В практической деятельности врачей — акушеров-гинекологов государственных и частных организаций здравоохранения возникают ситуации, когда при осмотре несовершеннолетних в возрасте до 18 лет обнаруживаются признаки, указывающие на возможное совершение в отношении них действий сексуального характера (в т.ч. насильственных) или на состояние беременности, прерывание беременности.
При этом посещение указанного врача несовершеннолетней может быть связано как с прохождением в государственных организациях здравоохранения медицинских осмотров девушками в возрасте от 15 до 17 лет, обучающимися в учреждениях образования, так и с осмотрами, связанными с обращением по собственной инициативе или инициативе законных представителей в государственную либо частную организацию здравоохранения, в т.ч. для получения медицинской справки для поступления в вуз.
В таких случаях возникают следующие вопросы:
- требуется ли медицинскому работнику согласие несовершеннолетней на проведение осмотра или достаточно согласия законных представителей?
- вправе ли несовершеннолетняя отказаться от осмотра?
- вправе (обязан) ли врач или организация здравоохранения в таких случаях информировать законных представителей несовершеннолетней (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) и соответствующие правоохранительные органы о выявленных обстоятельствах?
Согласие несовершеннолетней на осмотр
Проведение рассматриваемых осмотров врачом — акушером-гинекологом относится к медицинской помощи (диагностической) и осуществляется посредством простых медицинских вмешательств.
Исходя из ч. 1 ст. 44 Закона о здравоохранении необходимым условием оказания медицинской помощи несовершеннолетнему пациенту является наличие предварительного согласия его законных представителей.
Однако несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет предоставлено право самостоятельно давать согласие на простое медицинское вмешательство (ч. 3 ст. 44 Закона о здравоохранении). Соответственно, для проведения врачом — акушером-гинекологом осмотра несовершеннолетней в возрасте от 14 до 18 лет согласия только законных представителей недостаточно, юридическое значение в рассматриваемых ситуациях имеет именно согласие пациента.
Справочно: согласие на простое медицинское вмешательство дается устно. Отметку о получении такого согласия медицинский работник делает в медицинских документах (ч. 2 ст. 44 Закона о здравоохранении).
Таким образом, несовершеннолетняя в указанном возрасте вправе отказаться от проведения осмотра врачом — акушером-гинекологом. Однако, если необходимость в таком обследовании связана с диагностикой болезненного состояния несовершеннолетней или возможной патологии в развитии, то врачу следует разъяснить ей и ее законным представителям последствия такого отказа.
Если же речь идет о несовершеннолетней в возрасте до 14 лет, то для проведения осмотра достаточно согласия ее законных представителей.
Информирование законных представителей
В Республике Беларусь вступление несовершеннолетней в половой контакт впервые в возрасте 16 лет, в т.ч. с совершеннолетним партнером, при отсутствии насильственных действий (т.е. по обоюдному согласию) не является преступлением. Это позволяет говорить о том, что возраст сексуального согласия (т.е. возраст несовершеннолетней, с которого она способна дать осмысленное согласие на сексуальный контакт с другим человеком), в Беларуси начинается с 16 лет.
Соответственно, возникает вопрос о том, необходимо ли информировать законных представителей, если врачом — акушером-гинекологом при осмотре выявлены признаки раннего сексуального контакта, инфекции, передающейся половым путем, прерывания беременности или беременность:
- у несовершеннолетней, не достигшей 16-летнего возраста;
- у несовершеннолетней в возрасте от 16 до 18 лет.
В соответствии с ч. 1 п. 46 Закона о здравоохранении информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего пациента предоставляется его законным представителям. Это значит, что при выявлении врачом — акушером-гинекологом у неэмансипированной несовершеннолетней в возрасте до 18 лет фактов наличия инфекции, передающейся половым путем, прерывания беременности или беременности, характеризующих состояние здоровья несовершеннолетней и указывающих на состоявшийся половой контакт, информация об этом представляется законному представителю несовершеннолетней.
Сложнее обстоят дела в ситуации, когда признаки, указывающие на раннюю половую связь, выявлены у несовершеннолетней в возрасте до 16 лет либо у несовершеннолетней в возрасте от 16 до 18 лет при отсутствии указанных состояний здоровья и каких-либо признаков насилия.
Ни Закон о здравоохранении, ни иные акты законодательства не дают однозначного указания на то, как следует поступать врачу-специалисту или организации здравоохранения в таком случае.
Полагаем, что в ситуации, когда указанный факт выявлен у несовершеннолетней в возрасте от 16 до 18 лет и не влечет негативных последствий для ее здоровья, сообщать об этом законным представителям необязательно, поскольку это информация о личной жизни девушки, не связанная с необходимостью оказания медицинской помощи, тем более при отсутствии законодательного запрета на вступление в половые отношения с 16 лет.
В случае с несовершеннолетней в возрасте от 14 до 16 лет необходимо информировать законных представителей.
Предоставление информации в органы внутренних дел
Вопросы предоставления информации организациями здравоохранения органам внутренних дел, в т.ч. о выявленных фактах нарушения половой неприкосновенности несовершеннолетних, регламентированы Положением о порядке представления организациями здравоохранения в правоохранительные органы информации, составляющей врачебную тайну (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2014 № 1192) (далее — Положение).
Основания предоставления информации
Положение разработано в соответствии с абз. 2 ч. 11 ст. 46 Закона о здравоохранении, согласно которому организации здравоохранения обязаны представлять информацию, составляющую врачебную тайну, без согласия пациента или лиц, указанных в ч. 2 ст. 18 названного Закона, а также без запроса в письменной форме и (или) в виде электронного документа в правоохранительные органы при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий, в т. ч. дорожно-транспортных происшествий, а также в случаях, если состояние или заболевание пациента могут угрожать жизни и (или) здоровью людей.
Применительно к рассматриваемой ситуации основаниями, позволяющими полагать, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий, являются характер травм, повреждений, состояния или заболевания, свидетельствующие о том, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий, в т.ч.:
Установление факта беременности у лиц, не достигших 16-летнего возраста. В таких случаях следует обратить особое внимание на ситуации, когда беременность выявлена после исполнения несовершеннолетней 16 лет, но срок беременности определяется периодом, возникшим до достижения ей этого возраста. В таком случае, полагаем, направлять информацию в органы внутренних дел также необходимо.
Изнасилования и иные действия сексуального характера. В данных случаях речь идет о совершении преступлений, предусмотренных ст. 166 (изнасилование), ст. 167 (насильственные действия сексуального характера) УК.
Признаки проведения вмешательства в целях искусственного прерывания беременности (аборта) вне организации здравоохранения.
Иные сведения о том, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий (подп. 3.3 п. 3 Положения).
В последнем случае иными сведениями могут быть факты выявления признаков полового контакта (без признаков насилия) у несовершеннолетней, не достигшей 16-летнего возраста. Частью 1 ст. 168 УК предусмотрена уголовная ответственность за половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим 18-летнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим 16-летнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 166 и 167 УК.
Исходя из этого при выявлении у несовершеннолетней в возрасте до 16 лет признаков полового контакта работники организаций здравоохранения направляют соответствующую информацию в органы внутренних дел. При этом в системе государственного здравоохранения особенности взаимодействия между государственными организациями здравоохранения и органами внутренних дел по вопросам предоставления информации о выявлении признаков полового контакта у несовершеннолетней при проведении медицинских осмотров девушек в возрасте от 15 до 17 лет (с привлечением психолога) определены совместным письмом Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 05.04.2018 № 24/9363, № 3-3-9/4458.
Общий алгоритм предоставления информации органам внутренних дел в рассматриваемой ситуации определен Положением.
Алгоритм предоставления информации
1. При наличии упомянутых оснований медицинский работник незамедлительно устно или письменно сообщает об указанных фактах руководителю организации здравоохранения (лицу, его заменяющему), в которой он работает, или назначенному приказом руководителя лицу, ответственному за своевременный прием поступающих от медицинских работников сообщений о несовершеннолетних с рассматриваемыми признаками противоправных действий и передачу этих сообщений в органы внутренних дел (далее — уполномоченное лицо).
2. Руководитель организации здравоохранения (лицо, его заменяющее) или уполномоченное лицо, после получения от медицинского работника сообщения:
- регистрирует его в журнале учета сведений о фактах обращения (поступления) пациента, форма которого утверждается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел;
- незамедлительно направляет в органы внутренних дел по месту жительства (месту пребывания), и (или) по месту оказания несовершеннолетней медицинской помощи телефонограмму о факте ее обращения (поступления), а в течение суток со дня получения сообщения — письменное извещение по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел, о факте обращения (поступления) такой несовершеннолетней, подписанное руководителем (заместителем руководителя) и заверенное печатью организации здравоохранения.
Письменное сообщение должно содержать следующие сведения о несовершеннолетней:
- фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), возраст (при наличии таких сведений);
- адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) (при наличии таких сведений);
- дата и время обращения (поступления);
- основания, позволяющие полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий.