или частично за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (далее — бюджетные средства), а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

2) предметом. Планируется приобрести товары, работы, услуги при строительстве, в т.ч. при возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов. При этом под закупкой товаров при строительстве понимается приобретение товаров, осуществляемое на основании проектной документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которыми определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами (подп. 1.1 п. 1 Указа № 380).

Следует отметить, что до 26 февраля 2018 г. применение акта законодательства о закупках при строительстве не зависело от источника финансирования закупки при строительстве. Однако со вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) ситуация изменилась. 

В соответствии с абз. 35 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений). 

Тем не менее для обеспечения надлежащего контроля за расходованием собственных средств организации полагаем целесообразным закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, финансируемые за счет собственных средств субъектов хозяйствования, осуществлять на основании разработанных и утвержденных в организации локальных нормативных правовых актов.

Заключение

На этапе принятия решения о проведении закупки важно правильно понимать, какие акты законодательства подлежат применению к проведению данной закупки. Или, говоря иначе, под регулирование каких актов законодательства подпадает данная закупка. От правильного выбора актов законодательства, которые подлежат применению к данной закупке, зависит правильный выбор процедуры закупки, порядок, результаты и последствия ее проведения. 

784 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок