Организация учений по ликвидации чрезвычайных ситуаций: этапы и ключевые моменты

Поможет: организовать на локальном уровне учения по совершенствованию теоретических знаний и отработке практических навыков локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера в области общественного здравоохранения.

Лешкевич Анастасия

заведующий отделением особо опасных инфекций государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

642 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


В целях повышения уровня теоретических знаний и отработки практических навыков Министерство здравоохранения ежегодно инициирует проведение тренировочных учений по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения. Ежегодно легенды проводимых учений различаются как по характеру чрезвычайной ситуации (учитывается актуальная эпидемиологическая ситуация в мире), так и по месту выявления заболевшего.

Справочно: в 2023 г. в отдельных странах мира зарегистрированы вспышки:
• чумы — Китай (район Внутренняя Монголия), Монголия, США;
• сибирской язвы — Российская Федерация (Воронежская область), Кения;
• холеры — Конго, Эфиопия, Кения, Мозамбик, Сомали, Уганда и Зимбабве;
• лихорадки Марбург — Гвинея;
• лихорадки Западного Нила — Италия (с начала мая заболеваемость возросла до 283 случаев, из них 17 — с летальным исходом);
• лихорадки денге — страны Южной Америки (Бразилия, Аргентина, Перу), Ямайка, Бангладеш;
• лихорадки Ласса — Гана.

Руководитель может организовать аналогичные учения на базе своего учреждения здравоохранения. Как это сделать? Расскажем на примере уже проведенных учений в учреждении здравоохранения «10‑я городская клиническая больница».

Первый этап

Согласно легенде первого этапа учений врач-хирург учреждения здраво­охранения стационарного типа при осмот­ре пациента, который был накануне планово госпитализирован для лечения калькулезного холецистита, заподозрил инфекционное заболевание, не исключающее бубонную чуму (на момент гос­питализации симптомов, указывающих на инфекционное заболевание, у пациента не отмечалось). На возможность такого диагноза указывали характерные клинические симптомы (резкое ухудшение самочувствия, лихорадка до 40 °C, головная и мышечная боли, появление уплотнения и болезненности в паховой области), а также данные эпидемиологического анамнеза (работает водителем-­международником, в ориентировочные сроки заражения находился в рейсе в Рес­публике Казахстан, где регистрируются природные очаги чумы, отмечал укусы насекомых (вероятно, блох)).

Справочно: прибывший врач-консультант подтвердил подозрение.

В связи с тем, что в данном случае не исключена возможность развития у пациента в последующем легочной и септической формы чумы, и с учетом аэрогенного пути передачи инфекции при таких формах заболевания для оказания медицинской помощи пациент был доставлен в боксовый изолятор инфекционного стационара, оборудованный современной системой вентиляции с фильтрами тонкой очистки, препятствующими попаданию возбудителей инфекционных заболеваний во внешнюю среду.

Это важно
В ходе практической части данного этапа важно отработать порядок действий (взаимодействия) работников всех звеньев оказания медицинской помощи (соматического и инфекционного стационаров, скорой медицинской помощи) а также специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор районного, г. Минска и республиканского уровней.

В рамках практического этапа учений было продемонстрировано перепрофилирование помещений организаций здравоохранения для работы в условиях чрезвычайной ситуации (разделение на чистую и контаминированную зоны, оборудование шлюза, маршрутизация пациентов и персонала), материально-­техническое оснащение, предусмотренное для оказания медицинской помощи таким пациентам, а также используемое при проведении мероприятий по локализации и ликвидации эпидемиологического неблагополучия (бокс биологической защиты для транспортировки пациентов, реанимационный зал и бокс учреждения здравоохранения «Городская детская инфекционная клиническая больница», современные комплекты противоэпидемической защиты, оборудование для проведения дезинфекционных мероприятий и др.).

Второй этап

По легенде в учреждении здравоохра­нения при разборе корреспонденции секретарем приемной обнаружен подозрительный почтовый конверт без указания инициалов и адреса отправителя. Вскрыв конверт, секретарь заметила в нем порошок белого цвета и немедленно информировала об этом руководителя учреждения.

В данном случае важно:

1) незамедлительно ввести в действие схему оповещения о чрезвычайной ситуации;

2) обеспечить прибытие сотрудников всех заинтересованных служб.

Справочно: по легенде при осмотре места возникновения чрезвычайной ситуации и с учетом обнаруженного содержимого конверта специалисты не исключают наличие в нем спор сибирской язвы.

На данном этапе важно отработать порядок действий и взаимодействия всех заинтересованных специалистов в ходе локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации.


Пример

В рамках второго этапа учений продемонстрированы:
• действия сотрудников пожарного аварийно-­спасательного отряда на объектах метрополитена учреждения «Минское городское управление Министерства по чрезвычайным ситуациям» по исследованию содержимого конверта на наличие отравляющих и радиоактивных веществ;
• процесс изъятия конверта специалистами городского центра дезинфекции и стерилизации государственного учреждения «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии», его упаковка для транспортировки в лабораторию;
• действия работников столичных управлений Следственного комитета и Государственного комитета судебных экспертиз.
В ходе учения был представлен порядок информационного обмена о чрезвычайной ситуации и взаимодействия специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор районного, г. Минска и республиканского уровней в рамках реагирования на чрезвычайную ситуацию.


Заключение

Проведение аналогичных учений позволит руководителям организаций здравоохранения отработать порядок действий работников в условиях чрезвычайных ситуаций, а также оценить материально-­техническое оснащение, задействованное в данной части, в целях подготовки к реагированию на непредвиденные ситуации.

642 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок