С 1 января вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее — Указ № 494). Данный Указ принят в связи с истечением срока действия Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2019 № 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее — Указ № 40).
Справочно: издание указов, определяющих особенности государственных закупок медицинских товаров, каждые два года связано с реализацией п. 31 Протокола о порядке регулирования закупок, являющегося приложением № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). Согласно ему государство-член вправе в одностороннем порядке, определенном своим законодательством о закупках, установить в исключительных случаях изъятия из национального режима на срок не более двух лет.
Указ № 494 будет действовать по 31 декабря 2022 г. включительно.
Механизм централизованных закупок
Механизм осуществления государственных закупок медицинских товаров, ранее реализованный в Указе № 40, в Указе № 494 в целом не претерпел изменений, за некоторыми исключениями.
Как и ранее, государственные органы (Управление делами Президента, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству, облисполкомы и Минский горисполком) своими локальными актами определяют:
- организаторов для проведения централизованных закупок медицинских товаров за счет бюджетных средств;
- перечни медицинских товаров, а также минимальное значение ориентировочной стоимости годовой потребности в таких товарах, при превышении которого государственные закупки проводятся заказчиками с привлечением организатора (далее — перечни).
Организаторы
Организаторы определяются, как и раньше, из числа организаций, перечисленных в Указе:
- при закупке медицинских изделий, запасных частей к ним — УП «Белмедтехника» и его дочерние предприятия;
- при закупке лекарственных средств и лечебного питания — РУП «Белфармация», Брестское РУП «Фармация», Витебское УП «Фармация», Гомельское УП «Фармация», Гродненское РУП «Фармация», Могилевское РУП «Фармация», РУП «Минская Фармация» (далее — предприятия Белфармации);
- при закупке технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, — РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (за исключением закупки технических средств социальной реабилитации, произведенных этим юридическим лицом).
Порядок закупок через организаторов
Указ № 494 сохраняет порядок взаимодействия заказчика и организатора при государственных закупках медицинских товаров:
1. Организации здравоохранения - заказчики формируют планы государственных закупок на следующий календарный год и направляют организатору заявки на закупку медицинских товаров, включенных в соответствующий перечень.
2. Организатор на основании полученной от заказчика информации инициирует и проводит в порядке, установленном законодательством о государственных закупках, процедуры закупок необходимых медицинских товаров.
3. Организатор по результатам проведения процедур закупок заключает от своего имени договоры поставки медицинских товаров с участниками-победителями.
4. Закупленные организатором медицинские товары поставляются заказчикам по заключенным с ними договорам комиссии (поручения). То есть, как и до этого, заказчик приобретает медицинские товары, включенные в соответствующий перечень, у организатора без самостоятельного проведения процедур государственных закупок в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
Описание предмета государственной закупки
Нововведением являются положения подп. 1.9 п. 1 Указа № 494, согласно которым:
- при описании предмета государственной закупки заказчики или организаторы (РУП «Белфармация», предприятия Белфармации) могут указывать торговые наименования лекарственных средств и лечебного питания в случае их закупки для применения в отношении пациентов, имеющих медицинские показания (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), установленные по результатам заключений врачебных консилиумов и медико-генетических заключений, без включения в описание предмета государственной закупки слов «или аналог»;
- невозможность приобретения аналогичных лекарственных средств и лечебного питания должна быть обоснована в аукционных документах, документах, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.
В дополнение к этому Указом № 494 дано иное определение термину «лечебное питание», в сравнении с определением Указа № 40.
Теперь под лечебным питанием понимаются лечебные питательные смеси и специализированные пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных и (или) утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также повышение адаптивных возможностей организма.
Осуществление закупок в IV квартале текущего года
Сохранена возможность организатора проводить процедуры закупок медицинских товаров (в т.ч. медицинских изделий при строительстве) на очередной финансовый год начиная с IV квартала текущего года.
Как и ранее, основанием для проведения таких процедур до выделения финансирования заказчику является утверждаемый последним годовой план государственных закупок на очередной финансовый год, размещенный в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками. При этом такие закупки могут осуществляться только в пределах объема финансовых средств, использованных заказчиком в текущем финансовом году по соответствующим статьям расходов бюджета.
План государственных закупок заказчиков, а также объемы средств на указанные цели будут подлежать корректировке после утверждения республиканского и местных бюджетов.
Вознаграждение организатору
Размер вознаграждения. Нововведением является установление единого размера вознаграждения организатора при государственной закупке медицинских изделий, запасных частей к ним и единого размера вознаграждения организатора при закупке лекарственных средств и лечебного питания по договорам комиссии (поручения), заключаемым такими организаторами с заказчиками.
Единые размеры вознаграждений указанным организаторам ежегодно устанавливаются Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством финансов, а порядок их расчета поручено определить Правительству.
Для установления единых размеров вознаграждений организаторы представляют в Министерство здравоохранения расчет размеров таких вознаграждений с приложением подтверждающих документов. Обновленный механизм расчета вознаграждения будет учитывать также фактические расходы организаторов по осуществлению государственных закупок и объемы закупок.
Справочно: ранее при расчете вознаграждения организаторов по каждому из государственных органов его размер сильно зависел от объемов закупок товаров в конкретном периоде и источников финансирования закупок. При закупке медицинских изделий в 2020 г. размер вознаграждения был установлен в пределах от 0,07 % до 2,5 %.
Цель рассмотренного нововведения — выработка единого подхода к установлению размера вознаграждения организатору по договорам комиссии с заказчиками, подчиненным разным государственным органам.
Кроме того, новой является норма о том, что организатору выплачивается вознаграждение в размере, установленном на дату заключения договора комиссии (поручения).
Выплата вознаграждения. Как и ранее, перечисление организатору суммы вознаграждения осуществляется после представления им заказчику отчета об исполнении договора комиссии (поручения).
Закупки из одного источника
Медицинская техника
Указ № 494 сохранил за заказчиками право самостоятельно (без привлечения организатора или согласования с государственными органами) осуществлять государственные закупки услуг по ремонту, а также запасных частей и (или) расходных материалов для осуществления ремонта медицинской техники, указанной в приложении к данному Указу.
Еще одно нововведение — дополнение указанного перечня позицией «системы медицинского газоснабжения». Техническое обслуживание и ремонт указанных систем осуществляются единственным поставщиком, как правило, представителем производителя, который также поставляет запасные части для ремонта медицинской техники. Таким образом, проведение конкурентных процедур в данном случае нецелесообразно по причине отсутствия конкуренции в данном сегменте рынка, а также в связи с напряженной работой систем медицинского газоснабжения в условиях пандемии и необходимостью оперативного реагирования на нештатные ситуации.
Что касается остальных позиций приложения к Указу № 494, то они не изменились. Как и ранее, к ним относятся:
- системы радиологические диагностические: томографы магнитно-резонансные, томографы рентгеновские компьютерные, томографы позитронно-эмиссионные, томографы конусно-лучевые компьютерные, гамма-камеры, аппараты рентгеновские ангиографические, аппараты рентгеновские денситометрические, аппараты рентгеновские диагностические, аппараты рентгеновские маммографические, аппараты рентгеновские флюорографические, аппараты рентгеновские передвижные;
- системы радиологические терапевтические: аппараты для лучевой терапии (брахитерапии), линейные ускорители, системы рентгенотерапевтические, аппараты гамма-терапевтические для дистанционной лучевой терапии;
- литотрипторы.
Технических средств социальной реабилитации
Как и ранее, заказчикам предоставлено право осуществлять с применением процедуры закупки из одного источника закупки технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, произведенных РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр».
Нововведением Указа № 494 является предоставление заказчикам права закупать у указанного предприятия по рассматриваемой процедуре услуги по ремонту упомянутых технических средств социальной реабилитации, а также по доставке, нахождению (проживанию) граждан в отделении стационарного протезирования и реабилитации РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» в периоды обучения пользованию креслами-колясками активного типа и изготовления протезно-ортопедического изделия.
При этом следует обратить внимание на то, что право проводить процедуры закупок медицинских товаров на очередной финансовый год начиная с IV квартала текущего года предоставлено именно организаторам, а не заказчику (подп. 1.8 п. 1 Указа № 494).
Закупка при несостоявшейся процедуре
Сохранилась норма о том, что в случае признания несостоявшейся процедуры закупки медицинских товаров, проводимой УП «Белмедтехника» или РУП «Белфармация», указанные организаторы вправе провести процедуру закупки из одного источника по согласованию с Министерством здравоохранения (подп. 1.6 п. 1 Указа № 494).
Заключение
С изданием Указа № 494 сохраняется существующий на протяжении многих лет механизм государственных закупок медицинских товаров, при этом вносится ряд важных нововведений, обусловленных практикой и сложившейся эпидемиологической ситуацией.
Применение Указа № 494 позволит повысить экономическую эффективность закупок медицинских товаров путем их централизации для организаций здравоохранения, входящих в систему Министерства здравоохранения, а также подчиненных иным государственным органам, и освободить от выполнения не свойственных данным организациям функций — проведение процедур закупок, торгово-закупочной и внешнеэкономической деятельности, таможенного оформления закупаемых медицинских товаров и т.д.