Медицинское освидетельствование состояния опьянения: процессуальное действие или медицинская помощь?

В чем особенности медицинского освидетельствования как процессуального действия и как этапа оказания медицинской помощи? Какими нормативными актами следует руководствоваться медицинскому работнику при проведении освидетельствования в каждом случае?

Свентуховская Надежда

магистр юридических наук, врач акушер-гинеколог

1580 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Освидетельствование физического лица — одна из распространенных медицинских процедур, выполняемых медицинскими работниками для различных целей: определения годности лица по состоянию здоровья к поступлению на определенную работу, военную службу, для профилактики распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека, определения степени тяжести телесных повреждений для решения вопросов о привлечении лица к административной или уголовной ответственности, принятия нанимателем решения о допуске к выполнению трудовых обязанностей работника, находящегося в состоянии алкогольного опьянения и (или) в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее — состояние опьянения) и др.

В данной статье рассмотрим два вида освидетельствования, связанных с нахождением лица в состоянии опьянения, а именно:

1. Освидетельствование как процессуальное действие.

2. Освидетельствование в рамках оказания медицинской помощи.

Освидетельствование как процессуальное действие

Как процессуальное действие освидетельствование — это совокупность действий уполномоченного должностного лица, производимых при необходимости с участием врача или иного специалиста в соответствии с законодательством, определяющим порядок ведения административного, уголовного процессов, по установлению наличия или отсутствия состояния опьянения у физического лица, если для этого не требуется проведения экспертизы.

Прежде всего, обращаем внимание на то, что проведение освидетельствования в административном либо уголовном процессе не является оказанием медицинской помощи. В данном случае освидетельствование проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, следователем, лицом, производящим дознание, а медицинский работник выступает в процессуальном статусе специалиста — участника соответствующего дела. При проведении такого обследования медицинскому работнику следует руководствоваться Положением о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 № 497) (далее — Положение), а также законодательством, определяющим порядок ведения административного, уголовного процессов.

У медицинских работников часто возникает вопрос о необходимости получения при освидетельствовании несовершеннолетнего лица предварительного согласия законного представителя и предоставлении ему информации о результатах данного освидетельствования.

В соответствии с п. 9 Положения учас­тие врача в проведении освидетельствования осуществляется в порядке, установленном законодательством, определяющим порядок ведения административного процесса, и (или) уголовно-­процессуальным законодательством. Соответственно, можно сделать вывод о том, что нормы, регулирующие получение согласия на оказание медицинской помощи несовершеннолетнему лицу, которые мы рассмотрели в статье «Условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним пациентам» (№ 11 (2019), с. 43), в рассматриваемой ситуации не применяются.

Обеспечение необходимого присутствия законных представителей и других участников процесса при освидетельствовании несовершеннолетнего является обязанностью должностного лица органа, ведущего административный процесс, следователя, лица, производящего дознание, а не врача. Последний обеспечивает выполнение действий, предусмотренных Положением и Инструкцией о порядке отбора, хранения и доставки на лабораторное исследование биологических образцов, а также определения в них при лабораторном исследовании концентрации абсолютного этилового спирта, наличия наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.08.2011 № 81).

Еще один вопрос, который важно затронуть в рассматриваемой ситуации — это заявление врачом самоотвода при наличии обстоятельств, предусмотренных административным и уголовно-­процессуальным законодательством. Он актуален для небольших городов, районных центров, где имеется только одно учреждение здравоохранения.

В соответствии со ст. 5.1, 5.2 ПИКоАП, ст. 85, 86 УПК за медицинским работником закреплена обязанность по заявлению самоотвода при наличии следующих обстоятельств (см. таблицу).


ПРИМЕР

Несовершеннолетний гражданин доставлен для освидетельствования по административному делу в приемное отделение ЦРБ в праздничный день. В качестве врача-­специалиста был привлечен дежурный врач — совместитель на 0,25 ставки в данной ЦРБ. В ходе проведения освидетельствования врач выяснил, что несовершеннолетний является сыном заместителя главного врача по основному месту его работы. В данном случае врач обязан заявить самоотвод.


В процессуальных действиях при освидетельствовании врач делает одно из следующих заключений:

  • отсутствует состояние алкогольного опьянения и (или) состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • состояние алкогольного опьянения;
  • состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • состояние алкогольного опьянения и состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • отказ от прохождения в установленном порядке освидетельствования (п. 10 Положения).

Освидетельствование в рамках оказания медицинской помощи (предоставления услуг)

Данный вид освидетельствования предполагает осуществление медицинским работником своей профессиональной деятельности вне рамок процессуального законодательства, т. е. при оказании медицинской помощи гражданам или при предоставлении медицинских услуг по освидетельствованию, оказываемых организациям.

Для рассмотрения данного вида освидетельствования разделим его на два подвида:

  • освидетельствование при обращении пациента в организацию здравоохранения за получением медицинской помощи;
  • освидетельствование в рамках трудовых отношений.

Освидетельствование при обращении пациента в организацию здравоохранения

Поводом для обращения в организацию здравоохранения гражданина, находящегося в состоянии опьянения, может быть причинение самому себе физического вреда, вызванного нахождением в этом состоянии, или ухудшение состояния здоровья. Освидетельствование в таких случаях осуществляется в соответствии с клиническими протоколами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.07.2011 № 732 «Об утверждении клинических протоколов по диагностике алкогольного и иного опьянения в организациях здравоохранения» (далее — Клинический протокол).

Отдельно необходимо выделить ситуацию выявления состояния опьянения физического лица в административном либо уголовном процессе, когда требуется оказание ему медицинской помощи. Если возникает необходимость в доставлении физического лица (в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего) в тяжелом, бессознательном состоянии в государственную организацию здравоохранения, то из п. 6 Положения следует, что врачу в данной ситуации необходимо действовать так, как того требуют его должностные обязанности — законодательство, регламентирующее оказание медицинской помощи. В данном случае акт освидетельствования по форме согласно приложению 2 к Положению не составляется. Государственная организация здравоохранения по запросу должностного лица выдает ему оформленную в установленном порядке выписку из медицинских документов, в которой отражается вынесенное врачом заключение о наличии (отсутствии) у физического лица состояния опьянения.

При обращении физического лица, в отношении которого проводилось освидетельствование, в организацию здравоохранения за получением информации о его результатах, выдается медицинская справка о состоянии здоровья, содержащая заключение, вынесенное по результатам освидетельствования.

Освидетельствование в рамках трудовых отношений

Проведение данного вида освидетельствования регулируется постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Респуб­лики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения», в частности Инструкцией о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих (далее — Инструкция).

Определение наличия или отсутствия признаков состояния опьянения в организме работающего (в случае, если имеются признаки состояния опьянения, однако состояние алкогольного опьянения не определено) входит в содержание предсменного медицинского осмотра, является его составной частью. При этом данная процедура не является освидетельствованием.

Медицинское освидетельствование с участием врача как таковое в трудовых отношениях осуществляется лишь при невозможности нанимателя самостоятельно обеспечить надлежащее проведение освидетельствования. В этом случае наниматель вправе обеспечить прохождение работником медицинского освидетельствования в организации здравоохранения на основании заключенного гражданско-­правового договора между нанимателем и организацией здравоохранения.

Это важно
Государственное учреждение здравоохранения проводит медицинское освидетельствование для установления факта опьянения на платной основе — по желанию граждан и (или) по направлению нанимателя (абз. 8 п. 10 постановления Совета Министров Рес­публики Беларусь от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения»).

Врач при проведении освидетельствования руководствуется Инструкцией и Клиническим протоколом.

В случае медицинского освидетельствования при трудовых отношениях Клинический протокол применим исходя из того, что в данном случае освидетельствование является медицинской услугой, которая выполняется при оказании медицинской помощи, а медицинская помощь включает комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента.

Инструкция же принята в целях реализации права работающих на здоровые и безопасные условия труда, уменьшения травматизма, т. е. освидетельствование соответствует критериям медицинской помощи и является таковой.

Заключение

Таким образом, при проведении освидетельствования врачу необходимо понимать, в рамках каких отношений проводится освидетельствование, т. к. от его вида зависит, какими нормативными актами следует руководствоваться и какую медицинскую документацию необходимо оформлять. 

1580 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Содействие милиции в доставке определенных категорий лиц в организацию здравоохранения

Руководитель. Здравоохранение № 4 (100) 2021
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1422
• • •

Комментарий к постановлению Министерства здравоохранения о нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по приемам (консультациям) врачами-специалистами

Министерство здравоохранения прокомментировало постановление от 16.11.2024 № 155 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по приемам (консульт...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 34
• • •

Нововведения в законодательстве об отходах — 2024

Поможет: держать руку на пульсе изменений в законодательстве об отходах в 2024 г. и организовать деятельность с учетом требований законодательства.
Руководитель. Здравоохранение № 6 (138) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1256
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок