Особенности проведения госзакупок с 26 апреля 2020 г.

В статье рассмотрены положения Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики», касающиеся особенностей проведения госзакупок в условиях влияния на экономику Беларуси мировой эпидемиологической ситуации.

Бенсман Максим

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции», член Минской городской коллегии адвокатов

1432 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С целью минимизации влияния на экономику Беларуси мировой эпидемиологической ситуации Президент Республики Беларусь издал Указ от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143), который вступил в силу с 26.04.2020.

В число предусмотренных Указом № 143 мер входят изменения в правовом регулировании порядка проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) (далее — госзакупки), направленные на минимизацию рисков при заключении, исполнении и расторжении договоров государственной закупки.

Указанные меры касаются:

  • права организации здравоохранения как заказчика приобретать товары (работы, услуги) с применением процедуры закупки из одного источника;
  • обязанности заказчика, связанной с включением контрагента в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее — список недобросовестных контрагентов).

О праве заказчика

В настоящее время в связи с принимаемыми в различных странах мерами по защите от пандемии COVID-19 поставщики (подрядчики, исполнители) не имеют возможности исполнять свои обязательства по заключенным договорам государственной закупки. В связи с этим ч. 1 п. 13 Указа № 143 заказчику предоставлено право приобрести товары (работы, услуги) с применением процедуры закупки из одного источника. Реализовать данное право возможно при соблюдении следующих условий:

  • договор государственной закупки расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • планируемые к приобретению товары (работы, услуги) включены в перечень товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»;
  • объем (количество) планируемых к приобретению товаров (работ, услуг) не превышает объема (количества), необходимого для обеспечения потребности заказчика в течение двух месяцев.

Об обязанности заказчика

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 17 Закона о государственных закупках заказчик обязан направить сведения о расторжении договора государственной закупки в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ) для включения недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) в список недобросовестных контрагентов, если договор государственной закупки расторгнут в связи с его неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Указом № 143 исключено включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в список недобросовестных контрагентов, если договор государственной закупки расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) вследствие любого из следующих обстоятельств:

1. В результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует Белорусская торгово-промышленная палата (далее — БелТПП) в установленном ею порядке либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель).

Справочно: 24.04.2020 БелТПП утвержден и размещен на сайте www.cci.by в разделе «События» порядок свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы при расторжении договора государственной закупки в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением поставщиком, подрядчиком, исполнителем (короткая ссылка на документ: goo-gl.ru/6mfw). Указанный порядок действует с 26.04.2020 и до принятия особого решения Президента Республики Беларусь.

2. В связи с изменением установленного Национальным банком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему:

  • в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений, открытого (закрытого) конкурса, биржевых торгов — на дату подачи предложения участником-победителем процедуры государственной закупки;
  • в случае проведения электронного аукциона — на дату проведения торгов;
  • в случае проведения процедуры закупки из одного источника — на дату заключения договора.

При расторжении договора государственной закупки поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан обосновать влияние обстоятельства, связанного с изменением курса валют, на возможность исполнения им договора государственной закупки (ч. 2 п. 13 Указа № 143), путем предоставления заказчику соответствующего расчета.

Формулировка ч. 2 п. 13 Указа № 143 не содержит указания на освобождение заказчика от исполнения обязанности, предусмотренной ч. 2 п. 1 ст. 17 Закона о государственных закупках. В то же время данная обязанность заказчика действительна в отношении юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, подлежащего включению в список недобросовестных контрагентов. Поскольку в приведенных выше случаях поставщик (подрядчик, исполнитель) не подлежит включению в данный список, то и оснований исполнять заказчиком рассматриваемую обязанность, на наш взгляд, не имеется.

О действии норм п. 13 Указа № 143 

Рассмотренные нормы п. 13 Указа № 143 действуют с 26.04.2020 и до особого решения Президента Республики Беларусь. Акты законодательства действуют в части, не противоречащей Указу № 143 (п. 27, 28 Указа № 143).

Другие материалы по вопросам, урегулированным Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»: 
Меры поддержки клиник-арендаторов недвижимого имущества в связи с COVID-2019
Особенности контрольной (надзорной) деятельности в свете Указа № 143
Как изменять существенные условия труда с 26 апреля 2020 года? 

1432 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Документация санаторно-курортной организации (Дополнено 25.09.2024)

Здесь вы найдете информацию о ведении делопроизводства в санаторно-курортной организации, определении сроков хранения документации (в т.ч. медицинской), о локальных право...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1669
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок