Налоговый кодекс — 2021: ключевые изменения и нововведения
С 1 января 2021 г. внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Рассмотрим те из них, которые актуальны для организаций здравоохранения, санаториев.
С 1 января 2021 г. внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Рассмотрим те из них, которые актуальны для организаций здравоохранения, санаториев.
Традиционно 1 января 2021 г. вступили в силу ключевые положения Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее — Закон № 72-З). Данным Законом внесены многочисленные изменения и дополнения как в Общую, так и в Особенную части НК. Рассмотрим наиболее значимые изменения, касающиеся деятельности частных и государственных организаций здравоохранения, санаториев.
Наряду с обязанностью подачи до 31 марта годовой индивидуальной отчетности введена дополнительная обязанность по представлению в налоговый орган в тот же срок положения об учетной политике на текущий календарный год. Такая обязанность распространяется на организации, составляющие отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. Годовая индивидуальная отчетность, а также положение об учетной политике представляются в налоговый орган по установленным форматам подачи отчетности в виде электронного документа.
Данное требование не распространяется на бюджетные организации.
Ранее налоговые декларации в виде электронного документа обязаны были представлять только:
С 2021 г. декларации в виде электронного документа обязаны представлять все организации, составляющие годовую индивидуальную отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. Такие организации должны отчитываться по налогам, сборам (пошлинам) в электронном виде независимо от показателя среднесписочной численности работников за прошлый год и признания их плательщиками НДС.
С 1 января 2021 г. организации (в т. ч. частные и государственные организации здравоохранения, санатории), государственные органы, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты обязаны будут представлять информацию о доходах физических лиц в специально предусмотренном порядке в общегосударственную автоматизированную информационную систему. Данное положение (с несколько более узким кругом субъектов предоставления данных) было внесено в налоговое законодательство еще в 2019 г., однако вступило в силу только 1 января 2021 г. Законом № 72-З оно было дополнено и круг субъектов предоставления данных был расширен за счет включения в него представительств иностранных организаций, нотариусов и адвокатов.
Схожее положение о предоставлении сведений о доходах физических лиц было в законодательстве и ранее. Перечень таких сведений и порядок их подачи определялся ст. 216 НК, был достаточно узким, и их представление осуществлялось ежегодно не позднее 1 апреля в соответствии с гл. 4 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100.
Сведения за 2020 г. также подаются по сроку, в объеме и порядке, определенных ст. 216 НК в редакции, действовавшей в 2020 г., т. е. не позднее 1 апреля 2021 г.
Порядок представления сведений о доходах физических лиц с 2021 г. должен быть определен уже Советом Министров Республики Беларусь, а не Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, как это было ранее. Сроки, перечень таких сведений и порядок их представления за 2021 г. на момент написания статьи еще не установлены.
Предусмотрена возможность проведения дополнительной камеральной проверки в следующих случаях:
Установлен срок составления акта дополнительной камеральной проверки — не позднее одного месяца со дня возникновения указанных оснований.
Из перечня сведений, составляющих налоговую тайну, исключены следующие сведения, предоставляемые посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы:
При этом в отношении перечня организаций, определенных Советом Министров Республики Беларусь, такая информация по-прежнему будет составлять налоговую тайну. Перечень таких плательщиков (категорий плательщиков) не является общедоступной информацией, а представляет собой информацию ограниченного распространения.
В Особенную часть НК внесены изменения, касающиеся порядка налогообложения по отдельным видам налогов.
С 1 января 2021 г. отменено освобождение от НДС в отношении ввоза лекарств и медицинских изделий и их реализации на территории Беларуси.
В отношении таких товаров применяется ставка НДС в размере 10 %. При этом основанием для применения данной ставки является в отношении:
Справочно: в отношении оборотов по реализации медицинских услуг, перечисленных в подп. 1.2. п. 1 ст. 118 НК по-прежнему применяется освобождение от НДС. Освобождение от НДС не применяется при оказании косметологических услуг нелечебного характера.
С 1 января 2021 г. электронный счет-фактура (далее — ЭСЧФ) является обязательным электронным документом для плательщиков налога на прибыль, обязанных согласно п. 1 ст. 97 НК информировать налоговый орган о совершенных ими контролируемых сделках.
Если обязанность создания ЭСЧФ не установлена общими положениями ст. 131 НК (к примеру, когда местом реализации работ (услуг) не признается территория Республики Беларусь), но при этом сделка соответствует критериям контролируемости (независимо от суммы сделки) в соответствии с правилами контроля за трансфертным ценообразованием, то ЭСЧФ всё равно создается и направляется на Портал электронных счетов-фактур (далее — Портал).
В такой ситуации ЭСЧФ создается по каждой сделке и направляется на Портал не позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на который приходится указанная в нем дата совершения операции.
Справочно: Портал на информационном ресурсе Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: http://www.vat.gov.by.
Из перечня прочих нормируемых затрат исключен ряд выплат в адрес работников, в частности:
В состав учитываемых затрат теперь включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, вознаграждения по итогам работы за год, выплаты, носящие характер вознаграждений по итогам работы за год, премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.
В составе прочих нормируемых затрат по-прежнему остались единовременные пособия лицам, уходящим на пенсию, а также единовременной выплаты (пособие, материальная помощь) на оздоровление.
В остальном, состав прочих нормируемых затрат не претерпел существенных изменений.
В перечень затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, включена оплата дополнительных поощрительных отпусков, осуществляемая организациями здравоохранения, санаториями в адрес физических лиц, работающих в данных организациях по трудовым договорам (за искл. дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами). Данное положение предусмотрено абз. 7 подп. 1.3 п. 1 ст. 173 НК.
В соответствии с внесенными изменениями инвестиционный вычет может быть применен также и к:
Кроме того, изменен порядок применения инвестиционного вычета. Теперь инвестиционный вычет можно будет применить в течение двух лет, начиная с отчетного периода, на который приходится месяц:
Среди существующих критериев признания затрат экономически необоснованными есть такой критерий, как фактическое непоступление товаров, невыполнение работ, неоказание услуг. Данный перечень дополнен фактической непередачей имущества в аренду и дальнейшее его использование арендодателем.
В НК теперь однозначно закреплено, что услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение. Таким образом, разрешены спорные вопросы, ранее часто возникавшие на практике, относительно необходимости удержания налога на доходы иностранных организаций при направлении сотрудников на такого рода мероприятия.
Согласно новому п. 9 ст. 193 НК предоплата, перечисленная в адрес иностранной организации и возвращенная ею в течение налогового периода (квартала) в случае невыполнения работ (неоказания услуг), не влечет возникновения обязанности по уплате налога на доходы иностранных организаций и не включается в налоговую декларацию.
Закреплена мера воздействия на недобросовестных налоговых агентов, выплачивающих физическим лицам доходы без отражения сведений о них в налоговом и (или) бухгалтерском учете.
НК определено, что в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом, уплата подоходного налога осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица.
Для государственных (бюджетных) организаций здравоохранения, а также частных организаций здравоохранения и негосударственных санаторно-курортных организаций, имеющих в собственности помещения, порядок налогообложения (ставки, сроки, порядок исчисления и уплаты) налогом на недвижимость, а также порядок и сроки представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу на недвижимость не претерпели существенных изменений.
С 1 января 2021 г. плательщикам предоставлено право (не обязанность) самостоятельно решать вопрос о целесообразности применения понижающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость (0,2–0,8) в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, возведенных после 1 января 2019 г.
Для государственных (бюджетных) организаций здравоохранения, а также частных организаций здравоохранения и негосударственных санаторно-курортных организаций порядок налогообложения (ставки, сроки, порядок исчисления и уплаты) земельным налогом, а также порядок и сроки представления налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу не претерпели существенных изменений.
С 1 января 2021 г. плательщикам предоставлено право, а не обязанность, самостоятельно решать вопрос о целесообразности применения понижающих коэффициентов к ставкам земельного налога в отношении земельных участков, занятых возведенными после 1 января 2019 г. капитальными строениями.
С 1 января 2021 г. введен новый налог — транспортный. Ему посвящена отдельная гл. 28-1 НК.
Плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Освобождение от налога предусмотрено в отношении транспортных средств:
Налоговая база определяется исходя из количества транспортных средств. Годовые ставки устанавливаются в белорусских рублях в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.
Справочно: ставки транспортного налога определены в приложении 27 к НК.
Налоговым периодом является календарный год.
Плательщики-организации представляют налоговую декларацию не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Плательщики-организации ежеквартально уплачивают авансовые платежи в размере одной четвертой суммы транспортного налога не позднее 22‑го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж. Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом.
Суммы транспортного налога включаются плательщиками-организациями в затраты, учитываемые при налогообложении налога на прибыль.
1. Применительно к организациям здравоохранения, санаториям внесенные в НК изменения и дополнения направлены на закрепление уже существующего порядка налогообложения имеют точечный характер.
2. Ключевыми нововведениями для организаций здравоохранения, санаториев являются: