Обзор изменений, произошедших в сфере осуществления госзакупок в апреле 2020 года

В материале рассмотрены нормативные правовые акты, разъяснения и методические рекомендации в сфере государственных закупок, принятые, вступившие в силу, обновленные в апреле текущего года и имеющие практическое значение для проведения государственных закупок государственными организациями здравоохранения.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1378 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Изменения в нормативных правовых актах

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2020 № 186 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» (далее — постановление № 186).

Вступило в силу: с 03.04.2020.

Что нового привнесло: определило еще два случая, когда допускается изменение условий договора государственной закупки.

Изменение цены договора государственной закупки допускается, если изменение стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) лекарственных средств, лечебного питания, медицинских изделий и запасных частей к ним, продуктов питания, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве указанных товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. При этом размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя).

Это важно
Изменение цены договора в данном случае возможно только до 01.07.2020. После этой даты изменение цены договора государственной закупки по данному основанию будет считаться нарушением законодательства о государственных закупках.

Изменение срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Применение данного основания не ограничено временными рамками.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 13.04.2020 № 125 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь».

Справочно: изменения внесены в Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2019 № 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее — Указ № 40).

Вступил в силу: с 16.04.2020.

Что нового привнес: предоставил право заказчику (организатору):

  • осуществлять государственные закупки услуг по ремонту медицинской техники (согласно установленному перечню), а также запасных частей и (или) расходных материалов для такого ремонта с применением процедуры закупки из одного источника;
  • начинать проведение процедур государственных закупок через организатора в IV квартале года, предшествующего финансовому, на основании плана государственных закупок на следующий финансовый год.

От редакции
Подробнее об изменениях, внесенных в порядок проведения государственных закупок в соответствии с Указом № 40, читайте по ссылке.

Разъяснения МАРТ и Минздрава

1. Письмо МАРТ от 31.03.2020 № 14–01–06/1106 К «О некоторых вопросах государственных закупок».

Что разъясняет: в данном письме МАРТ выразило мнение, что распространение инфекции, вызванной коронавирусом COVID‑19, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Это, по мнению МАРТ, дает основание применять процедуру закупки из одного источника на основании п. 5 приложения к Закону о государственных закупках (возникновение потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно). При этом обязательно должна быть причинно-­следственная связь между предметом государственной закупки и теми целями (профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID‑19), которые предполагает достичь заказчик.

Непреодолимая сила в законодательстве Республики Беларусь определяется как чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство (п. 3 ст. 372 ГК).

При этом следует учитывать, что порядок проведения процедуры закупки из одного источника установлен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Респуб­лики Беларусь от 12.04.2019 № 30.

Иные товары (работы, услуги), приобретение которых носит плановый характер и не связано с предотвращением распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID‑19, подлежат закупке в общем порядке, предусмотренном законодательством о государственных закупках.

2. Письмо МАРТ Республики Беларусь от 02.04.2020 № 14–01–06/1158 К.

Что разъясняет:

1) Требования к расчету размера изменения цены договора государственной закупки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в упомянутом выше случае, касающемся изменения стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) товаров, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при их производстве (см. постановление № 186).

В данном разъяснении МАРТ ссылается на п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2020 № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке», согласно которому юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающим услуги, запрещается повышать цены (тарифы) более чем на 0,5 % ежемесячно.

Однако данное разъяснение уже не актуально, т. к. с 18.04.2020 указанное постановление утратило силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.04.2020 № 239 (далее — постановление № 239).

В этом же разъяснении МАРТ дополнительно отметил, что решение об изменении цены договора государственной закупки возможно только по соглашению сторон.

2) Является ли коронавирус или возникшие в связи с ним эпидемия и пандемия обстоятельствами непреодолимой силы, позволяющими изменять срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, упомянутом выше (см. постановление № 186).

В данном вопросе МАРТ ссылается на компетентного представителя Белорусской торгово-­промышленной палаты, который отметил, что «коронавирус или возникшие в связи с ним эпидемия и пандемия сами по себе не могут являться обстоятельствами непреодолимой силы, но таковыми могут признаваться ограничительные и другие меры, направленные на предотвращение распространения коронавируса и его последствий и возникшие, после заключения конкретных договоров».

Следует отметить, что постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.04.2020 № 32 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 июля 2012 г. № 108» перечень ограничительных мероприятий (кроме карантина и обсервации) дополнен самоизоляцией и иными санитарно-­противоэпидемическими мероприятиями, направленными на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию.

Требования к проведению санитарно-­противоэпидемических мероприятий в период регистрации случаев инфекции COVID‑19 в организациях здравоохранения, аптеках, учреждениях образования, на промышленных предприятиях, в транспортных организациях, на объектах торговли и общественного питания, в организациях сферы бытового обслуживания населения (коммунальные объекты, почта, банки и др.) определены гл. 7 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217 «Об утверждении Санитарных норм и правил “Требования к организации и проведению санитарно-­противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа”» с изменениями и дополнениями, внесенными в него постановлением Министерства здравоохранения Респуб­лики Беларусь от 10.04.2020 № 37.

Безусловно, организация соблюдения указанных требований предполагает несение определенных материальных затрат, связанных, например, с поддержанием необходимого количества лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения инфекции COVID‑19; средств индивидуальной защиты органов дыхания, дезинфицирующих и антисептических лекарственных средств; с проведением лабораторных процедур, связанных с диагностикой инфекции COVID‑19 и т. д., в связи с чем особую актуальность приобретает необходимость их оперативного приобретения.

При этом, как справедливо отмечает МАРТ, к обстоятельствам непреодолимой силы, как правило, не относятся: изменение курсов валют; снижение выручки от продажи товаров, работ, услуг, в т. ч. в связи с приостановлением деятельности; снижение числа посетителей кафе, ресторанов, иных организаций общественного питания, казино, гостиниц, кинотеатров; увеличение стоимости транспортировки товаров, в т. ч. морским транспортом.

Следовательно, обстоятельства непреодолимой силы определяются в каждой конкретной ситуации индивидуально.

Принимая во внимание внесенные в постановление № 395 изменения, решение об изменении условий договора государственной закупки принимается по соглашению сторон при наличии на то объективных оснований либо обстоятельств непреодолимой силы.

Принимая во внимание дискуссионный характер отнесения того или иного действия к числу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств при закреплении в соглашении ссылки на обстоятельства непреодолимой силы необходимо помнить, что признаки таких обстоятельств должны соответствовать нормам действующего законодательства, в частности обладать характеристиками чрезвычайности и непредотвратимости (подп. 1 п. 1 ст. 203 ГК).

При заключении гражданско-­право­вых договоров со ссылкой на возможность освобождения от ответственности при наступлении форс-мажорных обстоятельств необходимо обратить внимание на типовую оговорку о форс-мажоре (освобождении от ответственности) Международной торговой палаты (публикация МТП № 421 (Е)) (далее — оговорка МТП), положения которой могут быть заимствованы белорусскими организациями при заключении как внешнеэкономических, так и внутренних договоров.

Сторона не признается ответственной за неисполнение ­какого-либо из своих обязательств, если докажет, что:

  • такое неисполнение явилось результатом препятствия, находящегося вне ее контроля;
  • от нее нельзя было разумно ожидать в момент заключения контракта принятия во внимание данного препятствия или его последствий для исполнения контракта;
  • она не могла разумно избежать или преодолеть такое препятствие или, по крайней мере, его последствия (п. 1 оговорки МТП).

Претендующая на освобождение от ответственности сторона должна, как только это станет возможным, сразу после того, как препятствие и его последствия, влияющие на исполнение ею обязательства, станут ей известны, сообщить другой стороне об этом препятствии и влиянии его последствий на выполнение ею своих обязательств. По прекращению основания освобождения от ответственности также должно быть направлено извещение (п. 4 оговорки МТП).

Основание освобождения от ответственности имеет силу с момента его наступления или, если уведомление не было сделано своевременно, с момента подачи такого уведомления. Отсутствие уведомления возлагает на нарушившую сторону ответственность за убытки, которых в противном случае можно было избежать (п. 5 оговорки МТП).

Кроме того, такое основание отодвигает срок исполнения на разумный период времени, исключая тем самым возможное право другой стороны на расторжение или аннулирование контракта. При определении, что понимается под разумным периодом времени, должна учитываться способность нарушившей стороны возобновить свое исполнение, а также заинтересованность другой стороны в получении такого исполнения, несмотря на просрочку. В ожидании исполнения нарушившей стороной ее обязательств другая сторона может приостановить исполнение соответствующих обязательств (п. 7 оговорки МТП).

Если основания освобождения от ответственности продолжаются более периода времени, предусмотренного сторонами, а при отсутствии такого положения — в течение периода, превышающего разумный срок, любая из сторон вправе отказаться от договора, дав об этом уведомление (п. 8 оговорки МТП).

3. Письмо МАРТ и Минздрава от 13.04.2020 № 07–12/390 К/12–10/6534.

Что разъясняет: вопросы соотношения Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2020 № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке».

Данное разъяснение в настоящее время утратило свою актуальность в связи с принятием и вступлением в силу с 18.04.2020 постановления № 239.

4. Письмо МАРТ от 16.04.2020 № 14–01–04/1344 К «О некоторых вопросах деятельности центров».

Что разъясняет: аспекты взаимодействия бюджетных организаций с центрами по обеспечению деятельности бюджетных организаций, созданными в соответствии с Указом Президента Рес­публики Беларусь от 23.12.2019 № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций», по вопросам проведения государственных закупок.

5. Письмо Минздрава от 04.04.2020 № 7–19/6000 «О проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID‑19».

Справочно: с разъяснениями МАРТ можно ознакомиться по ссылке.

Методические рекомендации МАРТ и иных организаций

1. Инструкция о порядке размещения годового плана (внесение изменений и (или) дополнений) на электронной торговой площадке ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (обновлено 08.04.2020).

2. Инструкция о порядке резервирования бюджетных средств при проведении процедуры государственной закупки на электронной торговой площадке ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (обновлено 08.04.2020).

3. Инструкция о порядке размещения годового плана государственных закупок на электронной торговой площадке ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (обновлено 04.04.2020).

4. Инструкция по внесению изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок на электронной торговой площадке ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (обновлено 04.04.2020).

5. Инструкция о порядке размещения процедур государственных закупок на электронной торговой площадке ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» с резервированием бюджетных средств (обновлено 04.04.2020).

Справочно: указанные инструкции расположены на сайте МАРТ.

6. Рекомендации по организации деятельности государственных учреждений (центров) по обеспечению деятельности бюджетных организаций (приложение к письму Министерства финансов Республики Беларусь от 28.02.2020 № 6-2-11/3326)

В дополнение к указанному выше рекомендуем обратить внимание на Telegram-­канал управления государственных закупок МАРТ, по которому можно направлять свои вопросы или получать актуальную информацию.  

1378 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Медицинская аккредитация организаций здравоохранения

Поможет: разобраться в требованиях, предъявляемых к государственным организациям здравоохранения при прохождении медицинской аккредитации.
Руководитель. Здравоохранение № 4 (136) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 929
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок