С 07.04.2020 Министерство здравоохранения Республики Беларусь издало приказ № 396 «Об изменении приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 марта 2020 г. № 296» (далее — Приказ). Приложение 4 («Меры по оптимизации работы амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения») к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.03.2020 № 296 дополнено п. 14, согласно которому вводятся временные ограничения в оказании стоматологической помощи пациентам, а именно:
- приостанавливается оказание всех видов плановой стоматологической помощи, включая проведение профилактических осмотров, диспансеризации, физиотерапевтических процедур, рентгенологических исследований не по экстренным показаниям, проведение стоматологического лечения с использованием общего обезболивания (наркоза) и (или) седации;
- исключается применение внутриротовой дентальной рентгенографии (визиографии). Она заменяется диагностикой методами панорамной рентгенографии и конусно-лучевой компьютерной томографии;
- ограничивается использование высокоскоростных наконечников, ультразвуковых инструментов, спрея;
- требуется минимизировать (с учетом лечебно-диагностических возможностей) манипуляции, которые могут привести к возникновению аэрозолей и разбрызгивания путем использования слюноотсосов и (или) пылесосов, полоскания пациентом полости рта с антисептиком перед началом стоматологического обследования, средств изоляции полости рта и зубов (кофердамы, раббердамы и т. д.).
Допускается только оказание экстренной и неотложной стоматологической помощи в полном объеме.
Таким образом, установленные Приказом ограничения практически приостанавливают оказание стоматологических услуг на неопределенный срок. В связи с этим у руководителей и собственников негосударственных медицинских организаций, оказывающих стоматологические услуги, особенно если стоматология является единственным медицинским профилем организации, возник вопрос о том, распространяются ли указанные ограничения на негосударственные организации здравоохранения. То есть обязателен ли для них данный Приказ, учитывая, что они тоже относятся к амбулаторно-поликлиническим организациям.
Действительно, правильный ответ на данный вопрос имеет высокую степень важности, поскольку от него зависит решение о том, приостанавливать деятельность организации полностью (частично) или нет и, соответственно, что делать с работниками в случае приостановки оказания стоматологических услуг.
Рассмотрим аргументы за то, что указанные ограничения Приказа обязательны для негосударственных организаций здравоохранения, и аргументы против такого утверждения.
Аргументы за обязательность Приказа
Задачами Министерства здравоохранения, в частности являются:
- проведение единой государственной политики в области здравоохранения;
- организация оказания медицинской помощи населению Республики Беларусь;
- организация обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения и проведение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (подп. 4.1–4.3 п. 4 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.10.2011 № 1446; далее — Положение о Минздраве).
Минздраву предоставлено право в установленном порядке в пределах своей компетенции принимать нормативные правовые акты, в частности в сфере здравоохранения и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (подп. 9.1 п. 9 Положения о Минздраве).
Решения коллегии Минздрава, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, оформляются постановлениями Минздрава, а касающиеся внутриотраслевой деятельности Минздрава и по вопросам лицензирования, — как правило, приказами Министра (ч. 4 п. 12 Положения о Минздраве).
При введении ограничительных мероприятий также осуществляется установление санитарно-противоэпидемического режима для населения, организаций здравоохранения, городского транспорта, торговой сети и организаций общественного питания и других объектов в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки (абз. 8 п. 12 Инструкции о порядке проведения ограничительных мероприятий, утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 18.07.2012 № 108).
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, в частности, являются соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в отношении качества и условий выполнения работ и (или) оказания услуг в области медицинской деятельности (абз. 2 п. 323 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом Президента Республики Беларусь 01.09.2010 № 450).
Аргументы против обязательности Приказа
Министерства принимают нормативные правовые акты в пределах компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь, иными законами, актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами и иными международно-правовыми актами, в форме постановлений после одобрения их на коллегии министерства (п. 1 ст. 18 Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон о НПА)).
Как следует из п. 8 ст. 2 Закона о НПА, нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативный правовой акт после его рассмотрения принимается (издается) нормотворческим органом (должностным лицом) с соблюдением процедуры, определенной Законом о НПА, иными актами законодательства (п. 1 ст. 54 Закона о НПА).
Нормативные правовые акты министерств подлежат:
- обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции (п. 1 ст. 48 Закона о НПА);
- включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (п. 1 ст. 58 Закона о НПА; абз. 15 ч. 1 п. 4 Положения о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 № 369);
- официальному опубликованию, т. е. доведению этих актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (п. 1, 2 ст. 60 Закона о НПА).
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц, вступают в силу только после их официального опубликования. Такие нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов (п. 3 ст. 64 Закона о НПА).
В нормативных правовых актах, закрепляющих и (или) изменяющих условия осуществления предпринимательской деятельности, срок вступления их в силу должен быть установлен исходя из сроков, необходимых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими актами, но, как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования (за исключением случаев, когда эти акты направлены на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь и (или) реализацию международных договоров и иных международно-правовых актов) (п. 4 ст. 64 Закона о НПА).
До вступления в силу с 01.02.2018 Закона о НПА действовал Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», который устанавливал, что нормативные правовые акты министерств принимаются (издаются) в форме постановлений и приказов. Приводилось даже определение приказа республиканского органа государственного управления. С принятием Закона о НПА ситуация изменилась.
Как указано в Методических рекомендациях по подготовке проектов ведомственных нормативных правовых актов (подготовлены специалистами Министерства юстиции Республики Беларусь), «единственно верной формой принятия ведомственных актов нормотворческими органами, за исключением органов местного управления и самоуправления, является ПОСТАНОВЛЕНИЕ».
Заключение
Таким образом, по нашему мнению, аргументы в пользу утверждения о том, что действие Приказа не распространяется на негосударственные медицинские организации, заслуживают большего внимания и являются более весомыми с юридической точки зрения.
В то же время содержание стоматологической помощи и технологии оказания стоматологических медицинских услуг в государственных и негосударственных медицинских организациях существенно не отличаются. В связи с этим руководителю негосударственной медицинской организации с точки зрения здравого смысла в сложившейся ситуации, а также в целях обеспечения соблюдения требований по охране труда в отношении работников и предотвращения причинения вреда пациентам следует обратить внимание на положения Приказа как носящих рекомендательный характер, а также учитывать рекомендации Министерства здравоохранения «О проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID‑19» от 04.04.2020.
От редакции
После подготовки данной статьи к печати нам стало известно, что Белорусский союз предпринимателей в своем письме от 17.04.2020 № 01-03/83 со ссылкой на представителя Министерства здравоохранения Калистратова Д. В. указал, что п. 14 Приказа не распространяется на негосударственные организации здравоохранения.
Рекомендации о проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID-19 можно скачать по ссылке.