Законом Республики Беларусь от 11.12.2020 № 94-З «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи» (далее — Закон) внесены изменения и дополнения (далее — изменения) в Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (далее — Закон о здравоохранении) и Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи».
Содержательные изменения внесены в 38 статей Закона о здравоохранении. Закон дополнен 12 новыми статьями, главами «Информационное обеспечение в области здравоохранения» и «Государственный социальный заказ в области здравоохранения».
При подготовке проекта Закона использован ряд научных публикаций и исследований. Среди них обзор, подготовленный доктором юридических наук С. Ольсеной (Латвийская Республика) при поддержке странового офиса Всемирной организации здравоохранения, а также результаты научного исследований Центра по правам человека при факультете международных отношений Белорусского государственного университета при поддержке Института по правам человека имени Р. Валленберга (Королевство Швеция).
При подготовке проекта Закона учтены поступившие в ходе публичного обсуждения предложения о расширении прав пациента, дополнении Закона о здравоохранении определением термина «медицинская абилитация» и расширении круга общественных объединений, наделенных правом на участие в разработке клинических протоколов и порядков оказания медицинской помощи по профилям заболеваний.
Изменения, внесенные в Закон о здравоохранении, направлены на совершенствование правового регулирования отношений в области здравоохранения, приведение его в соответствие с иными актами законодательства и международно-правовыми актами, в т.ч. Конвенцией Совета Европы по фальсифицированной медицинской продукции и аналогичной преступной деятельности, представляющей угрозу для здравоохранения.
Закон направлен на дальнейшее развитие правовых основ оказания медицинской помощи и вводит ряд новелл.
Определение качества медицинской помощи
Понятийный аппарат Закона о здравоохранении дополняется термином «качество медицинской помощи».
Качество медицинской помощи определяется как совокупность характеристик медицинской помощи, отражающих ее способность удовлетворять потребности пациента, своевременность оказания медицинской помощи, степень ее соответствия клиническим протоколам и иным нормативным правовым актам в области здравоохранения, а также степень достижения запланированного результата оказания медицинской помощи.
Экспертиза и оценка качества медицинской помощи
Закон о здравоохранении дополнен отдельными статьями, предусматривающими проведение экспертизы и оценки качества медицинской помощи.
Экспертиза качества. Экспертиза качества медицинской помощи в организациях здравоохранения будет проводиться для выявления нарушений при оказании медицинской помощи в случаях летальных исходов, наличия заявлений и жалоб на качество медицинской помощи и иных случаях, которые определит Министерство здравоохранения.
Проведение экспертизы качества медицинской помощи заключается в оценке соответствия медицинской помощи критериям, которые разрабатываются на основании клинических протоколов, методов оказания медицинской помощи, порядка оказания медицинской помощи по профилям заболеваний.
Указанные критерии, а также порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи определит Министерство здравоохранения.
Оценка качества. Оценка качества медицинской помощи и медицинских экспертиз будет проводиться в целях совершенствования оказания медицинской помощи и проведения медицинских экспертиз в организациях здравоохранения.
Задачами такой оценки, в частности, являются:
- выявление недостатков в оказании медицинской помощи и ее организации (проведении медицинских экспертиз);
- выявление и устранение причин, повлекших снижение качества медицинской помощи (медицинских экспертиз).
Оценку качества медицинской помощи (медицинских экспертиз) при осуществлении управления деятельностью организаций здравоохранения, входящих в систему Министерства здравоохранения, будут проводить соответствующие государственные органы управления здравоохранением, организации здравоохранения в порядке и случаях, которые определит Министерство здравоохранения.
Использование данных инструментов позволит обеспечить контроль за качеством оказания медицинской помощи, своевременно выявлять недостатки в работе и принимать адекватные меры реагирования.
Клинико-экономическая (фармакоэкономическая) экспертиза
Введенная Законом клинико-экономическая (фармакоэкономическая) экспертиза станет инструментом для отбора наиболее экономически выгодных и безопасных медицинских технологий.
Технологии, прошедшие экспертизу, будут рекомендованы для включения в клинические протоколы, республиканские формуляры лекарственных средств и медицинских изделий, перечень основных лекарственных средств и иные документы, определяющие порядок оказания медицинской помощи.
Отделения дневного пребывания
Закон расширяет возможности использования отделений дневного пребывания организаций здравоохранения. Теперь при оказании медицинской помощи в дневных стационарах государственных организаций здравоохранения граждане Республики Беларусь будут обеспечиваться лекарственными средствами и медицинскими изделиями в пределах республиканских формуляров за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
Контролируемое лечение
В Законе закреплена возможность назначения пациентам контролируемого лечения, которое заключается в регулярной выдаче лекарственных препаратов в стационарных или амбулаторных условиях под наблюдением медицинских работников.
Контролируемое лечение назначается пациентам при определенных заболеваниях и обеспечивает оказание медицинской помощи на протяжении всего курса лечения, что особенно актуально для лиц, которые вследствие злоупотребления алкоголем или иных причин не выполняют предписания врача.
Патологоанатомические исследования
Новая редакция ст. 32 Закона о здравоохранении предусматривает два вида патологоанатомического исследования:
- патогистологическое исследование, которое осуществляется прижизненно;
- патологоанатомическое вскрытие, проводимое посмертно.
Перечень случаев обязательного патологоанатомического вскрытия дополнен случаями мертворождения и смерти детей в возрасте до одного года, смерти беременных, пребывания в организации здравоохранения в условиях отделения дневного пребывания.
Обоснованный профессиональный риск
Перечень прав медицинских работников, приведенный в ст. 50 Закона о здравоохранении, дополнен правом на обоснованный профессиональный риск.
Риск будет признан обоснованным при одновременном соблюдении следующих условий:
- медицинская помощь оказывалась на основании клинических протоколов, порядка оказания медицинской помощи по профилям заболеваний;
- результат не мог быть достигнут не связанными с риском действиями;
- медицинский работник, допустивший риск, обоснованно рассчитывал, что принял все возможные меры для оказания медицинской помощи с учетом характера заболевания, состояния, синдрома и (или) их течения и индивидуальных особенностей организма пациента.
Закрепление данного права и конкретизация определения профессионального риска предоставит дополнительные правовые гарантии медицинским работникам, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 39 УК не является преступлением деяние (действие или бездействие), причинившее вред правоохраняемым интересам, если это деяние было совершено в условиях обоснованного риска для достижения общественно полезной цели.
Развитие электронного здравоохранения
Изменениями, внесенными в Закон о здравоохранении, создаются условия для дальнейшего внедрения электронного здравоохранения, элементами которого станут электронная медицинская карта пациента, объединение информационных регистров в централизованной информационной системе здравоохранения и предоставление пациентам доступа к электронным сервисам с использованием личного электронного кабинета.
Закон о здравоохранении дополнен новой главой, в рамках которой урегулированы отношения по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации централизованной информационной системы здравоохранения (далее — ЦИСЗ), оказанию медицинской помощи, медицинскому наблюдению и проведению медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий.
Создание и эксплуатация ЦИСЗ
Согласно ст. 37-6 Закона о здравоохранении ЦИСЗ представляет собой интегрированную информационную систему, обеспечивающую:
- централизованное хранение и обработку медицинской информации в области здравоохранения, включая базы (банки) данных, реестры (регистры) в области здравоохранения;
- информационное взаимодействие и доступ в установленном порядке пользователей ЦИСЗ к указанной информации.
Эксплуатация ЦИСЗ обеспечит возможность:
- централизованно собирать, обрабатывать, передавать, накапливать, получать, хранить, передавать медицинскую информацию и осуществлять ее поиск;
- формировать электронную медицинскую карту пациента, другие электронные медицинские документы;
- формировать единый электронный архив медицинской информации о пациентах, государственной статистики здравоохранения;
- обеспечить доступа граждан к электронным сервисам в области здравоохранения;
- удаленно представлять информацию государственным органам и организациям в установленных законодательными актами случаях.
Законом определены полномочия Правительства по определению порядка функционирования и использования ЦИСЗ и Министерства здравоохранения по определению порядка разработки, формирования, ведения, эксплуатации информационных систем, информационных ресурсов, баз (банков) данных и (или) реестров (регистров) в здравоохранении, входящих в состав ЦИСЗ, требований к ним, а также порядка их взаимодействия с ЦИСЗ.
Обращение с информацией, содержащейся в ЦИСЗ
Законом предусмотрена возможность медицинских работников получать, передавать, собирать, обрабатывать, накапливать, хранить содержащуюся в ЦИСЗ медицинскую информацию без согласия пациента или лиц, указанных в ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении, за исключением случая, когда пациенты или их представители отказались от внесения в ЦИСЗ информации, составляющей врачебную тайну.
При этом обязанности медицинских работников дополнены обязанностью информировать пациентов или их представителей о праве на отказ от внесения в ЦИСЗ информации, составляющей врачебную тайну. Порядок оформления такого отказа определит Министерство здравоохранения.
Законом определено, что предоставление из ЦИСЗ информации, составляющей врачебную тайну, осуществляется в соответствии со ст. 46 Закона о здравоохранении.
В дополнение к указанному, перечень случаев, когда допускается предоставление охраняемой информации без согласия пациента или его представителей по запросам соответствующих государственных органов, организаций, дополнен новым основанием — по запросу органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, в связи с осуществлением ими контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Применение телемедицинских технологий
Регулированию отношений по оказанию медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в обновленном Законе о здравоохранении посвящена отдельная статья.
Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий предусмотрено в случаях:
- необходимости проведения врачебных консультаций (консилиумов);
- вынесения дополнительно медицинского заключения по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики оказания медицинской помощи;
- осуществления лечащим врачом дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации);
- проведения медицинских экспертиз.
При этом определено, что применение телемедицинских технологий должно исключать возможность разглашения врачебной тайны.
Порядок оказания медицинской помощи с применением данных технологий определит Министерство здравоохранения.
Медицинская аккредитация государственных организаций здравоохранения
Законом вводится процедура медицинской аккредитации государственных организаций здравоохранения, которые подчинены Министерству здравоохранения, местным исполнительным и распорядительным органам.
Данное нововведение призвано расширить гарантии обеспечения качественного и безопасного оказания государственными организациями здравоохранения медицинской помощи посредством подтверждения соответствия их лечебно-диагностических возможностей условиям оказания ими медицинской помощи (амбулаторий, стационаров, отделений дневного пребывания) и видам медицинской помощи (первичной, специализированной, высокотехнологичной, медико-социальной, паллиативной).
Стандарты, содержащие критерии медицинской аккредитации, будут разработаны и утверждены Министерством здравоохранения.
При этом перечень тех государственных организаций здравоохранения, которые подлежат медицинской аккредитации, будет определен Советом Министров Республики Беларусь. Указанные организации здравоохранения смогут оказывать отдельные виды медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам только при наличии документа о медицинской аккредитации.
Результаты медицинской аккредитации позволят повысить эффективность финансирования здравоохранения без снижения доступности медицинской помощи для населения.
Государственный социальный заказ
Закон о здравоохранении дополнен гл. 2-1, в которой закреплен правовой механизм государственного социального заказа в области здравоохранения.
Такой механизм успешно применяется в области профилактики социально опасных заболеваний и вируса иммунодефицита человека.
Планируется применение государственного социального заказа в одном из наиболее актуальных направлений — при предоставлении медико-социальных услуг пожилым людям и иным лицам с хроническими заболеваниями. Такие пациенты не нуждаются в госпитализации, однако требуют внимания и сестринского ухода на дому.
Исполнителями государственного социального заказа смогут выступать индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, негосударственные организации здравоохранения, негосударственные некоммерческие организации, определенные на конкурсной основе государственными заказчиками.
Контроль за реализацией государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления субсидий, и расходованием финансовых средств, выделенных на его выполнение исполнителям, будет осуществляться государственным заказчиком, а также иными уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Использование механизма государственного социального заказа в здравоохранении послужит дальнейшему развитию сотрудничества организаций здравоохранения всех форм собственности и общественных объединений в целях повышения доступности медицинской помощи.
Резидентура
Вводимая Законом о здравоохранении резидентура заменит клиническую ординатуру и расширит возможности врачей-специалистов по совершенствованию практических навыков по наиболее востребованным отраслью врачебным специальностям, которые требуют освоения передовых медицинских технологий и высокотехнологичных вмешательств.
При прохождении подготовки в резидентуре станет возможным изменение профиля медицинской специальности для реализации имеющегося профессионального потенциала медицинского работника.
Университетские клиники
В Законе о здравоохранении закреплены университетские клиники — учреждения, совмещающие осуществление медицинской деятельности в качестве больничных организаций с участием в реализации образовательных программ высшего образования.
Образовательный процесс в таких клиниках является практикоориентированным, а клиническая работа осуществляется профессорско-преподавательским составом медицинского университета и врачами-специалистами клиники.
Пилотный проект по созданию университетской клиники на базе учреждения здравоохранения «Гродненская областная клиническая больница» в настоящее время реализуется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2018 № 886.
Заключение
Реализация новых положений Закона о здравоохранении потребует принятия значительного количества постановлений Совета Министров и иных нормативных правовых актов, к разработке которых уже приступили в Министерстве здравоохранения. При этом результативность воплощения предусмотренных Законом норм во многом зависит от проработанности и полноты положений подзаконных правовых актов.
Уверен, что новеллы Закона о здравоохранении будут реализованы и создадут дополнительные условия для дальнейшего повышения уровня защиты здоровья населения, улучшения качества и доступности медицинской помощи.