Свое выступление по рассматриваемому вопросу Екатерина Орловская начала со сравнительного анализа положений Конституций Российской Федерации, Украины, Республики Беларусь и БССР, касающихся гарантий граждан на охрану здоровья.
Оказывается, действующие Конституции Российской Федерации и Украины более конкретны в плане применяемой терминологии. Так, согласно первой «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (ст. 41). В соответствии с текстом второй «каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование» (ст. 49).
На основе ст. 40 Конституции БССР 1978 г. (с изм. и доп.) за гражданами Белорусской ССР закреплялось право на охрану здоровья, которое согласно этой же статье обеспечивалось бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
В действующей Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп.) гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, которое обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда. При этом государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания (ст. 45).
Таким образом, в действующей Конституции Беларуси термин «медицинская помощь» заменен более широким с точки зрения законодателя понятием «медицинское обслуживание».
Если рассматривать данный вопрос с юридической точки зрения, то проблем с использованием термина «медицинское обслуживание» нет, поскольку в ст. 4 Закона о здравоохранении конкретизируется, что право граждан Республики Беларусь на доступное медицинское обслуживание обеспечивается в т. ч. предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения. Обеспечение же доступности медицинского обслуживания согласно ст. 3 указанного Закона является одним из основных принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения.
Проблема связана с социальными последствиями наличия в Конституции Беларуси термина «медицинское обслуживание». Поскольку многие граждане имеют обыкновение при необходимости апеллировать именно к нормам Конституции как Основного закона и не утруждают себя более глубоким анализом норм законодательства, в массовом сознании укоренилось представление о сфере деятельности организаций здравоохранения как о сфере обслуживания, связанной именно с оказанием услуг, аналогичных бытовым услугам. Укреплению таких представлений способствуют публикации в СМИ, определение термина «медицинская помощь» через понятие медицинской услуги, приведенного в ст. 1 Закона о здравоохранении, и распространение норм Закона Республики Беларусь 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» на отношения по оказанию платных медицинских услуг. Таким образом, у части граждан сформировалось потребительское отношение к медицине.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «помощь» объясняется как содействие в чем-либо, участие в чем-либо, приносящее облегчение кому-либо. При этом очевидно, что помощь оказывается исходя из возможностей того, кто ее оказывает. Ожидание граждан получить в государственных медицинских организациях «обслуживание» сталкивается с невозможностью удовлетворения всех их потребностей (уделение большего времени на личный прием, предоставление персонального медработника, отдельной палаты и т. д.), что вызывает неудовлетворенность. Причем именно процессом, а не результатом.
В то же время возможности по медицинскому «обслуживанию» (не в социальном, а в экономическом смысле) у частного сектора здравоохранения значительно больше, разнообразнее, что позволяет обеспечить удовлетворение практически любых пожеланий пациентов. Ограничением становятся лишь медицинские достижения и экономические возможности пациента.
Таким образом, закрепленное в Конституции Республики Беларусь понятие «медицинское обслуживание» и его воспроизведение в Законе о здравоохранении, а также определение медицинской помощи через понятие медицинской услуги вводит в заблуждение не только граждан, полагающих, что медицинская услуга тождественна социально-бытовой услуге, но и медицинских работников, которые не уверены в том, оказывают они медицинскую помощь или же занимаются обслуживанием граждан.
На наш взгляд, было бы обоснованным внесение в рассмотренные законодательные акты изменений о том, что граждане имеют право на охрану здоровья, которое обеспечивается оказанием медицинской помощи, ориентированной на скорейшее восстановление здоровья исходя из социально-экономических возможностей государства, а также о том, что медицинская помощь — это в первую очередь комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья, а не комплекс услуг.
Утвержден порядок организации деятельности студенческих отрядов
Указ Президента Республики Беларусь от 18.02.2020 № 58 «Об организации деятельности студенческих отрядов на территории Республики Беларусь» (рег. № 1/18859 от 19.02.2020).
О чем?
Утверждено Положение о порядке организации деятельности студенческих отрядов на территории Республики Беларусь.
Согласно Положению:
- оказание медицинской помощи участникам студенческих отрядов осуществляется ближайшими территориальными государственными организациями здравоохранения по месту работы данных отрядов в порядке, установленном законодательством о здравоохранении (п. 6);
- проведение медицинских осмотров и вакцинация участников студенческих отрядов осуществляются государственными организациями здравоохранения на безвозмездной основе в порядке, установленном законодательством (п. 12);
- зачисление в студенческий отряд производится при условии отсутствия медицинских противопоказаний (ч. 2 п. 4);
- студенческие отряды могут осуществлять деятельность круглогодично, если это не препятствует образовательному и (или) трудовому (на основном месте работы) процессам, в т.ч. в области здравоохранения (п. 7).
Дополнительно по теме:Тезисы III Белорусского медицинского бизнес-форума: лицензирование.