Переход с Единой тарифной сетки на иные условия оплаты труда

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» у коммерческих организаций здравоохранения появилась возможность самостоятельно принимать решения о выборе любой системы оплаты труда работников как с применением Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, так и без ее применения. В статье представлен алгоритм оформления перехода на применение гибких условий оплаты труда.

Самосейко Владимир

юрист, магистр права

1627 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Необходимость устранения излишнего регулирования в сфере оплаты труда была определена еще положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». В целях реализации ее положений 10 мая 2011 г. Президент подписал Указ № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее — Указ № 181), главной новацией которого стало придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС). 

Таким образом, прямое государственное регулирование порядка формирования тарифной части заработной платы, а также тарификации работников для коммерческих организаций всех форм собственности было отменено. Субъектам предпринимательской деятельности предоставлено право самостоятельно принимать решения о выборе любой системы оплаты труда работников как с применением ЕТС, так и без ее применения.

В целях реализации Указа № 181 постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 67 утверждены Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения (далее — Рекомендации).

Таким образом, согласно п. 8 Рекомендаций тарифные ставки могут устанавливаться:

1) на основе ЕТС;

2) на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее — ТС);

3) без применения ЕТС (ТС).

На практике возникают вопросы оформления в соответствии с трудовым законодательством перехода с ЕТС на условия оплаты труда без применения ЕТС. Рассмотрим этот вопрос в виде алгоритма действий.

Алгоритм перехода с Единой тарифной сетки на иные условия оплаты труда

Шаг 1. Проверьте возможность перехода на гибкие системы оплаты труда

На данном этапе уточняется, может ли данная организация осуществить переход на гибкие системы оплаты труда, т.е. относится ли она к коммерческим организациям.

Справочно: в сфере здравоохранения коммерческие медицинские организации создаются в форме унитарного предприятия, акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью.

Бюджетные медицинские организации (не путать с государственными организациями, которые могут быть коммерческим) не могут отказаться от применения ЕТС.

Шаг 2. Закрепите новые правила оплаты труда в локальных нормативных правовых актах

Согласно ст. 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. 

Как правило, данный шаг не нужен, если наниматель хочет применить индивидуальные (персональные) условия оплаты труда.

Определение размеров тарифных ставок (окладов) без применения ЕТС (ТС) может устанавливаться нанимателем:

  • в процентном отношении от выручки, полученной от реализации товаров, работ, услуг;
  • путем установления фиксированных либо плавающих тарифных ставок (окладов);
  • путем применения иных систем оплаты труда работников, разработанных специальными организациями или предложенных организациями науки и научного обслуживания, ведущими прикладные практические исследования и разработки в данной сфере;
  • с учетом передового международного опыта.

Шаг 3. При необходимости отразите новые условия оплаты труда в штатном расписании

Унифицированной формы штатного расписания как отдельного вида документа (общей для всех организаций) в настоящее время нет. 

Минимальное содержание штатного расписания также не установлено законодательством. Исходя из отдельных требований законодательства в штатном расписании как минимум должен содержаться список наименований должностей и профессий (для реализации ст. 1 и ст. 19 ТК в части обеспечения соответствия наименований должностей и профессии работников квалификационным справочникам), количество штатных единиц и размер тарифной ставки (оклада) в связи с тем, что размер тарифной ставки (оклада) входит в число обязательных условий трудового договора (п. 7 ч. 2 ст. 19 ТК).

Шаг 4. Проверьте возможность соблюдения требований Указа № 181 

Требованиями, которые следует соблюсти, являются:

  • недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;
  • установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход;
  • соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде (подп. 2.1 п. 2 Указ № 181).

Шаг 5. Уведомите (предупредите) работников об изменении условий оплаты труда

Если организация при переходе на гибкие условия труда может соблюсти требования Указа № 181, то достаточно соблюсти требования ст. 65 ТК

Справочно: согласно ст. 65 ТК наниматель обязан известить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее чем за один месяц.

То есть если руководитель организации примет решение о неприменении ЕТС, однако сохранит действующий размер оплаты труда работников, то это не будет изменением существенных условий труда.

Если перечисленные в предыдущем шаге требования по размеру оплаты труда соблюсти невозможно, то при переходе на другие условия оплаты труда следует соблюсти требования ст. 32 ТК, т.е. предупредить работников об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц.

Отличие ст. 65 ТК от ст. 32 ТК состоит в том, что в первом случае работник не имеет права отказаться от введения новых условий оплаты труда и уволиться.

От редакции
Пример оформления уведомления работника об изменении условий оплаты труда в связи с отказом нанимателя от применения ЕТС без изменения размера оплаты труда работников вы можете скачать по ссылке.

Шаг 6. При необходимости внесите изменения и (или) дополнения в трудовой договор

Так как одними из обязательных условий трудового договора являются условия оплаты труда, то, например, при увеличении размера тарифной ставки (оклада), иных условий труда, которые отражаются в трудовом договоре, следует их оговорить в соответствующем дополнительном соглашении. 


Об общественной пользе организации

Организации приносят общественную пользу, когда их деятельность дает обществу некую «чистую выгоду» помимо предложения товаров и услуг и создания рабочих мест — неотъемлемых условий финансового успеха. 

Общественная польза заключается в инвестировании финансовых и нефинансовых ресурсов (например, знаний) в улучшение качества жизни. 

Общественная польза представляет собой разновидность распределения прибыли, когда прибыль выражается не только в финансовых показателях, а распределение не ограничивается рамками организации.

Общественная польза зависит от благородства духа. И если эгоизм отнимает у обслуживания человеческую энергию, то благородство дает противоположный эффект.

Возможно, исключительное благородство больше, чем другие факторы, стало той искрой, которая определила дух клиники Мэйо. И ее цели выходят далеко за рамки денежной прибыли.

О применении новых технологий

Используйте новые технологии для поддержания главной стратегии и принципов организации.

Новые технологии — это инструмент, помогающий организации стать такой, какой она хочет быть. Цель новых технологий состоит в том, чтобы принести пользу потребителям, помочь им преуспеть и сделать их жизнь лучше. 

Инвестиции в технологии, которые не дают пользы потребителям, мешают их преуспеванию и ухудшают их жизнь, дорого обходятся организации-инвестору. 

Технологии, применяемые ради экономии денег, обычно приводят к выбрасыванию их на ветер, что ничего, кроме глубокого разочарования, дать не может. 

Все технологии должны решать насущные проблемы в контексте главных принципов и стратегии организации.

Из анализа книги Леонарда Берри и Кента Меломана «Практика управления Mayo Clinic. 
Уроки лучшей в мире сервисной организации»



1627 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Гарантии при продлении контракта

Главная медицинская сестра № 12 (48) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 54
• • •

Проходит общественное обсуждение проекта Кодекса о здравоохранении

На общественное обсуждение вынесен проект Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении. Организатором общественного обсуждения выступает Министерство здравоохранения.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 45
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок