Правовая природа дел о нарушениях правил благоустройства и содержания населенных пунктов

В статье рассмотрены объективные признаки административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 22.10 КоАП, с целью практического применения данной информации в работе органов госсаннадзора.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

880 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Всоответствии с ч. 1 ст. 3.10 ПИКоАП органам госсаннадзора подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 22.10 КоАП.

Какие нарушения предусмотрены ч. 2 ст. 22.10 КоАП

Согласно ч. 2 ст. 22.10 КоАП органам госсаннадзора подведомственны категории дел, связанные с:

  • нарушениями правил благоустройства и содержания населенных пунктов (за исключением нарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 22.10 КоАП);
  • невыполнением работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния на территориях земель общего пользования населенных пунктов, в т. ч. на прилегающих к предоставленным гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (находящимся у них) земельным участкам территориях (далее — территория).

Справочно: по вышеуказанным нарушениям органы госсаннадзора в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Для целей практического применения органами госсаннадзора ч. 2 ст. 22.10 КоАП рассмотрим подробнее основные признаки состава данных правонарушений.

Объект правонарушений

Объектом правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 22.10 КоАП, выступают общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленных правил благоустройства и содержания населенных пунктов.

Правила благоустройства и содержания населенных пунктов утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087 (в ред. от 25.05.2018, далее — Правила).

Руководителю на заметку
Правила определяют порядок благоустройства и содержания населенных пунктов, за исключением г. Минска.

На территории г. Минска действуют Правила благоустройства и содержания города Минска (утв. решением Минского городского Совета депутатов от 16.11.2016 № 252, в ред. от 04.06.2021).

Важно
В законодательстве отсутствуют определения понятий «благоустройство» и «содержание» территории, что может порождать некоторые трудности в понимании объекта правонарушения органами госсаннадзора.

Исходя из содержания п. 5 Правил, можно заключить, что благоустройство и содержание (эксплуатация) территории включают в себя работы, перечисленные в подп. 5.1–5.6 п. 5 Правил.

Объективная сторона правонарушений

Под объективной стороной правонарушения понимаются все те элементы деяния (действия и (или) бездействия), которые характеризуют правонарушение как определенный акт внешнего поведения лица, а также место и время его совершения.

Действиями (бездействием), влекущими административную ответственность по ч. 2 ст. 22.10 КоАП, являются:

  • нарушение установленных Правилами обязательных предписаний, адресованных определенным субъектам;
  • невыполнение работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния на территории.

Классификация в зависимости от субъектов

В зависимости от субъектов, к которым относятся те или иные требования по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории, все обязательные предписания Правил условно можно разделить на:

1) относящиеся только к специализированным организациям (пп. 8–14, 28–31, 38 и 39 Правил);

2) относящиеся к физическим лицам и организациям, не являющимся специализированными (пп. 15–22 и 25 Правил);

3) особые.

К особым можно отнести обязанности по благоустройству и содержанию (эксплуатации) земельного участка, предоставленного для обслуживания одноквартирного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных коммуникаций.

Перечень особых обязанностей по благоустройству и содержанию (эксплуатации) земельного участка

Классификация в зависимости от сезонности

По критериям сезонности, времени, температурных режимов можно выделить обязанности, реализуемые в:

Перечень работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния на соответствующих территориях и периодичность их выполнения утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2020 № 430 «О порядке определения размеров (пределов) территорий для выполнения работ по поддержанию их надлежащего санитарного состояния» (далее — Перечень, постановление № 430 соответственно).

Перечень и периодичность выполнения указанных работ представлены в таблице.

Таблица

Перечень работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния 
на соответствующих территориях и периодичность их выполнения

Вид работПериодичность выполнения

Очистка и уборка территории (подметание покрытий, уборка от случайного мусора, очистка урн от мусора)

По мере необходимости

Очистка и уборка водоотводных систем открытого типа, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод (канавы, лотки, кюветы)

Санитарно-­гигиенические и технологические меро­при­ятия (обрезка, скашивание, удаление отходов и др.) при выполнении работ по уходу за объектами озеленения (газоны, иные зеленые насаждения)

По мере необходимости (с мая по сентябрь)

Расчистка от снега и наледи всех видов покрытий, обработка противогололедными средствами

По мере необходимости (в зимний период). В условиях обильных снегопадов, метелей и гололедицы — постоянно, но не реже одного раза в сутки

Сбор, разделение по видам и удаление коммунальных отходов

В соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами


Определение размеров территории

Конкретный размер территории определяет соответствующее решение исполнительного комитета (ч. 1 п. 2 Положения о порядке определения размеров (пределов) территорий земель общего пользования населенных пунктов для выполнения работ по поддержанию их надлежащего санитарного состояния, утв. постановлением № 430).

Особенности определения размера территории 

Заключение

Мы рассмотрели объект и объективную сторону дел об административных правонарушения, предусмотренных ч. 2 ст. 22.10 КоАП, и осветили их основные особенности, которые необходимо знать должностным лицам органов госсаннадзора.

От редакции
В продолжение темы о субъекте и субъективной стороне данного вопроса вы сможете прочитать в № 6 (2022) журнала.

880 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Безопасность деятельности санаторно-курортной организации (Дополнено 25.10.2024)

Здесь вы найдете информацию о направлениях деятельности, соблюдение обязательных требований по которым позволит обеспечить безопасность граждан, пребывающих в санаторно-к...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1984
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок