Оформляем пенсии за работу с особыми условиями труда

В статье на примере судебного дела рассмотрена проблема несвоевременного оформления и представления нанимателем в уполномоченный орган по труду и социальной защите документов о назначении работнику трудовой пенсии по возрасту, в частности за работу с особыми условиями труда.

Кобяк Анатолий

заместитель прокурора Первомайского района г. Минска

1176 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости (ст. 47 Конституции Республики Беларусь).

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон о пенсиях).

Законом о пенсиях закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Трудовая пенсия по возрасту может назначаться на общих основаниях, а также за работу с особыми условиями труда (ст. 1112 Закона о пенсиях).

Порядок назначения пенсий определен в разделе IX Закона о пенсиях и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»* (далее — Положение).

* Утверждено Приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44.

К сожалению, требования указанных нормативных актов не всегда выполняются. Вследствие этого нарушаются права работающих граждан, а наниматели испытывают на себе негативные последствия халатного отношения ответственных работников к исполнению своих обязанностей в части соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении или неправильного его понимания.

Судебная практика свидетельствует о том, что зачастую должностными лицами нанимателя несвоевременно представляются документы в отношении лиц, имеющих право на назначение трудовой пенсии — как на общих основаниях, так и на льготных (за работу с особыми условиями труда) — в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее — органы соцзащиты).

В то же время за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, наниматель несет материальную ответственность перед пенсионером (ч. 2 ст. 76 Закона о пенсиях).

Рассмотрим на примере одного судебного дела случай несвоевременного представления больницей в орган соцзащиты документов для назначения пенсии на льготных условиях.

Обстоятельства дела

В. работала в диспансере в должности врача — онколога-гинеколога с 14 сентября 1989 г. по 7 июня 1991 г.

В период с 1 января 1993 г. по 31 июля 2001 г. В. работала в больнице в должности врача-онколога онкологического отделения.

В 1997 г. в больнице была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда и приказом главного врача от 27 августа 1997 г. утвержден перечень рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Спискам № 1 и № 2. Должность врача-онколога онкологического отделения была внесена в перечень по Списку № 2.

В период с 7 августа 2001 г. по 19 января 2016 г. В. снова работала в диспансере в должности врача-онкогинеколога.

В связи с тем, что диспансер несвоевременно представил документы для назначения В. пенсии на льготных условиях, женщина обратилась в суд.

Позиция диспансера

Представитель диспансера вину учреждения в несвоевременном назначении пенсии не признал. По его мнению, в этом виновата сама В. ввиду того, что не обратилась к нанимателю с заявлением о назначении пенсии.

Пояснения специалиста Министерства труда и социальной защиты 

Заместитель начальника управления организации пенсионного обеспечения главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь пояснила суду, что действующее законодательство не предусматривает обязанность работника обращаться к нанимателю с заявлением о сборе и подготовке документов для начисления пенсии, в т.ч. и в связи с назначением пенсии на льготных условиях.

Сбор, подготовка и представление документов, необходимых для начисления пенсии, осуществляются нанимателем на основании требований законодательства.

Заявление работника о назначении пенсии необходимо для направления уже подготовленных документов в орган соцзащиты.

Выводы и решение суда

Выводы. С учетом норм законодательства и пояснений специалиста Министерства труда и социальной защиты суд посчитал доводы представителя диспансера несостоятельными.

По мнению суда, ввиду длительного периода работы В. в диспансере факт неотражения больницей в трудовой книжке В. сведений о занятии должности, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, не имеет значения.

Справочно: указание таких сведений предусмотрено и в настоящее время п. 30 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40. 

Решение. Решением суда от 27 июня 2017 г. с диспансера в пользу врача-онкогинеколога В. взыскано 6653 руб. в качестве возмещения ущерба, вызванного несвоевременным оформлением документов для назначения пенсии, 150 руб. судебных расходов, а в доход государства — государственная пошлина в размере 332 руб.

Позиция суда по аналогичному делу

В статье «Ответственность нанимателя за несвоевременное оформление документов о назначении пенсии» заслуженного юриста Республики Беларусь Кеник К.И. рассматривается схожее дело.

По делу, приведенному Кеник К.И., суд отверг доводы представителя отдела культуры райисполкома о том, что А. был принят на работу в эту организацию уже после возникновения права на пенсию, что он не подавал заявление об оформлении документов для назначения пенсии, что в райисполкоме отсутствуют работы с вредными и тяжелыми условиями труда.

По мнению суда, указанные обстоятельства не исключают обязанность нанимателя соблюсти требования Положения и проверить, не имеет ли работник права на пенсию на льготных условиях, а в случае неясности информации о характере работы, содержащейся в трудовой книжке, запросить сведения от предыдущего нанимателя.

Комментарий

Согласно ч. 1 ст. 76 Закона о пенсиях наниматель обязан своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

Подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляются нанимателем по месту последней работы заявителя (кормильца) (п. 26 Положения). Для подготовки пенсионных документов и своевременного представления их в орган соцобеспечения приказом или распоряжением наниматель определяет ответственного за это работника (группу работников) (п. 27 Положения).

В начале каждого года на всех работников, которые в следующем году достигнут пенсионного возраста и приобретут право на пенсию (в т.ч. на льготных условиях), нанимателем на основании личных карточек работников и их трудовых книжек составляются списки.

В отношении работников, включенных в указанные списки, наниматель осуществляет предварительную подготовку документов для назначения им пенсий, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда.

При необходимости должны быть приняты меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих случаях — розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы (п. 29, 30 Положения).

На основе всех собранных документов наниматель оформляет представление для назначения пенсии.

За месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию наниматель обязан известить его о порядке обращения за пенсией.

Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий.

В 10-дневный срок со дня регистрации заявления наниматель оформляет все необходимые документы и свое представление, знакомит с ним работника-заявителя (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии.

При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы передаются в орган соцзащиты по месту жительства заявителя.

Если наниматель собрал не все необходимые документы, в орган соцзащиты передаются имеющиеся документы с указанием причины отсутствия недостающих документов. Недостающие документы представляются в течение месяца. Пропуск этого срока влечет изменение срока начала выплаты пенсии (п. 31–33 Положения).

За нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, непредставление указанных документов в установленные сроки, представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, ст. 9.14 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин. 

1176 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Утвержден регламент административной процедуры

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.03.2024 № 59 утвержден Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 171
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок