Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) обязывает руководителя организации, в т. ч. организации здравоохранения, санатория (независимо от формы собственности) принимать меры, направленные на борьбу с коррупцией (абз. 2 ч. 1 ст. 43 Закона). Кроме этого, показатель коррупционных нарушений включается в модель конечных результатов деятельности здравоохранения.
Эффективную работу по противодействию коррупции в государственных организациях здравоохранения, включая центры гигиены и эпидемиологии (далее — учреждения здравоохранения), можно организовать только применяя системный подход к определению и реализации соответствующих мер. Для оказания содействия руководству учреждений здравоохранения в организации системной работы по противодействию коррупции рассмотрим основные элементы локальной антикоррупционной системы.
Организация работы комиссии по противодействию коррупции
В органах управления здравоохранением и учреждениях здравоохранения меры по борьбе с коррупцией реализуются посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции (далее — комиссия).
Локальными правовыми актами, связанными с организацией работы комиссии, являются:
1. Приказ руководителя учреждения здравоохранения о создании комиссии. Комиссия создается в составе не менее пяти человек под председательством руководителя учреждения, заместителем председателя назначается заместитель руководителя. Состав комиссии формируется из числа работников учреждения, в т. ч. курирующих (осуществляющих) финансово-хозяйственную и производственную деятельность, бухгалтерский учет, распоряжение бюджетными денежными средствами, сохранность собственности и эффективное использование имущества, кадровую и юридическую работу (по решению руководителя). При выбытии члена комиссии из ее состава приказом руководителя вносится изменение в ранее утвержденный состав комиссии либо утверждается новый ее состав.
Пример приказа о создании комиссии по противодействию коррупции можно скачать по ссылке.
2. Положение о комиссии по противодействию коррупции, утверждаемое, как правило, тем же приказом, которым утверждается состав комиссии. При подготовке Положения используется Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732) с учетом особенностей учреждения здравоохранения. Также на основе Типового положенияприказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.06.2019. № 766 утверждено новое Положение о комиссии по противодействию коррупции в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь взамен ранее утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.10.2018. № 995;
Пример Положения о комиссии по противодействию коррупции можно скачать по ссылке.
3. Повестки дня и протоколы заседаний комиссии. Работа комиссии осуществляется в форме заседаний комиссии, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Повестку дня заседаний и протоколы заседаний комиссии утверждает ее председатель;
4. План работы комиссии на год. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях. Такой план с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов полежит размещению на официальном сайте учреждения не позднее 15 дней со дня его утверждения;
В своей деятельности комиссия руководствуется Законом и иными актами антикоррупционного законодательства, Положением о комиссии, планом работы комиссии и планом мероприятий по организации работы по противодействию коррупции (далее — План мероприятий).
План мероприятий
План мероприятий является основным локальным правовым актом, утверждаемым ежегодно руководителем учреждения здравоохранения на очередной год, определяющим перечень мер, которые члены комиссии и другие работники должны реализовывать в течение года. Структура такого плана состоит из сведений о планируемых мероприятиях, сроках их выполнения, ответственных за их выполнение работников, отметок об исполнении мероприятий.
Для удобства мероприятия плана можно сгруппировать в несколько тематических разделов, например:
- организационные мероприятия. Сюда входят мероприятия по оказанию работникам консультативной помощи по вопросам применения антикоррупционного законодательства, реализации системы внутреннего контроля за работой подчиненных специалистов их непосредственными руководителями и др.;
- обеспечение соблюдения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц и об осуществлении административных процедур;
- кадровые мероприятия. Сюда входят мероприятия по ознакомлению претендентов на должности государственных должностных и приравненных к ним лиц с требованиями антикоррупционного законодательства и др.;
- обеспечение соблюдения законодательства по вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Сюда входят мероприятия по систематическому контролю за целевым, рациональным и эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств, сдачей имущества в аренду, проведением закупок товаров (работ, услуг) и др.;
- обеспечение соблюдения законодательства по вопросам оказания медицинской помощи, включая вопросы организации работы медико-реабилитационных экспертных комиссий, доступности специализированной и высокотехнологической помощи для населения;
- обеспечение соблюдения законодательства по вопросам осуществления госсаннадзора, контрольной (надзорной) деятельности и при привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Вопрос об оценке реализации Плана мероприятий целесообразно включить в план работы комиссии и рассмотреть на соответствующем плановом заседании комиссии.
Карта коррупционных рисков
Основным методом противодействия коррупционным проявлениям, обеспечивающим высокую эффективность профилактики коррупционных проявлений в деятельности учреждений здравоохранения, является оценка и минимизация возникающих коррупционных рисков. Цель такой оценки — определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками учреждения правонарушений коррупционного характера. Оценка позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности учреждения и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
В целях минимизации коррупционных рисков учреждению здравоохранения следует проводить такую оценку и составлять (корректировать) перечень (карту) коррупционных рисков. В таком перечне (карте) должны быть определены сферы деятельности учреждения, в которых наиболее вероятны правонарушения коррупционной направленности, а также предложены методы минимизации коррупционных рисков и ответственные за их применение исполнители.
Рекомендации по этапам проведения оценки коррупционных рисков, анализу и оценке коррупционных рисков представлены в методических рекомендациях по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях, разработанных Генеральной прокуратурой во исполнение подп. 10.1 п. 10 решения 18‑го республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 22.12.2018.
Антикоррупционные кадровые меры
Закон к субъектам правонарушений, создающих условия для коррупции, а также субъектам коррупционных правонарушений относит государственных должностных лиц и лиц, приравненных к государственным должностным лицам (п. 3 Закона). Определения указанных видов лиц даны в абз. 3, 5 ст. 1 Закона. Выделение данных категорий лиц связано с тем, что в отношении одних и других Закон устанавливает разный объем антикоррупционных ограничений, а также обязанностей, которые призваны противодействовать коррупции в деятельности указанных лиц в связи с занимаемым ими положением или выполняемыми функциями. Поэтому для реализации в учреждении здравоохранения эффективных профилактических мер, обеспечения контроля за соблюдением указанными лицами антикоррупционного законодательства, а также в целях соблюдения указанного законодательства учреждению следует иметь следующие документы:
- перечень должностей лиц, относящихся к государственным должностным лицам;
- перечень должностей лиц, приравненных к государственным должностным лицам;
- перечень должностей, связанных с высокими коррупционными рисками. При составлении такого перечня следует учитывать перечень лиц с наиболее высоким коррупционным риском, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.10.2018 № 1106 (далее — приказ № 1106);
- форму обязательства по соблюдению ограничений, устанавливаемых для государственных должностных лиц, предусмотренных ст. 17–20 Закона;
- положение об урегулировании конфликта интересов (либо примерный перечень ситуаций конфликта интересов). Примерное положение об урегулировании конфликта интересов между работниками и организацией здравоохранения утверждено приказом № 1106;
- приказ или Положение о ведении работы с имуществом, в том числе подарками, полученными государственными должностными или приравненными к ним лицами с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Заключение
В данной статье нами рассмотрены наиболее значимые организационные меры, реализация которых в деятельности учреждений здравоохранения позволит минимизировать риски совершения работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, а также коррупционных правонарушений, и обеспечит соблюдение требований законодательства о борьбе с коррупцией.
Дополнительно по теме:
А. Кралько «Система организационно-правовых мер по профилактике коррупции: памятка руководителю».
А. Кралько "Определение зон коррупционных рисков медицинских работников"
Н. Гультяева "Действие коррупционного ограничения в отношении руководителя учреждения здравоохранения"
Н. Гультяева "Действие коррупционного ограничения в отношении руководителя филиала (обособленного подразделения) учреждения здравоохранения"
Н. Гультяева "Действие коррупционного ограничения в отношении руководителя структурного подразделения учреждения здравоохранения"