Особенности проведения проверок органами прокуратуры

Прокуратура является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности, не исключая и здравоохранение. Если организация стала объектом проверки органов прокуратуры, важно знать, какие полномочия имеет проверяющий, на что обратить внимание при подготовке и во время проведения проверки. Именно об этом пойдет речь в статье.

Бондаренко Сергей

соучредитель юридической компании «Центр юридической помощи бизнесу и населению “Артикул”»

563 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (в ред. от 19.05.2022, далее — Закон о прокуратуре) задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов всеми юридическими лицами, указанными в п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре.

Деятельность и полномочия органов прокуратуры в области проведения проверок регламентируются:

Что вправе сделать прокурор

Осуществляя надзор, прокурор не может нарушать законодательство и выходить за рамки своих полномочий. Но чтобы понять, правомерны ли действия прокурора, важно иметь представление о его полномочиях, которые закреп­лены в ст. 27 Закона о прокуратуре.

Во время проверки прокурор в пределах своей компетенции, в частности, имеет право:

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, организаций;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организации документы, информацию и материалы, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз;
  • вызывать должностных лиц и граждан, требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности.

Какие документы выносятся по результатам проверки

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, в т. ч. выносит представления, предписания и официальные предупреждения, а также возбуждает уголовные дела.

В документах прокурорского реагирования:

  • излагаются правовое обоснование, а также негативные последствия нарушения законодательства;
  • раскрываются причины и условия, которые способствовали нарушению;
  • ставится вопрос о его устранении, возмещении ущерба и ответственности виновных лиц.

Руководителю на заметку
Должностные лица обязаны исполнить письменное требование прокурора в 10‑дневный срок или срок, установленный прокурором.

За оставление без рассмотрения представления прокурора предусмотрена административная ответственность по ст. 25.3 КоАП, а за неповиновение его законному требованию — по ст. 24.3 КоАП.

Справочно: прокурор при осуществлении надзорных функций уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях (перечень правонарушений не ограничен).

Какие проверки могут затронуть вас

В практике органов прокуратуры преобладает проведение проверок государственных органов и организаций, а проверки организаций частной формы собственности обычно проходят при наличии у прокурора информации о допущенных нарушениях закона.

Органы прокуратуры проводят выборочные проверки в отношении компаний, включенных в планы выборочных проверок.

В практике прокурорского надзора имеются плановые, т. е. из года в год повторяющиеся проверки соблюдения законодательства в определенной сфере.

Проверки планируются и проводятся конкретной прокуратурой с учетом состояния законности в регионе, отраслях деятельности и конкретных организациях.

Плановые проверки проводятся помощниками прокурора отдела так называемого общего надзора.

Справочно: плановые проверки субъектов хозяйствования, как правило, государственного сектора проводятся лишь по поручениям Генерального прокурора, его заместителей, а также прокуроров областей и приравненного к ним прокурора г. Минска, о чем доводится до сведения ответственных должностных лиц юридического лица или его структурного подразделения.

Зачастую к проведению такого рода проверок руководством прокуратуры привлекаются специалисты в определенной сфере, такие как налоговые инспекторы, инспекторы органов Комитета государственного контроля, Департамента государственной инспекции труда и иные. Возможно привлечение одновременно нескольких специалистов определенных отраслей.

Специфика проведения проверок работниками прокуратуры заключается в том, что они сразу по результатам выявленных нарушений закона могут дать им правовую оценку, в т. ч. возбудить уголовное дело, которое прокурор направляет для проведения предварительного расследования в соответствующий территориальный отдел Следственного комитета либо, что редко, может принять к своему производству.

Кроме того, органы прокуратуры проводят внеплановые проверки, которые организуются при наличии факта (обращения граждан, информация в СМИ и т. д.) нарушения законодательства на конкретном предприятии или у субъектов хозяйствования различных правовых форм.

В таком случае, как правило, факт совершения противоправного или иного запрещенного законом деяния (задержка выплаты заработной платы, несвоевременный ответ на обращение гражданина, совершение преступления работником юридического лица) уже установлен.

Каковы сроки проведения проверок

При проведении плановых проверок, которые инициируются руководством прокуратуры, работник ограничен сроками служебного задания.

По проверкам, которые проводятся по информации о нарушении закона, должностные лица прокуратуры сроками не ограничены (кроме случаев, когда сообщение о совершенном преступлении зарегистрировано в органах прокуратуры: тогда действуют сроки, предусмотренные УПК).

Что проверяют органы прокуратуры

Что могут проверить органы прокуратуры? И какие последствия у данных проверок могут быть? Именно об этом мы расскажем далее.

Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда

Одним из ключевых направлений прокурорского надзора является надзор за соблюдением организациями законодательства о труде и об охране труда. В ходе проверок анализируется выполнение обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, приему на работу, отчислению обязательных платежей с выплат работникам. При этом особое внимание уделяется организациям-должникам, в отношении которых применены процедуры банкротства.

Руководителю на заметку
Наиболее частые нарушения, выявляемые сотрудниками прокуратуры в данной сфере, это нарушение сроков выплаты заработной платы, а также нарушение правил охраны труда.

Среди выявляемых нарушений — нарушение правил прохождения медицинского осмотра, выдачи средств индивидуальной защиты, проведения инструктажа и др.


Мнение автора

1. Перед началом проверки нанимателю необходимо обратить внимание на наличие приказов о приеме на работу лиц, которые фактически осуществляют трудовую деятельность, а также иных документов, касающихся трудовой деятельности: трудовых договоров, правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, договоров о материальной ответственности и пр.

2. Рекомендуется организовать кадровый аудит, чтобы проверить наличие и правильность составления кадровых документов и их соответствие законодательству.


Надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной (экономической) деятельности

Прокуратура проводит проверки и осуществляет надзор за исполнением законодательства при осуществлении хозяйственной (экономической) деятельности во взаимодействии с субъектами хозяйствования государственной формы собственности (неплатежи по договорам и т. п.).

Это важно
Пристальное внимание органы прокуратуры уделяют исполнению субъектами хозяйствования налогового законодательства.

В ходе проверки изучаются как налоговые декларации и другие документы, представленные плательщиком, так и документы и сведения о его деятельности, имеющиеся у налогового органа (информация представляется банками, нотариусами, лицами, при посредстве которых осуществляются различные финансовые операции, сделки по приобретению дорогостоящего имущества).

Перечень вопросов, которые проверяются, неограничен: правильность исчисления налогов, обоснованность применения льгот, полнота и своевременность удержания налоговым агентом налогов и сборов и перечисления удержанных сумм в бюджет.

При проведении такой проверки прокурор может потребовать у плательщика дополнительные сведения, запросив объяснения и документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки.

Если обнаружены какие-то несоответствия, то прокурор, являющийся руководителем проверки, может поручить налоговому органу сразу оформить акт, в котором будут указаны суммы доначислений, и вынести предписание о немедленном устранении нарушений налогового законодательства.


Мнение автора

1. Чтобы подготовиться к проверке исполнения налогового законодательства, нужно проанализировать все совершенные финансово-­хозяйственные операции за три предыдущие года, проверить их обоснованность и подтверждение, при отсутствии — восстановить недостающие документы.

2. До начала проверки необходимо проверить наличие и правильность ведения книги замечаний и предложений, книги учета проверок, наличие и актуальность сведений об ответственных за ведение книг. Это касается и обособленных подразделений (филиалов).

3. Перед проверкой необходимо проверить наличие регистрационных и учредительных документов, документов о постановке на учет в налоговых органах и фондах, сертификатов, лицензий, печатей и штампов. Их отсутствие может повлечь серьезные санкции.



563 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок