Особенности контрольной (надзорной) деятельности в свете Указа № 143

В статье рассмотрены особенности проведения проверок, в частности внеплановых проверок, а также приостановления работы торговых объектов, объектов общественного питания с 26.04.2020 по 01.01.2021.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1300 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143), вступившим в силу с 26.04.2020, определен, в т. ч. ряд мер, призванных обеспечить оперативное выявление и пресечение нарушений законодательства в различных сферах деятельности. Эти меры связаны с проведением проверок и приостановлением работы торговых объектов и объектов общественного питания.

Проведение проверок

Исключение из запрета. Абзацем 2 п. 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) установлен запрет на проведение проверок (за исключением внеплановых проверок, назначаемых в соответствии с п. 8 Указа № 510) в течение двух лет со дня государственной регистрации организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей (далее — ИП).

Указ № 143 внес исключение в данную норму в отношении отдельных субъектов хозяйствования. С 26.04.2020 разрешено проводить проверки в течение двух лет со дня государственной регистрации (присвоения учетного номера плательщика) в отношении юридических лиц (обособленных подразделений) (кроме созданных в порядке реорганизации), ИП в случае осуществления ими деятельности, связанной с торговлей и общественным питанием (ч. 2 п. 20 Указа № 143).

Внеплановые проверки. В целях усиления защиты прав потребителей, в т. ч. на надлежащее качество и безопасность приобретаемых товаров, обеспечения соблюдения субъектами хозяйствования законодательства в условиях распространения коронавирусной инфекции, вызванной COVID‑19, Указ № 143 предоставил право для оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства назначать внеплановые проверки в отношении юридических лиц и ИП:

  • по вопросам соблюдения законодательства в области санитарно-­эпиде­миологического благополучия населения — Министру здравоохранения;
  • по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, торговле, общественном питании, защите прав потребителей, рекламе — Министру антимонопольного регулирования и торговли;
  • по вопросам соблюдения законодательства об оценке соответствия в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза — Председателю Государственного комитета по стандартизации (ч. 1 п. 20 Указа № 143).

Справочно: особенности организации и проведения внеплановых тематических оперативных проверок определены в гл. 10 Положения о порядке организации и проведения проверок (утв. Указом № 510).

Приостановление работы объекта

Указ № 143 предоставил право приостанавливать работу торгового объекта, объекта общественного питания до устранения нарушений, но не более чем на 90 дней, в случае выявления по результатам проверки таких объектов фактов нарушения:

  • законодательства в области санита­рно-­эпидемиологического благополучия населения — Министру здравоохранения;
  • законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и общественном питании, защите прав потребителей, рекламе — Министру антимонопольного регулирования и торговли;
  • законодательства об оценке соответствия в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза — Председателю Государственного комитета по стандартизации (ч. 3 п. 20 Указа № 143).

При этом порядок приостановления работы торговых объектов, объектов общественного питания поручено определить руководителям указанных ведомств (ч. 4 п. 20 Указа № 143).

Следует отметить, что аналогичная практика приостановления на указанный срок работы торговых объектов, объектов общественного питания показала свою эффективность в период действия с 07.12.2014 по 14.08.2019 п. 3 Указа Президента Рес­публики Беларусь от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей». Это позволило повысить ответственность руководителей указанных объектов за результаты своей работы.

Частью 5 п. 20 Указа № 143 на данных должностных лиц возложена персональная ответственность за обоснованность решений о назначении внеплановых проверок и приостановлении деятельности объектов на основании п. 20 Указа № 143.

Действие п. 20 Указа № 143

Во времени. Согласно ч. 2 п. 27 Указа № 143 нормы п. 20 данного Указа действуют до 01.01.2021.

По юридической силе. Акты законодательства действуют в части, не противоречащей Указу № 143 (ч. 1 п. 27 Указа № 143).

Другие материалы по вопросам, урегулированным Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»: 
Меры поддержки клиник-арендаторов недвижимого имущества в связи с COVID-2019
Особенности проведения госзакупок с 26 апреля 2020 г.
Как изменять существенные условия труда с 26 апреля 2020 года? 

1300 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 24.05.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2197
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок