Нововведения, которые нужно учитывать, проводя процедуры госзакупок при строительстве

В статье рассмотрены изменения и дополнения, которые внесены в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее — постановление № 88) и утвержденое им Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее — Положение) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427 (далее — постановление № 427), вступившим в силу с 10.07.2019.

Бенсман Максим

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции», член Минской городской коллегии адвокатов

2536 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В журнале «Руководитель. Здравоохранение» № 6 (2019) в статье «Как осуществлять закупки товаров (работ, услуг) при строительстве с 1 июля 2019 г.?» мы рассмотрели вопросы применения Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223), вступившего в силу с 01.07.2019.

Согласно подп. 1.11 Указа № 223 порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, а также иных средств, перечисленных в п. 1 Указа № 223, определяется Советом Министров Республики Беларусь. Кроме этого, в п. 4 Указа № 223 Правительству дано поручение до 01.07.2019 обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с данным Указом и принять иные меры по его реализации.

Ранее во исполнение и развитие положений Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380) было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», которым утверждено Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов. Несмотря на то, что срок действия Указа № 380 истек 01.01.2019, постановление № 88 продолжало действовать. Поэтому во исполнение поручений, данных Указом № 223, было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427, которым внесены изменения и дополнения в постановление № 88 и Положение, вступившие в силу с 10.07.2019.

Напомним, что согласно Указу № 223 закупки работ, услуг при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров, а закупки товаров — путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов. Исключением из этого правила являются процедуры государственных закупок медицинских изделий, которые проводятся в порядке, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 7.02.2019 № 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания». При этом следует учитывать установленные Указом № 223 случаи, когда проведение подрядных торгов, торгов является обязательным.

Если оценивать внесенные в постановление № 88 и Положение изменения в целом, то можно констатировать, что порядок проведения процедур закупок при строительстве, в сравнении с тем, как они проводились в период действия Указа № 380, глобально не изменился, за исключением тех вопросов, которые мы рассмотрим в данной статье.

По существу изменения коснулись:

  • момента завершения процедур закупок;
  • применения преференциальной поправки;
  • содержания документации, показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, оценки квалификационных данных участников и предложений при проведении подрядных торгов, торгов;
  • требований к конкурсной документации для проведения подрядных торгов на строительство объектов, выполнение работ при строительстве объектов;
  • проведения процедуры улучшения конкурсных предложений при проведении торгов и переговоров;
  • уточнения периода осуществления деятельности конкурсной комиссии, требований к документации, предоставляемой участниками при проведении переговоров;
  • обеспечения исполнения обязательств по договору.

Далее рассмотрим отмеченные изменения в рамках видов процедур закупок, начиная с процедуры переговоров и заканчивая общими положениями.

Организация и проведение переговоров

Документация для переговоров. В п. 68 Положения определены требования к документации для переговоров. Согласно одному из них документация для переговоров должна содержать требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении.

Ранее требовалось, чтобы информация об экономическом и финансовом положении участников была актуальна на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров. Постановлением № 427 данное требование исключено. Это означает, что организация здравоохранения как организатор переговоров не обязана устанавливать конкретную дату, на которую указанные сведения должны быть актуальны. Полагаем, организатор переговоров вправе самостоятельно устанавливать такую дату, в т.ч. сохранив исключенный подход.

Справочно: в Положении термин «организатор подрядных торгов (торгов, переговоров)» используется в т. ч. для обозначения заказчика, осуществляющего размещение соответствующего заказа на подрядных торгах (торгах, переговорах) (абз. 14 п. 2 Положения).

Процедура улучшения предложений. Согласно п. 77 Положения процедура улучшения предложения для переговоров может быть проведена в случае, если в документации для переговоров указывается возможность ее проведения. При этом в соответствии с новой редакцией данной нормы процедура улучшения предложений может проводиться организатором только один раз.

Справочно: в приглашении на участие в переговорах должна быть указана, в частности, информация о способе проведения переговоров (с предварительным квалификационным отбором участников или без такого отбора, с проведением процедуры улучшения предложения для переговоров или без проведения данной процедуры) (абз. 2 ч. 1 п. 67 Положения); документация для переговоров должна, в частности, содержать информацию о праве организатора переговоров на проведение процедуры улучшения предложения для переговоров и порядке проведения такой процедуры (абз. 20 п. 68 Положения).

Деятельность конкурсной комиссии. Ранее было определено, что конкурсная комиссия осуществляет свою деятельность до момента заключения договора по результатам проведения пере­говоров. Данное положение не учитывало возможность отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся. В новой редакции этой нормы такие случаи учтены, и определено, что деятельность конкурсной комиссии прекращается также в случаях отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся (абз. 2 п. 63 Положения).

Таким образом, данная норма приведена в соответствие с Указом № 223, которым процедура закупки определена как регламентированная последовательность действий заказчика (организатора) и конкурсной комиссии (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры закупки до заключения договора либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся.

Организация и проведение подрядных торгов (торгов)

Процедура предварительного квалификационного отбора участников. При размещении заказов на подрядных торгах (торгах) проведение данной процедуры обязательно (п. 17 Положения).

Из числа показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ, строительство объектов, в т. ч. строительство объектов «под ключ», выполнение отдельных видов строительных работ, в т. ч. монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ, закупку товаров при строительстве объектов, оказание инженерных услуг (п. 1922 Положения), исключена информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах, связанных с осуществлением строительной деятельности, с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и другое) за последние три года.

Оценка участников. Из числа требований к содержанию документации для предварительного квалификационного отбора участников исключено требование указывать критерии и методику оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в подрядных торгах (торгах) (подп. 18.1 п. 18 Положения).

Одновременно из ч. 2 п. 23 Положения исключено положение о том, что оценка квалификационных данных участников проводится с учетом критериев, установленных организатором подрядных торгов (торгов) для предварительного квалификационного отбора участников, и методики их оценки.

Таким образом, в настоящее время от организатора подрядных торгов (торгов) не требуется указывать в конкурсной документации критерии и методику оценки квалификационных данных участников.

Однако следует учитывать, что в соответствии с новой редакцией подп. 18.1 п. 18 Положения в документацию для предварительного квалификационного отбора участников необходимо включить информацию о перечне показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, и оценке квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в подрядных торгах (торгах).

Кроме того, Положением установлено, что при рассмотрении конкурсной комиссией поступивших от участников предквалификационных документов комиссия обязана их проанализировать и вынести решение о дальнейшем участии участников в подрядных торгах (торгах) (подп. 18.4 п. 18 Положения).

В соответствии с ч. 4 п. 23 Положения организатор подрядных торгов (торгов), извещая участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора, обязан дать участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор, мотивированный отказ в дальнейшем участии в подрядных торгах (торгах).

При этом согласно норме ч. 12 п. 36 Положения при проведении подрядных торгов (торгов) оценке подлежат не менее двух конкурсных предложений, соответствующих требованиям конкурсных документов, представленных участниками, которые соответствуют квалификационным требованиям.

Таким образом, представляется необходимым включать в документацию для предварительного квалификационного отбора участников не только показатели, учитываемые при проведении такого отбора, установленные согласно п. 1922 Положения, но и основания признания участников несоответствующими установленным организатором квалификационным требованиям.

Кроме того, следует помнить, что оценка квалификационных данных участников должна проводиться только с учетом показателей, установленных в п. 1922 Положения. Применение иных показателей при проведении предварительного квалификационного отбора не допускается.

Оценка предложений. Согласно дополнениям, внесенным в ч. 12 п. 36 Положения, оценке подлежат не менее двух конкурсных предложений, соответствующих требованиям конкурсных документов, представленных участниками, которые соответствуют квалификационным требованиям. Критериями оценки могут являться цена предложения, условия оплаты, сроки выполнения работ, опыт выполнения аналогичных работ, являющихся предметом заказа, и иные критерии, относящиеся к предмету заказа. То есть перечень критериев оценки предложений участников, в отличие от перечня критериев оценки квалификационных данных участников, может быть дополнен организатором подрядных торгов (торгов).

Состав конкурсной комиссии. С учетом внесенных изменений в работе конкурсной комиссии могут принимать участие не только члены Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, работники Комитета государственного контроля, инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации, но и уполномоченные сотрудники органов внутренних дел (п. 16 Положения).

Что касается проведения непосредственно подрядных торгов, то изменения затронули также требования к таким разделам конкурсной документации, как «Условия проведения подрядных торгов» и «Условия заключения договора».

В первом случае речь идет о том, что организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и ведущим книгу учета доходов и расходов, предоставлено право предъявлять на рассмотрение конкурсной комиссии выписку из книги учета доходов и расходов за последние четыре квартала, предшествующие дате подачи предложений, а не бухгалтерскую отчетность за последние отчетные год и период.

Также из обязательно указываемой информации о праве организатора подрядных торгов на изменение условий проведения подрядных торгов исключено требование об указании на то, что данное право может быть реализовано в пределах периода, установленного в конкурсной документации. Таким образом, организатор подрядных торгов лишен права самостоятельно устанавливать период, в течение которого он вправе изменить условия проведения подрядных торгов. Соответственно, теперь изменить условия проведения подрядных торгов, также как и отказаться от их проведения, организатор вправе исключительно не позднее чем за 10 календарных дней до первого заседания конкурсной комиссии.

Касательно раздела «Условия заключения договора» уточнено, что он должен содержать не просто проект договора строительного подряда, а таковой, соответствующий законодательству, в т. ч. в части документального оформления сдачи-­приемки выполненных работ.

Данное требование обязывает организатора при подготовке конкурсной документации на подрядные торги включать в нее полностью проработанный проект договора, соответствующий требованиям законодательства. То есть проект документа, содержащий в полном объеме все существенные условия договора, установленные законодательством, в т. ч. в обязательном порядке включающий в себя порядок документального оформления сдачи-­приемки выполненных работ, а также те условия, которые организатор наме­рен включить в договор.

Что касается проведения торгов на закупку товаров, то постановлением № 427 в ч. 4 подп. 50.3 п. 50 Положения внесено дополнение, согласно которому процедура улучшения конкурсных предложений проводится организатором торгов один раз.

Применение преференциальной поправки

Преференциальная поправка (далее — префпоправка) применяется в виде уменьшения цены предложения участника для предоставления преимущества во время сравнения предложений участников при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) (п. 9 Положения).

Размеры префпоправки не изменились, однако уточнены субъекты, в отношении которых префпоправка применяется в том или ином размере.

Так, префпоправка в размере 15 % применяется в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих только из Республики Беларусь и государств — членов Евразийского экономического союза.

Справочно: на текущий момент в число государств — членов Евразийского экономического союза входят Респуб­лика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.

Префпоправка в размере 25 %, как и раньше, применяется в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников. Однако постановлением № 427 установлено дополнительное требование о том, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда участника должна составлять не менее 25 %.

Также постановление № 427 уточнило, какие документы подтверждают право участника на применение преференциальной поправки в размере 25 %. Такими документами являются: справка, подписанная руководителем организации или уполномоченным им лицом не ранее чем за пять рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре закупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, доли оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда, номеров и сроков действия удостоверений, подтверждающих инвалидность, а также сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-­промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или их копии.

Отметим, что Положение не содержит прямого указания на документы, подлежащие представлению участниками торгов, для подтверждения права на префпоравку в размере 15 %. В связи с этим, во избежание споров с участниками, необходимо включать в конкурсную документацию перечень документов, которые участники вправе представить для подтверждения такого права.

Аналогичное мнение высказано Минстройархитектуры в письме от 20.01.2018 № 04–3–05/959 «О порядке применения преференциальной поправки при проведении процедур закупок при строительстве». В этом же письме Минстройархитектуры высказало мнение, что документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки в размере 15 %, являются:

  1. при поставке (закупке) товаров — сертификат о происхождении формы СТ‑1 либо сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-­промышленной палатой, ее унитарными предприятиями, их представительствами и филиалами, либо сертификат о происхождении формы СТ‑1, выданный Торгово-­промышленной палатой Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации;
  2. при выполнении работ (оказании услуг) — свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности, если деятельность лицензируется.

Завершение процедур закупок

Ранее действовавшей редакцией п. 5 Положения было определено, что про­цедура подрядных торгов (торгов) начинается с момента принятия решения об их проведении и завершается приемкой объекта, товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном Положением.

В редакции постановления № 427 и процедура подрядных торгов (торгов), и процедура переговоров начинается с момента принятия организатором подрядных торгов (торгов), переговоров решения об их проведении, но завершается заключением договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов), переговоров либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся.

Данная норма приведена в соответствие с определением процедуры закупки, приведенном в приложении к Указу № 223, о чем упоминалось выше.

Заключение договора

Новая редакция ч. 2 п. 79 Положения урегулировала вопрос определения выбора способа обеспечения исполнения обязательств по договору. Так, согласно данной норме в случае, если способ обеспечения исполнения обязательств по договору не был установлен в конкурсной документации, документации для переговоров, участник вправе выбрать такой способ самостоятельно.

Заключение

Таким образом, на текущий момент законодательство об осуществлении государственных закупок при строительстве в основной своей части обновилось. Основными нормативными правовыми актами, которыми организации здравоохранения обязаны руководствоваться, проводя закупки товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, а также иных средств, перечисленных в п. 1 Указа № 223, являются: Указ № 223 и постановление № 88 с учетом изменений, внесенных постановлением № 427

2536 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Утвержден регламент административной процедуры

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.03.2024 № 59 утвержден Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 114
• • •

Как организовать инфекционный контроль в стационаре

Для того чтобы предупредить возникновение в больнице инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее — ИСМП), следует сработать на опережение. Имеет смысл прово...
Главная медицинская сестра № 11 (35) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1267
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок