Вопросы передачи под диспансерное наблюдение пациентов, поселенных в дома-интернаты для постоянного проживания
Поможет: разобраться в проблемных правовых вопросах передачи под диспансерное наблюдение некоторых категорий пациентов.
Поможет: разобраться в проблемных правовых вопросах передачи под диспансерное наблюдение некоторых категорий пациентов.
Порядок действий государственных организаций здравоохранения, осуществляющих диспансерное наблюдение за пациентами, страдающими хроническими или затяжными психическими расстройствами (заболеваниями) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (далее — пациенты), в случае поселения пациента в стационарное учреждение социального обслуживания в настоящее время недостаточно четко урегулирован законодательно. Наряду с отсутствием единой практики это создает затруднения в применении законодательства. Попробуем разобраться в данном вопросе.
За пациентами в целях оказания им необходимой психиатрической помощи устанавливается диспансерное наблюдение (ч. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 349-З «Об оказании психиатрической помощи», далее — Закон о психиатрической помощи; п. 3 Инструкции о порядке осуществления диспансерного наблюдения, утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.11.2017 № 95, далее — Инструкция).
Диспансерное наблюдение осуществляется:
Это важно
Диспансерное наблюдение осуществляют врачи — психиатры-наркологи территориальных организаций здравоохранения, домов-интернатов путем регулярных осмотров пациентов (ч. 2 ст. 33 Закона о психиатрической помощи, подп. 2.3 п. 2, абз. 2 п. 6 Инструкции).
В зависимости от состояния психического здоровья пациента, состоящего под диспансерным наблюдением в территориальной организации здравоохранения, осмотры осуществляются:
Справочно: диспансерное наблюдение за пациентами, находящимися в доме-интернате, осуществляет врач — психиатр-нарколог, состоящий в штате дома-интерната (ч. 2 ст. 33 Закона о психиатрической помощи, п. 11 Инструкции).
В процессе нахождения пациента под диспансерным наблюдением врача — психиатра-нарколога территориальной организации здравоохранения ему может быть предоставлено специальное жилое помещение в доме-интернате для постоянного проживания (абз. 2 п. 4 Положения о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2008 № 1408).
Учитывая, что диспансерное наблюдение за пациентом, находящимся в доме-интернате, осуществляет штатный врач — психиатр-нарколог дома-интерната, специалистам территориальной организации здравоохранения необходимо понимать, что и в каком объеме следует сделать.
Конкретные вопросы, которые возникают в таком случае, следующие:
1) какие документы или информацию, в каком объеме и в какой срок территориальная организация здравоохранения должна направить в дом-интернат?
2) обязан ли дом-интернат представить территориальной организации здравоохранения какие-либо документы или информацию, в частности, о результатах освидетельствования или осмотра пациента?
3) прекращается ли диспансерное наблюдение за пациентом в территориальной организации здравоохранения и если прекращается, то необходимо ли оформить его прекращение заключением ВКК?
Справочно: обозначенные вопросы целесообразно рассмотреть применительно к следующим ситуациям:
• дом-интернат находится в том же населенном пункте (районе), в котором располагается территориальная организация здравоохранения;
• дом-интернат находится в другом населенном пункте (районе), не обслуживаемом территориальной организацией здравоохранения.
Для понимания того, какие действия следует выполнить территориальной организации здравоохранения, осуществляющей диспансерное наблюдение за пациентом, поселенным для постоянного проживания в дом-интернат, целесообразно проанализировать соответствующие нормы Инструкции во всех трех ее редакциях.
В исходной редакции (2017 г.) Инструкция содержала нормы, которые устанавливали отдельно:
1) порядок передачи пациента государственной организацией здравоохранения, осуществляющей диспансерное наблюдение, под диспансерное наблюдение государственной организации здравоохранения по новому месту жительства (месту пребывания) пациента;
Справочно: согласно п. 21 Инструкции в исходной редакции при получении сведений об изменении места жительства (места пребывания) пациента в пределах Республики Беларусь:
• государственная организация здравоохранения по прежнему месту жительства (месту пребывания):
– направляет в течение пяти рабочих дней после получения сведений об установлении диспансерного наблюдения выписку из медицинских документов пациента в государственную организацию здравоохранения по его новому месту жительства (месту пребывания);
– прекращает диспансерное наблюдение за пациентом в течение трех рабочих дней после получения информации об установлении диспансерного наблюдения в государственной организации здравоохранения по новому месту жительства (месту пребывания) пациента;
• государственная организация здравоохранения по новому месту жительства (месту пребывания) пациента в течение трех рабочих дней после установления диспансерного наблюдения направляет соответствующую информацию в организацию здравоохранения по прежнему месту жительства (месту пребывания) пациента.
2) порядок направления государственной организацией здравоохранения, осуществляющей диспансерное наблюдение, информации в дом-интернат, куда пациент помещен на постоянное проживание.
Справочно: согласно п. 22 Инструкции в исходной редакции «при получении документально подтвержденных сведений о помещении в стационарное учреждение социального обслуживания на постоянное проживание пациента, в отношении которого осуществляется диспансерное наблюдение, государственная организация здравоохранения, осуществляющая диспансерное наблюдение за пациентом, направляет в течение пяти рабочих дней после получения соответствующих сведений выписку из медицинских документов в стационарное учреждение социального обслуживания по месту его проживания в целях организации оказания ему психиатрической помощи».
Таким образом, согласно исходной редакции п. 22 Инструкции территориальная организация здравоохранения должна была направить дому-интернату выписку из медицинских документов в установленный срок.
Кроме того, ранее на дом-интернат не возлагалась функция по установлению диспансерного наблюдения, поскольку ВКК создаются только в организациях здравоохранения (ч. 4 ст. 5 Закона о психиатрической помощи, ч. 4 ст. 17 Закона о здравоохранении), а на территориальную организацию здравоохранения не возлагалась обязанность прекратить диспансерное наблюдение.
Установление диспансерного наблюдения в организации по новому месту жительства (месту пребывания) пациента и его прекращение в организации по прежнему месту жительства (месту пребывания) пациента предполагалось только в отношениях между государственными организациями здравоохранения. При этом такой случай (причина) прекращения диспансерного наблюдения не был предусмотрен действовавшей в то время редакцией ст. 33 Закона о психиатрической помощи.
В п. 20 Инструкции во второй редакции (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.04.2020 № 39) была включена норма, установившая следующее:
Это важно
Порядок взаимодействия между территориальной организацией здравоохранения и домом-интернатом не был закреплен во второй редакции Инструкции.
Между тем формулировка ч. 1 п. 20 Инструкции во второй редакции (о направлении выписки из медицинских документов) позволяла применить ее также к рассматриваемым отношениям между территориальной организацией здравоохранения и домом-интернатом:
Справочно: на практике в большинстве случаев данная норма воспринималась как регулирующая отношения между государственными организациями здравоохранения.
Противоречивое отношение вызывала возможность применения к домам-интернатам ч. 2 п. 20 Инструкции во второй редакции.
Против применения данной нормы были следующие аргументы:
Возможность применения данной нормы можно было аргументировать тем, что согласно ч. 2 п. 20 Инструкции во второй редакции организация по новому месту жительства (месту пребывания) пациента предпринимает меры по организации освидетельствования пациента ВКК, а не проводит данное освидетельствование. Иначе говоря, исходя из указанной нормы, при поселении пациента в дом-интернат для постоянного проживания:
Это важно
Какие конкретно результаты освидетельствования необходимо направлять в территориальную организацию здравоохранения, указано не было.
Однако поскольку имелось в виду диспансерное наблюдение и п. 20 Инструкции во второй редакции был адресован преимущественно государственным организациям здравоохранения, результаты освидетельствования подразумевали продолжение или прекращение диспансерного наблюдения, а не вопросов, регламентированных Инструкцией о порядке проведения психиатрического освидетельствования лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями) и находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 05.07.2012 № 92), изменения в которую вступили в силу одновременно с Инструкцией во второй редакции — с 24 мая 2020 г.
Во второй редакции Инструкции, в сравнении с ее исходной редакцией, положения о прекращении диспансерного наблюдения в организации по прежнему месту жительства (месту пребывания) пациента и установлении диспансерного наблюдения в организации по новому месту жительства (месту пребывания) пациента не были отражены.
Части 1 и 2 п. 20 Инструкции во второй редакции трансформировались с некоторыми уточнениями в аналогичные нормы чч. 1 и 2 п. 19 действующей редакции Инструкции (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2022 № 78) и получили следующие формулировки:
Как видно, формулировка ч. 1 п. 19 Инструкции в существенных моментах почти идентична формулировке ч. 1 п. 20 Инструкции во второй редакции. В частности, сохранен термин «организация, осуществляющая диспансерное наблюдение», охватывающий в т. ч. дома-интернаты (пп. 4 и 5 Инструкции).
Однако даже последняя редакция Инструкции не закрывает всех существующих вопросов.
Анализ законодательства о диспансерном наблюдении свидетельствует, что данные нормы нуждаются в дальнейшем совершенствовании с учетом особенностей отношений, возникающих между государственными организациями здравоохранения и домами-интернатами (учреждениями уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел) при необходимости урегулирования вопросов передачи (или перехода) пациентов, страдающих психическими расстройствами, под диспансерное наблюдение врача-психиатра-нарколога другой организации.
От редакции
Подробнее о возможном правовом решении данного вопроса мы поговорим в ближайшем выпуске журнала.