Третий квартал текущего года отметился изменениями в законодательстве о страховании, в частности о добровольном страховании медицинских расходов (далее — ДМС) и обязательном медицинском страховании (далее — ОМС).
Так, с 04.07.2019 вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22.03.2019 № 11 и утвержденная им Инструкция о минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования медицинских расходов (далее — Инструкция); одновременно признано утратившим силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 09.06.2005 № 74 «Об утверждении Инструкции о добровольном страховании медицинских расходов».
С 01.09.2019 вступают в силу основные положения Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175 «О страховании», которым внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» и в утвержденное Указом Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее — Положение). В частности, внесены правки в гл. 15 Положения, в которой определены порядок и условия осуществления ОМС иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь (далее — иностранные граждане).
Добровольное медицинское страхование
Что изменилось для медицинских организаций?
Основные изменения коснулись порядка предоставления документов для проведения страховой выплаты и сроков ее проведения.
Так, в соответствии с п. 11 Инструкции выгодоприобретатель (организация, оказавшая медицинскую помощь) обязана предоставить страховщику документы, которые в обязательном порядке должны содержать: номер и дату заключения договора ДМС; фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дату и место рождения, информацию о гражданстве, регистрации по месту жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность (идентификационный номер, серия (при их наличии), номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ) застрахованного лица, которому была оказана медицинская помощь; стоимость, общую сумму расходов, понесенных за оказанную застрахованному лицу медицинскую помощь, с детализацией по медицинским услугам.
До 04.07.2019 подробные персональные данные застрахованного лица не требовались страховыми организациями, поскольку при указании номера полиса и Ф.И.О. застрахованного лица страховая организация имела возможность идентифицировать застрахованного посредством собственных программных средств.
Также установлены минимальные требования к срокам проведения страховой выплаты: страховая организация должна составить акт о страховом случае в течение 10 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов от выгодоприобретателя и в течение пяти рабочих дней со дня составления страховщиком акта о страховом случае произвести оплату расходов.
Страховые организации обязаны будут привести условия страхования в соответствие с Инструкцией, и это, безусловно, коснется отношений между страховыми организациями и медицинскими организациями и потребует внесения изменений в действующие договоры о сотрудничестве.
Обязательное медицинское страхование
1. В своей деятельности медицинские учреждения не раз сталкивались с невозможностью получить возмещение медицинских расходов после оказания скорой медицинской помощи иностранным гражданам. Это происходило по ряду причин: отсутствие договора ОМС; непризнание случая страховым страховой компанией (как зарубежной, так и белорусской); отсутствие денежных средств у иностранного гражданина и др. В этой связи в п. 233 Положения введено понятие «принимающая сторона», а медицинским учреждениям предоставлено право предъявлять принимающей стороне требования об оплате оказанной иностранному гражданину скорой медицинской помощи и возмещении расходов на транспортировку (эвакуацию) при невозможности по каким-либо причинам получить возмещение от иностранного гражданина (п. 264 Положения).
В целях установления принимающей стороны медицинские учреждения имеют право беспрепятственно направлять запросы в Министерство внутренних дел и Министерство иностранных дел Республики Беларусь (п. 264 Положения).
Таким образом, для медицинских учреждений упрощается процедура взыскания средств в счет возмещения затрат на оказание скорой медицинской помощи.
2. До настоящего времени неурегулированным оставался вопрос с иностранными гражданами, получившими статус беженца, убежище либо дополнительную защиту в Республике Беларусь. С 01.09.2019 данная категория граждан не будет подлежать ОМС согласно п. 237 Положения.
3. Иностранным гражданам предоставлена возможность заключать договоры ОМС в электронном виде на сайте страховщика (п. 250 Положения). Например, Белгосстрах внедрил такую услугу в преддверии II Европейских игр в г. Минске. По состоянию на 01.08.2019 через сайт страховой организации продано 372 договора ОМС. Договор страхования имеет форму письменного документа, подписанного страховщиком электронной цифровой подписью. Реквизиты такого электронного документа соответствуют реквизитам страхового полиса по ОМС. Каждый электронный договор имеет QR‑код, отсканировав который можно узнать вид страхования (ОМС), Ф.И.О. застрахованного лица, сроки действия договора страхования.
4. С 01.09.2019 упраздняется контроль Государственного пограничного комитета Республики Беларусь за наличием у иностранного гражданина при въезде на территорию Республики Беларусь договора медицинского страхования или договора ОМС (п. 270 Положения).
Таким образом, изменения в законодательстве об ОМС устраняют имевшиеся ранее пробелы, направлены на повышение роли медицинских учреждений в системе ОМС иностранных граждан и либерализацию действующей системы страхования.
по теме