В трудовом законодательстве Беларуси прочно закрепилась такая категория работников, как обязанные лица, т.е. лица, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Порядок трудоустройства обязанных лиц и особенности трудовых отношений с ними с 2007 г. регулируют три основных нормативных правовых акта:
- Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет № 18);
- Положение о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении* (далее — Положение о трудоустройстве);
- Положение о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда** (далее — Положение об установлении брони).
* Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 105.
** Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 1595.
Поскольку трудоустройство обязанных лиц для государства имеет особую важность, а упомянутые выше нормативные акты устанавливают особенности трудоустройства обязанных лиц и трудовых отношений с ними, то на практике специалисту по кадрам и другим работникам, назначенным ответственными за работу с обязанными лицами, важно своевременно, правильно и в полном объеме исполнять требования законодательства, в чем, надеемся, поможет предлагаемый алгоритм работы с обязанными лицами.
Напомним, обязанными лицами называют родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, у которых дети были отобраны и помещены на государственное обеспечение в детские интернатные учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования — в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях (ч. 7 п. 9 Декрета № 18), в связи с чем на таких родителей государством возложена обязанность возмещать расходы по содержанию детей.
Статус обязанного лица подтверждает отметка в паспорте гражданина Беларуси или виде на жительство иностранного гражданина, лица без гражданства.
В паспорт гражданина Республики Беларусь (стр. 25–28) и вид на жительство в Республике Беларуси (стр. 6–10) отметку проставляет отдел (отделение) охраны общественного порядка и профилактики органа внутренних дел, а в случае выдачи (обмена) обязанному лицу указанных документов — подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел*.
* п. 2, 3, 6 Правил проставления в документах обязанных лиц, удостоверяющих их личность, отметки об обязанности этих лиц возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 1729.
Прием на работу обязанного лица
При приеме на работу нового сотрудника, особенно уборщиком территории, уборщиком помещений, санитаром (санитаркой), прежде всего следует выяснить, не является ли он обязанным лицом, а если является, то трудоустраивается ли он самостоятельно или по направлению органа по труду, занятости и социальной защите (далее — служба занятости).
Если человек устраивается самостоятельно, то прием его на работу осуществляется в общем порядке. То есть у человека необходимо потребовать, а он обязан предъявить документы, перечисленные в ч. 1 ст. 26 ТК.
Если обязанное лицо, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, устраивается по направлению службы занятости, то необходимо учитывать следующее.
1. Служба занятости направляет обязанных лиц для трудоустройства в учреждение здравоохранения, которое внесено в перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц (далее — перечень), установленный соответствующим облисполкомом, а также Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом.
Это важно
Учреждение здравоохранения, включенное в перечень, обязано в трехдневный срок со дня возникновения вакансий информировать об этом службу занятости с указанием условий труда и размера оплаты по ним (ч. 11 п. 14 Декрета № 18).
2. Государство обеспечивает трудоустройство обязанных лиц путем установления брони для приема их на работу (ч. 5 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь»). Количество мест в счет брони на предстоящий год, в т.ч. в учреждениях здравоохранения, внесенных в перечень, устанавливают районные и городские исполкомы ежегодно до 1 ноября (ч. 1 п. 6 Положения об установлении брони).
При этом для трудоустройства в организацию обязанных лиц не требуется обязательное установление брони рабочих мест — достаточно того, что организация внесена в перечень.
3. Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление, осуществляется на основании направления службы занятости, которое обязанное лицо должно предъявить учреждению здравоохранения, в которое его направили (ч. 4 п. 14 Декрета № 18).
4. Учреждение здравоохранения не вправе отказать в приеме на работу обязанному лицу, предъявившему направление службы занятости (ч. 6 п. 14 Декрета № 18, п. 8 Положения о трудоустройстве, ч. 2 п. 15 Положения об установлении брони), даже если обязанное лицо не предъявило документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца), страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья, военный билет. В случае приема на работу обязанного лица без вышеуказанных документов в приказе о приеме на работу можно установить сроки их предоставления. Также не допускается отказ обязанных лиц от выполнения работы.
Согласно ч. 3 п. 14 Декрета № 18 обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления. В этот же день служба занятости уточняет у организации результаты приема на работу обязанного лица.
Справочно: на службу занятости возложена функция контроля за соблюдением нанимателями законодательства о занятости в части приема обязанных лиц на работу (ч. 2 п. 8 Положения о трудоустройстве).
Отказ обязанному лицу в трудоустройстве возможен в случае его несоответствия требованиям, предъявляемым к конкретной профессии (должности), установленным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), в т.ч. по состоянию здоровья.
5. В день прибытия обязанного лица для трудоустройства с ним заключается бессрочный трудовой договор, в котором указывается, что работник является обязанным лицом, издается приказ о приеме на работу и вносится запись в трудовую книжку.
Если обязанное лицо не предоставило справку о состоянии здоровья, то следует издать два приказа:
1) приказ о приеме на работу. В нем можно указать лиц, ответственных за ведение контроля и подачу ежедневных сведений о нахождении на работе обязанного лица, а также за представление ежемесячного табеля рабочего времени;
2) приказ об отстранении обязанного лица от работы на период прохождения медосмотра (п. 4 ч. 2 ст. 49 ТК). В нем следует указать, что обязанное лицо отстраняется от работы на период прохождения медосмотра.
Справочно: уклонение обязанного лица от явки в организацию для трудоустройства, от прохождения медицинского осмотра, получения необходимых для трудоустройства документов является уклонением от трудоустройства и влечет административную ответственность по ст. 9.27 КоАП в виде штрафа или административного ареста. Повторное уклонение в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 174 УК.
После представления обязанным лицом недостающих документов оформляется трудовой договор, и в трудовую книжку вносится запись о трудоустройстве.
6. Обязанное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающее или временно проживающее в Беларуси, может быть трудоустроено без получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
7. Специалист по кадрам заполняет необходимую часть представленного обязанным лицом направления на работу, подписывает у руководителя организации и в течение 15 дней со дня получения направляет в службу занятости*.
* приложение 7 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 149 «Об установлении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, и утверждении инструкций по их заполнению».
После приема на работу в учреждение здравоохранения обязанного лица начинается процесс трудовых отношений с ним, отношений организации с органами по труду, занятости и социальной защите и органами внутренних дел, включающий в себя контроль за работой обязанного лица, учет его рабочего времени, предоставление отпуска, обмен информацией с указанными органами.
Процесс трудовых отношений с обязанными лицами
На обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению о трудоустройстве на основании направления службы занятости, распространяется законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде (с учетом некоторых особенностей, которые будут отмечены далее) за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой.
На обязанных лиц рекомендуется заводить личные дела. Рекомендуемый перечень документов, включаемых в личное дело:
- направление отдела занятости (если трудоустроен по направлению);
- трудовой договор;
- приказы о приеме на работу, о назначении ответственных лиц;
- копии исполнительных листов;
- табели учета рабочего времени;
- информация о нарушениях трудовой дисциплины, в т.ч. повлекших уменьшение заработной платы, приказы об отстранении от работы, приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности;
- переписка со службой занятости, районным управлением внутренних дел, судом.
Обеспечение контроля и учета рабочего времени
Учреждение здравоохранения, в котором работает обязанное лицо, трудоустроенное по направлению органа по труду, занятости и социальной защите, обязано осуществлять контроль за его ежедневной явкой на работу (ч. 9 п. 14 Декрета № 18; ч. 1 п. 10 Положения о трудоустройстве), в частности вести ежедневный учет явки на работу и ухода с нее, а также:
1) представлять в органы внутренних дел и службу занятости информацию об учете рабочего времени обязанного лица, о нарушениях трудовой дисциплины, включая систематические нарушения по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в т.ч. повлекших уменьшение его заработной платы (табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины). Табели учета рабочего времени предоставляются ежемесячно в течение трех первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным;
2) в случае неявки обязанного лица на работу:
- информировать о каждом факте неявки службу занятости и орган внутренних дел, устанавливать причины неявки и принимать меры по обеспечению явки обязанного лица на работу;
- обращаться в орган внутренних дел за содействием в доставке обязанного лица на работу при наличии неуважительной причины его неявки (ч. 12 п. 14, п. 17 Декрета № 18; п. 10 Положения о трудоустройстве).
Предоставление отпуска
Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью семь календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ч. 8 п. 14 Декрета № 18). Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются.
Возмещение расходов на содержание детей
Удержание из заработной платы обязанного лица расходов на содержание детей может производиться двумя способами:
1) добровольное возмещение расходов обязанным лицом. В этом случае учреждение здравоохранения на основании заявления обязанного лица и информации взыскателя о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию ежемесячно, номере текущего счета по учету бюджетных средств, удерживает из заработной платы обязанного лица расходы на содержание детей (ч. 2 п. 9 Декрета № 18);
2) принудительное взыскание расходов с обязанного лица. Осуществляется учреждением на основании исполнительной надписи нотариуса, судебного постановления, полученных от взыскателя или из суда (ч. 3–6 п. 9 Декрета № 18).
Привлечение к дисциплинарной ответственности
Обязанные лица, независимо от того, самостоятельно ли они трудоустроились, по направлению службы занятости или приобрели статус обязанного лица в процессе трудовой деятельности, за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности на общих основаниях (ст. 197 ТК).
Однако обязанное лицо не может быть уволено за совершение дисциплинарного проступка в качестве меры дисциплинарного взыскания до полного возмещения расходов по содержанию детей, за исключением увольнения по инициативе нанимателя в случае совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (ч. 13 п. 14 Декрета № 18) (п. 8 ст. 42 ТК).
За ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, нарушение трудовой дисциплины обязанное лицо может быть переведено нанимателем с согласия службы занятости на другую работу (ч. 3 ст. 30 ТК).
Обязанные лица, систематически нарушающие трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, могут быть направлены в лечебно-трудовые профилактории (п. 17 Декрета № 18).
Увольнение обязанного лица
По общему правилу обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей. Исключением является увольнение по п. 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 ст. 42, п. 1, 2, 5, 6 ст. 44 и п. 2, 4 ст. 47 ТК, а также если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы. В последнем случае увольнение производится по согласованию со службой занятости при наличии письма от другого нанимателя о трудоустройстве.
При увольнении обязанного лица по п. 1, 2, 8 ст. 42, п. 2 ст. 44, п. 2 ст. 47 ТК необходимо в день увольнения направить об этом информацию:
- в службу занятости и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы;
- взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоустройстве (ч. 13–15 п. 14 Декрета № 18; п. 11 Положения о трудоустройстве).
В случае полного возмещения расходов по содержанию детей обязанное лицо перестает им быть. В таком случае работник может быть уволен с работы в общем порядке. То есть речь идет, среди прочего, о тех основаниях, по которым, будучи обязанным лицом, работник не может быть уволен.
От редакции
Пример оформления приказа о приеме на работу обязанного лица вы можете скачать по ссылке.
Приказ об отстранении обязанного лица от работы на период прохождения медосмотра вы можете скачать по ссылке.
Пример оформления приказа об увольнении обязанного лица вы можете скачать по ссылке.