Содействие милиции в доставке определенных категорий лиц в организацию здравоохранения

В данной статье расскажем о взаимодействии медицинских работников государственных организаций здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь (далее — организация здравоохранения), с территориальными органами внутренних дел (далее — ОВД) при возникновении необходимости оказания содействия медицинским работникам в доставке в организацию здравоохранения лиц, страдающих психическими и (или) поведенческими расстройствами.

Короткевич Татьяна

заместитель директора по организационно-методической работе РНПЦ психического здоровья, кандидат медицинских наук, доцент

1350 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Предпосылки нововведения

В практике работы психиатрических организаций здравоохранения часто имеют место случаи, когда в соответствии с законодательством пациенту, страдающему психическим расстройством (заболеванием), требуется оказать психиатрическую помощь без его согласия. В таких случаях в целях доставки пациента для оказания психиатрической помощи в амбулаторных условиях либо госпитализации в психиатрический стационар организация здравоохранения может обратиться за содействием в ОВД.

Законодательно данный аспект был окончательно урегулирован после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 11.11.2019 № 255-З «Об изменении Закона Респуб­лики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» (далее — Закон № 255-З), которым были внесены изменения в ст. 19, 29 и дополнена ст. 34Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 349-З «Об оказании психиатрической помощи» (далее — Закон о психиатрической помощи).

Данные изменения и дополнения предусматривают регулирование совместным нормативным правовым актом Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь вопросов оказания содействия медицинским работникам со стороны работников ОВД в доставке лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), в организацию здравоохранения.

Справочно
В предыдущей редакции Закона о психиатрической помощи ст. 19 и 29 уже было предусмотрено оказание содействия медицинским работникам со стороны сотрудников органов внутренних дел по доставке в психиатрический стационар пациентов, нуждающихся в оказании экстренной психиатрической помощи, а также в организацию здравоохранения лиц, в отношении которых санкционировано проведение принудительного психиатрического освидетельствования.

Однако использование данных норм на практике было затруднено из-за отсутствия их подзаконного регулирования и компетенции на издание совместного нормативного правового акта Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел Рес­публики Беларусь.

Новое в законодательстве

В целях реализации указанных выше норм Закона издано постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.07.2020 № 65/144 «О содействии в доставке пациентов и иных лиц при оказании психиатрической помощи».

Данным постановлением утверждена Инструкция о порядке содействия медицинским работникам территориальными органами внутренних дел в доставке в организацию здравоохранения пациентов, лиц, подлежащих принудительному психиатрическому освидетельствованию, и лиц, в отношении которых вынесено определение (постановление) суда о применении принудительных мер безопасности и лечения (далее — Инструкция № 65/144).

Взаимодействие организаций здравоохранения и ОВД

Содействие медицинским работникам со стороны ОВД в доставке лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), в организацию здравоохранения не только способствует своевременному проведению лечебно-­диагностических мероприятий. В определенных случаях такая мера способна защитить граждан от общественно опасных действий со стороны пациентов, а также сохранить жизни самих пациентов, которые находятся в состоянии, не позволяющем понимать значение своих действий, в связи с обострением психического расстройства (заболевания).

Случаи оказания содействия

Инструкция № 65/144 определяет порядок оказания ОВД содействия организации здравоохранения в следующих случаях:

  • при необходимости оказания экстренной психиатрической помощи, когда пациент представляет непосредственную опасность для себя и (или) иных лиц (ч. 3 ст. 19 Закона о психиатрической помощи);
  • при реализации решений о проведении принудительного психиатрического освидетельствования граждан (ч. 12 ст. 29 Закона о психиатрической помощи);
  • при исполнении определений (постановлений) суда о применении принудительных мер безопасности и лечения (ч. 7 ст. 34 Закона о психиатрической помощи).

При этом для всех трех случаев в целях упрощения взаимодействия между медицинскими работниками и сотрудниками ОВД порядок действий максимально унифицирован.

1. Направление информации. При необходимости оказания содействия медицинским работникам в доставке пациента или лица (далее — лицо) в организацию здравоохранения медицинский работник организации здравоохранения направляет в ОВД письменно, по телефону либо с использованием защищенных электронных каналов связи следующую информацию:

  • сведения о лице, в отношении которого требуется оказать содействие в доставке в организацию здравоохранения (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, место жительства (место пребывания), особенности поведения, склонность к совершению агрессивных и (или) суицидальных действий);
  • основания для доставки лица в организацию здравоохранения;
  • сведения о дате и времени доставки лица в организацию здравоохранения;
  • контактный телефон врача-­специа­листа;
  • иные сведения при необходимости (это могут быть, например, сведения, касающиеся особенностей поведения пациента, взаимодействия с членами его семьи, и др.).

2. Рассмотрение направленной информации сотрудниками ОВД. Руководитель ОВД рассматривает поступившую информацию и назначает сотрудников для оказания содействия медицинским работникам в доставке лица в организацию здравоохранения.

3. Непосредственное содействие со стороны ОВД. Сотрудники ОВД прибывают к месту нахождения лица в согласованные с врачом-­специалистом дату и время.

Сотрудники ОВД перед помещением лица в автомобиль скорой медицинской помощи проводят его личный досмотр с целью обнаружения и изъятия колющих (режущих) и иных запрещенных предметов. Кроме того, во время доставки в организацию здравоохранения сотрудники принимают меры по предотвращению возможных действий лица, угрожающих жизни и (или) здоровью окружающих.

В случаях, предусмотренных ст. 27, 28 и 29 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (в ред. от 10.08.2019, далее — Закон об ОВД) к лицу, в отношении которого осуществляется содействие в доставке в организацию здравоохранения, работником ОВД в некоторых случаях могут быть применены физическая сила, специальные средства и оружие.

4. Доставка лица в государственную организацию здравоохранения. Доставка лица в государственную организацию здравоохранения осуществляется психиатрической либо иной бригадой скорой медицинской помощи.

В соответствии с ч. 1 п. 7 Инструкции о порядке оказания скорой психиатрической помощи (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.08.2012 № 126 (в ред. от 27.03.2020)), далее — Инструкция № 126) с целью организации оказания скорой психиатрической помощи в составе станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи, а также в структуре отделений скорой медицинской помощи психиатрических стационаров организуются бригады скорой медицинской помощи (далее — психиатрическая бригада).

Справочно
Состав психиатрической бригады определяется в соответствии с п. 37 Инструкции о порядке организации деятельности службы скорой медицинской помощи (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.01.2020 № 2 «О вопросах организации деятельности службы скорой медицинской помощи» (в ред. от 11.03.2021)).

Психиатрические бригады создаются из расчета не менее одной круглосуточной психиатрической бригады на каждые 400 тысяч населения или административный район с населением 100 тысяч человек.

В административно-­территориальных единицах, в которых отсутствуют психиатрические бригады, для оказания скорой психиатрической помощи может быть направлена другая бригада скорой медицинской помощи (ч. 2 п. 7 Инструкции № 126).

Медицинские работники в ходе доставки лица в организацию здравоохранения обеспечивают постоянное наблюдение за состоянием его здоровья. При появлении у лица признаков ухудшения состояния здоровья во время медицинской транспортировки медицинские работники оказывают ему необходимую медицинскую помощь в соответствии с медицинскими показаниями, клиническим протоколом оказания медицинской помощи и (или) принимают решение о применении мер физического стеснения.

После доставки лица в организацию здравоохранения доставка сотрудников ОВД к месту службы осуществляется на автомобиле скорой медицинской помощи.

Заключение

Закрепление и реализация нормы, предусматривающей содействие медицинским работникам со стороны территориального ОВД при оказании психиатрической помощи в случаях, предусмотренных Законом о психиатрической помощи, позволит обеспечить эффективное взаимодействие медицинских работников и сотрудников ОВД при осуществлении доставки лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), в организацию здравоохранения. Это будет способствовать не только своевременному проведению психиатрического освидетельствования и началу оказания специализированной медицинской помощи пациентам, но и создаст соответствующие условия по повышению уровня общественной безопасности. 

Справочно
На основании ст. 27 Закона об ОВД сотрудник ОВД применяет физическую силу, в т. ч. боевые приемы борьбы, подручные средства для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия его законным требованиям, если ненасильственными способами это сделать невозможно.
Согласно ст. 28 Закона об ОВД сотрудник ОВД применяет специальные средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и др.) в случае:
- отражения нападения на сотрудников ОВД и иных граждан;
- освобождения заложников;
- отражения нападения на здания, помещения, сооружения и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо для освобождения захваченных объектов;
- пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям ОВД либо иных лиц, исполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
- в иных случаях.

С учетом ст. 29 Закона об ОВД сотрудник ОВД имеет право на применение оружия, т. е. на производство выстрела (выстрелов) из него, в отношении лица:
- совершающего нападение на сотрудника ОВД и (или) иного гражданина, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;
- совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника ОВД оружием, боеприпасами к нему, боевой и специальной техникой или специальными средствами;
- совершающего захват или удержание лица в качестве заложника;
- застигнутого при совершении вышеперечисленных действий и пытающегося скрыться, когда в целях избегания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника органов внутренних дел или иных граждан;
- в иных случаях.

1350 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В Минске состоялась VIII отчетно-выборная конференция Минской городской организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения

12 ноября 2024 г. в ходе VIII отчетно-выборной конференции Минской городской организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения рассмотрены десятки вопросов, в...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 25
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок