Руководитель организации здравоохранения может участвовать в процедуре закупки по-разному:
- непосредственно инициировать процедуру закупки;
- подписывать документы о проведении госзакупки;
- назначать ответственных лиц, инициирующих процедуру закупки.
Существует ряд правил, которым необходимо уделять особое внимание как руководителю, так и отдельным специалистам организации здравоохранения при составлении технического задания, от которого во многом зависит результат закупки. В чем заключаются эти правила, рассмотрим далее.
Определение потребности и начало госзакупки
Любая процедура закупки начинается с конкретной потребности в товаре (работе, услуге).
Это важно
Началом процедуры закупки является решение руководителя, которое может быть выражено приказом, распоряжением, резолюцией.
Способ принятия решения в организации здравоохранения необходимо закрепить в положении о проведении государственных закупок.
Конкретное описание предмета
Для закупки чего-либо требуется конкретно описать товар (работу, услугу). Данная норма закреплена ст. 21 Закона о госзакупках.
Справочно: при описании предмета государственной закупки в документах, представляемых для подготовки предложения, заказчик должен указать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету государственной закупки, в т.ч.:
• максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик);
• значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться.
Кто может выступить инициатором
В здравоохранении людьми, инициирующими закупку, чаще всего являются главные медицинские сестры, старшие медицинские сестры, ведь любые изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, медицинская техника, лекарственные средства, услуги по обслуживанию медицинской техники и другие услуги проходят через руки главной (старшей) медицинской сестры.
Мнение автора
Рекомендуем закрепить приказом руководителя ответственных за инициирование закупки тех или иных предметов и подачу необходимых заявок.
Приказ о назначении инициаторов закупок может быть сформулирован следующим образом: «Ответственными за инициирование закупок товаров (работ, услуг), подготовку заявок на осуществление закупок и технических характеристик предмета закупки, осуществление контроля за их исполнением назначить…
В случае отсутствия на рабочем месте указанных лиц данные функции выполняют сотрудники, исполняющие их обязанности, или лица, замещающие данных лиц».
Пример перечня инициаторов закупок представлен в табл.
Таблица
Ответственные инициаторы проведения процедуры госзакупки
Как избежать ошибок при составлении ТЗ
Часто при составлении технического задания инициаторы не учитывают изменения рынка и работают по принципу «так было всегда». В условиях меняющего рынка меняются характеристики, требования к предмету закупки и нормативные правовые акты, регламентирующие требования к товару (работе, услуге).
Какими принципами необходимо руководствоваться при составлении технического задания?
1. Описывать только те характеристики, которые необходимы для работы.
Пример
Если при закупке натрий цитрата 5 % раствора необходим срок годности после вскрытия не менее трех месяцев, это прописывается в технических характеристиках. В случае, если срок годности неважен, не стоит ограничивать поставщиков при подаче предложений.
Надо понимать, что если при закупке медицинских шкафов в техническом задании указана конкретная высота — 216 см, то при выборе поставщика предложения с высотой 215 см, 217 см и т.д. будут отклонены. Кроме того, данное требование будет расценено как ограничение конкуренции, если конкретная характеристика не будет иметь обоснования.
2. Указывать ссылки на нормативные акты только в случае полного соблюдения требований этих документов.
Речь идет о соблюдении требований нормативных актов при поставке товаров (выполнении работ) и использовании предмета закупки.
Пример
Долгое время при закупке реагентов к закрытым системам в технических характеристиках прописывался приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.02.2014 № 145 «Об утверждении Инструкции о применении реагентов в аналитических лабораторно-диагностических системах». Однако ни при поставке реагентов, ни при их использовании адаптационные методики не требовались. Возникает вопрос: настолько ли нужны были адаптационные методики, если при использовании реагентов их не изучали?
3. Исследовать рынок на наличие товаров (работ услуг) с улучшенными показателями.
4. Изучать документацию, инструкции, технические паспорта и другие документы перед составлением технического задания.
Если в паспортах на оборудование указана периодичность проведения технического обслуживания два раза в год, а в техническом задании на обслуживание аппаратов — раз в месяц, надо разобраться, на основании чего периодичность в техническом задании не совпадает с периодичностью в документах производителя и не является ли это неэффективным расходованием бюджетных средств.
5. Уделять внимание вопросам дополнительного согласования.
В некоторых случаях для закупки необходимо дополнительное согласование вышестоящих либо других организаций.
Пример
Для учреждений Минска технические характеристики на закупку медицинской техники независимо от ее стоимости разрабатываются и подписываются соответствующими комиссиями комитета по здравоохранению Мингорисполкома по разработке технических характеристик медицинских изделий (приказ комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета от 04.05.2019 № 280 «О порядке подготовки и утверждении заявки на закупку и технических характеристик медицинских изделий»).
Заключение
Главное, о чем необходимо помнить при составлении технического задания, — от него зависит результат закупки. Поэтому при проведении закупок не пренебрегайте вышеуказанными правилами составления технического задания.