Нововведения в законодательстве о государственных закупках
Поможет: разобраться в новых требованиях к закупкам за счет бюджетных средств.
Поможет: разобраться в новых требованиях к закупкам за счет бюджетных средств.
Законом Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (далее — Закон № 354-З) внесены изменения в порядок организации государственных закупок. Часть положений Закона № 354-З вступила в силу с 4 февраля, часть — вступит в силу с 4 мая и 4 августа 2024 г.
На что стоит обратить внимание?
Ранее договор о государственной закупке должен был содержать условия:
В новой редакции Закона о госзакупках уточнено, что в договоре должно обязательно содержаться условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора непосредственно поставщика (подрядчика, исполнителя), а не всех сторон договора, как было ранее.
Теперь в договоре должно быть условие о распределении прав и обязанностей в связи с исполнением договора в случае его заключения при совместном участии в процедуре государственной закупки юридических и (или) физических лиц, в т. ч. индивидуальных предпринимателей, на основании соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки.
Законом № 354-З установлено, что если договором предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по нему, то в договор включается обязательное условие о сроках и порядке возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, и (или) банковской гарантии.
Справочно: старая редакция Закона о госзакупках обязывала включать данное условие независимо от того, предусмотрено этим договором обеспечение исполнения обязательств по нему или нет.
Кроме того:
В соответствии с изменениями теперь можно будет заключать новый вид договора — договор жизненного цикла, определение которого введено в новую редакцию Закона о госзакупках.
Определение
Договор жизненного цикла — договор, предметом которого являются приобретение товара или работы, последующие обслуживание, ремонт и (или) эксплуатация в течение срока службы и (или) утилизация приобретенного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (абз. 4 ст. 1 Закона о госзакупках).
Законом № 354-З разрешается заключение договоров жизненного цикла, а также договоров по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пп. 1, 4, 8, 11, 12, 21, 29, 38, 42, 45 и 60 (в части банковских услуг) приложения к Закону, на срок более чем на один год.
Право заключения долгосрочных договоров (на срок более года) предоставляется по ряду товаров (лекарственным средствам и медицинским изделиям). Это право распространяется и на договоры на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования, депозитарных услуг, услуг электросвязи и услуг по предоставлению в пользование каналов связи, услуг по эксплуатации информационных систем (услуг операторов информационных систем), договоров аренды имущества.
Это важно
Исполнение вышеуказанных договоров, в т.ч. договоров жизненного цикла, должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных на эти цели.
В новой редакции Закона о госзакупках специально оговорено, что при приобретении медицинской техники (а также иных товаров, работ, перечень которых определяется Советом Министров) допускается заключение договора жизненного цикла, в который включается обязательное условие о стоимости товара или работы, стоимости последующего обслуживания, ремонта и (или) эксплуатации в течение срока службы и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта, а также об обеспечении исполнения обязательств по такому договору.
В связи с изменениями, вступающими в силу с 4 мая 2024 г., понятие «ориентировочная стоимость предмета государственной закупки» заменяется понятием «предельная стоимость предмета государственной закупки».
Определение
Предельная стоимость предмета государственной закупки — максимальная стоимость предмета государственной закупки, включающая предполагаемую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи (абз. 12 п. 1 ст. 1 Закона № 354-З).
Введение предельной стоимости предмета закупки даст возможность значительно сэкономить бюджетные средства и не позволит участникам процедур закупок необоснованно завышать цены на товары (работы, услуги).
С 4 августа 2024 г. вступают в силу изменения, касающиеся участия в государственных закупках аффилированных лиц. В частности, Закон о госзакупках дополняется ст. 161 «Участие в государственных закупках аффилированных лиц», в которой приводится перечень организаций, которые будут являться аффилированными по отношению к заказчику либо другим участникам процедуры госзакупки.
Справочно: целью введения понятия «аффилированные лица» и порядка их исключения из участия в государственных закупках является попытка усовершенствовать законодательство о закупках для недопущения недобросовестного посредничества и коррупции.
Законом № 354-З вводится два запрета на участие аффилированных лиц в закупках:
Механизм исключения из участия в закупках аффилированных лиц предлагается реализовывать посредством обязательной подачи заявления участника об отсутствии аффилированностис заказчиком, организатором:
Это важно
Правила о недопустимости аффилированности участника с заказчиком, организатором применяются как в конкурентных процедурах государственных закупок, так и в процедуре закупки из одного источника.
Законом № 354-З установлены новые права и обязанности заказчика.
При необходимости договор на товары (работы, услуги) ежедневной и еженедельной потребности может быть продлен на первые два месяца очередного финансового года путем заключения дополнительного соглашения с увеличением объема (количества) товаров (работ, услуг) в размере не более двухмесячной потребности.
Стоимость товаров (работ, услуг) в таком случае изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения.
Справочно: нововведение касается закупки товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности, включенных в перечень, установленный Советом Министров.
Сведения об исполнении обязательств по оплате должны быть размещены не позднее 5 рабочих дней после осуществления оплаты, в т. ч. перечисления аванса, если оплата, в т. ч. перечисление аванса, осуществляется с текущих (расчетных) счетов заказчика.
В случае оплаты, в т. ч. перечисления аванса, со счетов единого казначейского счета размещение соответствующих сведений в государственной информационно-аналитической системе обеспечивается операторами государственной информационно-аналитической системы и автоматизированной системы финансовых расчетов Министерства финансов.
Это важно
Положение, вводящее эту обязанность, вступает в силу с 4 мая 2024 г.
Помимо уже названных Законом № 354-З вносятся следующие изменения:
Закон о госзакупках с 4 февраля 2024 г. претерпел значительные изменения. Данные изменения помимо прочего нацелены на содействие экономии бюджетных средств, а также на совершенствование законодательства о государственных закупках для недопущения недобросовестного посредничества и коррупции.
На протяжении 6 месяцев с даты опубликования Закона № 354-З будут вступать в силу новые положения, которые бюджетным организациям следует уже предварительно учитывать при организации работы по государственным закупкам в 2024 г.