Полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях

Поможет: узнать, за совершение каких правонарушений имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях должностные лица Министерства здравоохранения и его органов, а также органов государственного санитарного надзора.

Дедюля Ольга

юрист

47 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении полномочными органами административно-­правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административное правонарушение может быть выявлено в результате проведения контрольных мероприятий компетентными органами, сообщения о правонарушении либо по результатам проверки сведений, изложенных в обращениях граждан.

Понятие административного правонарушения

Понятие административного правонарушения дано в ч. 1 ст. 2.1 КоАП. Административное правонарушение характеризуется следующими признаками:

  • это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а также противоправное деяние юридического лица;
  • за совершение правонарушения установлена административная ответственность.

Справочно:КоАП является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, являются составной частью законодательства об административных правонарушениях, подлежат применению с учетом положений КоАП и включению в него.

Протокол об административном правонарушении

По общему правилу о совершении административного правонарушения должностное лицо органа, ведущего административный процесс, составляет протокол об административном правонарушении. Протокол отражает сам факт совершения правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место составления протокола;
  • должность, ФИО лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;
  • время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;
  • ФИО, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются, наименование юридического лица, если юридическое лицо является потерпевшим;
  • отметка о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности;
  • перечень материалов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении подписывается:

  • лицом, его составившим;
  • физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, представителем юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола или неявки их в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

В протокол об административном правонарушении физическое лицо, представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, вправе вносить замечания и давать объяснения по содержанию протокола. Несомненно, этим правом нужно пользоваться. Ведь при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, выясняет, в частности, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное физическое лицо в его совершении, подлежит ли физическое лицо административной ответственности и др. Поэтому важно, чтобы объяснения, данные при составлении протокола об административном правонарушении, были полными, развернутыми и не шли вразрез с объяснениями, которые будут даны при рассмотрении дела.

В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, представителя юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенных надлежащим образом, в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола копия протокола об административном правонарушении высылается заказным письмом лицу, в отношении которого составлен протокол, в течение трех дней со дня его составления (ст. 11.24 ПИКоАП).

Полномочия на составление протоколов

Согласно ч. 2 ст. 3.29 ПИКоАП должностные лица органов, ведущих административный процесс, наделяются полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению решением соответствующего государственного органа (государственной организации).

Таким образом, протокол, составленный должностным лицом без соответствующих полномочий, будет незаконным. Например, до 5 октября 2024 г. должностные лица Министерства здравоохранения не имели полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях по чч. 1 и 3 ст. 13.3 КоАП.

На практике полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях наделяются должностные лица путем издания профильным министерством соответствующего постановления.

Так, должностные лица органов Министерства здравоохранения и государственного санитарного надзора, а также министерства наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению по статьям КоАП, преду­смотренным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.08.2024 № 132 «О наделении полномочиями». Подробнее указанные полномочия представлены в табл.

Таблица 

Полномочия на составление протоколов должностными лицами Министерства здравоохранения, его органов и органов государственного санитарного надзора

Кроме того, все должностные лица, указанные выше, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению за административные правонарушения против порядка управления (ст. 24.1–24.4, 24.58 КоАП), а также против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (ст. 25.2, 25.4–25.6 КоАП).

Заключение

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения. Ни одно правовое государство не откажется от такого рычага воздействия на нарушителей. Поэтому лишь соблюдение норм законодательства позволит избежать нарушений и, соответственно, лишений, связанных с нарушениями законодательства.

47 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

С 1 ноября увеличен бюджет прожиточного минимума

С 1 ноября 2024 г. изменились размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 84
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок