Применение критериев оценки степени риска для отбора организаций для проведения выборочной проверки

Какова методика ранжирования и балльной оценки критериев степени риска среди организаций здравоохранения? Как оценить вероятность отнесения организации здравоохранения к группе субъектов с высокой степенью риска?

Гиндюк Андрей

декан медико-профилактического факультета учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», к.м.н., доцент 


Гиндюк Лариса

старший преподаватель кафедры гигиены труда учреждения образования Белорусский государственный медицинский университет»


1067 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 1 января 2018 г. вступили в силу основные положения Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376), согласно которым плановые проверки заменены выборочными.

Согласно ч. 2 п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»(в редакции Указа № 376) выборочная проверка может быть назначена с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов и на основании результатов имеющейся у контрольного (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами контроля (надзора).

В целях проведения единой государственной политики в области здравоохранения и в соответствии с п. 14 Указа № 376 Министерство здравоохранения Республики Беларусь издало приказ от 20 февраля 2018 г. № 155 (далее — приказ № 155), которым утвердило критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. 

Основой для разработки данных критериев послужила Методика формирования системы оценки степени риска, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43.

При этом под системой оценки степени риска подразумевается комплекс мероприятий, проводимый контролирующим (надзорным) органом в целях определения степени риска для выявления субъектов с высокой степенью риска и отбора субъектов для включения в планы выборочных проверок.

Приказом № 155 утверждены, в частности, критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благо­получия населения в зависимости от вида деятельности.

В целом отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок будет осуществляться на 2019 г. и последующие годы на основании критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки в автоматизированном режиме посредством функционала интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.

Далее рассмотрим методику ранжирования и балльной оценки критериев степени риска среди организаций здравоохранения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Методика ранжирования и балльной оценки критериев степени риска среди организаций здравоохранения

Основным постулатом при определении критериев оценки степени риска является выбор совокупности признаков, свидетельствующих о возможности нарушения субъектом законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Алгоритм оценки степени риска включает:

  • выявление риска и определение субъектов с риском;
  • оценку степени риска;
  • определение субъектов с высокой степенью риска;
  • анализ имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, а в случаях, установленных законодательством, — сбор дополнительной информации о субъектах с высокой степенью риска;
  • анализ возможности выявления и (или) устранения нарушений субъектами с высокой степенью риска законодательства иными формами государственного контроля (надзора) без назначения выборочной проверки;
  • отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок.

Руководителю на заметку
Большее количество баллов присваивается критериям оценки степени риска, которые в большей мере характеризуют риск и (или) учитывают большую величину потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения субъектом обязательных требований законодательства.

Все общие критерии для организаций здравоохранения обязательны для ранжирования в отношении каждого субъекта, включенного в перечень.

Каждому критерию оценки степени риска присваиваются баллы. 

Далее рассмотрим критерии с учетом их ранжирования (балльной оценки) по такому виду деятельности, как медицинская помощь.

Критерии оценки степени риска с учетом их ранжирования (балльной оценки)

1.    При размещении объекта в специально спроектированном для его функционирования здании/помещении баллы не начисляются. При размещении в специально приспособленном здании/помещении начисляется 5 баллов, а если объект расположен во встроенных, пристроенных помещениях жилых зданий, то добавляется еще 5 баллов. Следовательно, за этот критерий максимально может быть начислено 10 баллов.

2.    В зависимости от наличия либо отсутствия аварийных ситуаций в системе инженерной инфраструктуры объекта (водоснабжение, канализование, отопление и кондиционирование, электрообеспечение): при наличии любой (единственной) аварийной ситуации за анализируемый период присваивается 10 баллов, при отсутствии аварийных ситуаций на объекте баллы не начисляются.

3.    При отсутствии программы производственного контроля начисляется 10 баллов, т.к. это означает, что на объекте производственный контроль не осуществляется. Если программа производственного контроля разработана, но производственный контроль осуществляется не в полном объеме, начисляется 7 баллов; баллы не начисляются, если на объекте разработана программа производственного контроля и производственный контроль осуществляется в полном объеме.

В полном объеме должны выполняться Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», специфические санитарно-эпидемиологические требова­ния к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, условиям труда работающих (в настоящее время находятся на стадии согласования и утверждения), а также требования других технических нормативных правовых актов, внесенных в программу производственного контроля.

4.    Если при оценке результатов лабораторных исследований факторов среды обитания человека за последние три года не выявлены нарушения, баллы не начисляются; если были выявлены несоответствия установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям/гигиеническим нормативам, начисляется 8 баллов. Если отсутствуют результаты лабораторных исследований (или выполнены частично), то выставляется 10 баллов в связи с тем, что исследования на данном объекте не проводились (выполнены не в полном объеме). При этом график лабораторных исследований факторов среды обитания человека составляется в соответствии с программой производственного контроля.

5.    Критерий наличия сведений о нарушениях законодательства в области санитарно-эпидемиологического благо­получия населения оценивается по степени потенциального риска нарушения: за грубое начисляется 10 баллов, за значительное — 8 баллов, за незначительное — 5 баллов. Если объект новый, ранее его проверки не проводились и у него отсутствуют нарушения — ему начисляется 3 балла. Данный критерий определяется по результатам заполнения чек-листа и ранжирования выявленных нарушений.

Проводится анализ дополнительной информации, которая включает в себя:

  • информацию о заполнении чек-листа;
  • информацию, полученную в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера (если были выявлены недостатки (нарушения), то начисляется 10 баллов, отсутствие нарушений — баллы не начисляются);
  • информацию, полученную от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам (при наличии такой информации начисляется 10 баллов, при отсутствии информации отнимается 5 баллов);
  • информацию о проведении и наличии оценки о соответствии требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (экспертиза, аудит и т.д.): если имеется положительная оценка о соответствии, то отнимается 10 баллов, если оценка была отрицательной (несоответствие) либо отсутствует проведенная оценка о соответствии, то начисляется 5 баллов.

6.    Если имеются обоснованные (подтвержденные) обращения юридических и/или физических лиц о несоблюдении субъектом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, то ему начисляется 10 баллов, а при отсутствии обращений баллы не начисляются.

7.    При установлении (в результате мониторинга или другими способами) несоответствия санитарно-технического состояния зданий/помещений установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям начисляется 10 баллов, при полном соответствии баллы не начисляются.

8.    Если на объекте выполняются медицинские вмешательства с нарушением кожных покровов, слизистых оболочек пациентов, имеется контакт (возможность контакта) работников со слизистыми оболочками, раневой поверхностью, кровью и другими биологическими жидкостями организма человека — начисляется 10 баллов, при отсутствии вмешательств и контактов на данном объекте баллы не начисляются.

9.    При проведении стерилизации медицинских изделий учитывается место и база проведения стерилизации. Так, если данная процедура проводится децентрализовано (в структурных подразделениях), совместно децентрализовано и централизованно — начисляется 10 баллов; в центральном стерилизационном отделении или в отдельном помещении стерилизационной — 7 баллов; в другой организации здравоохранения по договору — 7 баллов. Баллы не начисляются, если объекту не требуется проведение стерилизации.

10.    Оценка организации питания пациентов проводится на основании места размещения пищеблока и необходимости организации питания пациентов на объекте. Так, если имеется собственный пищеблок, то начисляется 10 баллов, если питание доставляется с другого пищеблока — 7 баллов, а если на объекте не требуется организация питания пациентов, то баллы не начисляются.

11.    При наличии информации о случае(ях) (или подозрении) инфекционного заболевания, связанного с деятельностью субъекта (инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи), начисляется 10 баллов, при отсутствии такой информации баллы не начисляются.

Далее определяется итоговая степень риска субъекта путем суммирования баллов по всем примененным к нему критериям оценки степени риска.

После оценки степени риска осуществляется отнесение субъектов к группе субъектов с высокой степенью риска.

Отнесение субъектов к группе субъектов с высокой степенью риска

Отнесение субъекта к группе субъектов с высокой степенью риска осуществляется, если присвоенная ему степень риска превышает индикатор высокой степени риска, который рассчитывается по формуле:

где:

ИВ — индикатор высокой степени риска;

ПК — повышающий коэффициент 1,2 (при учете соблюдения требований обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения);

Кn — количество субъектов с одинаковой степенью риска;

КБn — количество баллов, присвоенных каждому из субъектов с одинаковой степенью риска;

ОК — количество субъектов с риском, включенных в перечень.

Субъекты, отнесенные к группе субъектов с высокой степенью риска, рассматриваются контролирующими (надзорными) органами для включения в планы выборочных проверок с учетом имеющихся у этих органов ресурсов. Для этого производится анализ имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации о субъекте с высокой степенью риска.

По итогам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации о субъекте с высокой степенью риска им изучается возможность выявления и (или) устранения нарушений законодательства иными формами государственного контроля (надзора) без назначения выборочной проверки.

При невозможности выявления и (или) устранения нарушений законодательства иными формами государственного контроля (надзора) контролирующим (надзорным) органом принимается решение о включении субъектов с высокой степенью риска в планы выборочных проверок.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию.


ПРИМЕР

В районе А. есть 6 организаций здравоохранения, которые включены в систему расчета критериев риска. При расчете итоговой степени риска получены следующие значения: 47, 55, 60, 60, 87, 110 баллов. 

Далее рассчитываем индикатор высокой степени риска (ИВ):

Следовательно, две организации здравоохранения с итоговой степенью риска 87 и 110 баллов будут отнесены к группе субъектов с высокой степенью риска нарушения законодательства в области санитарно-эпидемического благополучия и должны быть рассмотрены контролирующими (надзорными) органами для включения в планы выборочных проверок на следующий период.


Заключение

Резюмируя вышеизложенное, хочется отметить, что сегодня у организаций здравоохранения есть четкие критерии — критические точки, — соблюдая которые можно с максимальной долей вероятности не выйти за пределы индикатора высокой степени риска и не оказаться в группе субъектов с высокой степенью риска, которые будут включены в план выборочных проверок.

1067 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В ЕАЭС изменены правила регистрации и экспертизы лекарств

Совет Евразийской экономической комиссии на заседании 29 мая внес изменения в Правила регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 84

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 24.05.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2272
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок