Принятие в госсобственность имущества на безвозмездной основе: правила, особенности, ответственность
Поможет: грамотно организовать принятие в госсобственность движимого и недвижимого имущества на безвозмездной основе.
Поможет: грамотно организовать принятие в госсобственность движимого и недвижимого имущества на безвозмездной основе.
Документальное оформление принятия в госсобственность имущества на безвозмездной основе регулируют следующие НПА:
Порядок документального оформления безвозмездного приобретения в госсобственность напрямую зависит от того, что является объектом приобретения, — недвижимое или движимое имущество, а также кто является субъектом его предоставления.
Это важно
Порядок документального оформления также зависит от того, относится движимое имущество к основным средства или не относится.
Имущество (движимое и недвижимое) приобретается в госсобственность на основании решений.
Решение о приобретении имущества принимается путем оформления распорядительных документов.
Справочно: при передаче имущества без перехода права собственности, его отчуждении на безвозмездной основе решение принимается при наличии письменного согласия принимающей стороны (письмо, приказ либо иное решение уполномоченного органа, принятое в соответствии с законодательством).
Государственными органами и организациями могут устанавливаться случаи, при которых распоряжение имуществом, его приобретение в соответствии с п. 4 Указа № 330 осуществляются по согласованию с ними.
Справочно: Министерством здравоохранения случаи обязательного согласования с ним распоряжения имуществом, его приобретения в соответствии с п. 4 Указа № 330 не установлены.
При безвозмездной передаче имущества в госсобственность стороны вправе заключить договор безвозмездной передачи имущества.
Это важно
Необходимость составления договора безвозмездной передачи имущества определяет государственная организация — получатель.
Такая передача осуществляется по акту приема-передачи.
Справочно: договоры о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, дарения (пожертвования) не заключаются.
Основанием безвозмездного приобретения в госсобственность недвижимого имущества является приказ (решение) руководителя организации здравоохранения (абз. 2 подп. 3.4 п. 3 Указа № 330).
Для подготовки проекта приказа (решения) необходимо запросить у передающего недвижимость юридического лица (индивидуального предпринимателя) следующие документы (подп. 13.2 п. 13 приложения 1 к постановлению № 767):
1) согласие собственника на безвозмездную передачу недвижимости.
Такое согласие можно оформить письмом, приказом, решением уполномоченного органа.
Пример 1
«ОАО “А” предлагает рассмотреть вопрос принятия на баланс учреждения здравоохранения “А” капитального строения инвентарный номер 000/С‑000109, расположенного по адресу: ул. Южная, д. 20, г. Минск. Указанное капитальное строение принадлежит ОАО “А” на праве собственности».
Пример 2
«ПРИКАЗЫВАЮ:
Безвозмездно передать учреждению здравоохранения “А” принадлежащее ОАО “А” на праве собственности капитальное строение инвентарный номер 000/С‑000109, расположенное по адресу: ул. Южная, д. 20, г. Минск».
Аналогичным образом, оформляются приказы руководителей организации здравоохранения по вопросам принятия на их баланс соответствующего имущества;
2) выписку из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на недвижимость.
Из данного правила есть исключения. Выписку представлять не нужно, если приобретается:
3) документ, удостоверяющий право на земельный участок.
Исключение составляют случаи приобретения изолированных помещений, машино-мест, долей в праве собственности на них;
4) техпаспорт или ведомость технических характеристик.
Исключение — приобретение объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, расположенных на землях общего пользования;
5) свидетельство о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);
6) акт инвентаризации и справку местного исполкома о расположении капитального строения (здания, сооружения) на землях общего пользования (для капитальных строений (зданий, сооружений)).
Это важно
Организация здравоохранения, которая принимает решение о приобретении недвижимости в госсобственность, вправе запросить иную необходимую информацию.
Фактическое приобретение недвижимости оформляется актом установленной формы.
Основанием для безвозмездного приобретения движимого имущества является решение (приказ) руководителя организации здравоохранения, в чье хозяйственное ведение или оперативное управление поступит это имущество.
Справочно: кроме государственных организаций такие решения могут принимать в т. ч. территориальные органы, структурные подразделения местных исполкомов, республиканских юридических лиц (подп. 3.4 п. 3, подп. 4.3 п. 4 Указа № 330).
Государственные организации вправе установить обязанность подчиненных организаций согласовывать с ними решения о приобретении движимого имущества (ч. 2 п. 5 Указа № 330).
Справочно: применительно к сфере здравоохранения такой обязанности у организаций здравоохранения, подчиненных Министерству здравоохранения, нет.
Решение о приобретении движимого имущества принимается на основании следующих документов, которые необходимо запросить у передающего юридического лица (индивидуального предпринимателя) (п. 20 приложения 1 к постановлению № 767):
Справочно: государственная организация, которая готовит решение о безвозмездном приобретении имущества, вправе запросить иную информацию.
Фактическая безвозмездная передача имущества оформляется актом приема-передачи.
Это важно
При приеме-передаче основных средств необходимо использовать установленную форму акта.
Если исходить из гражданского законодательства, то безвозмездная передача движимого имущества государственным организациям здравоохранения подпадает под нормы о пожертвовании (ст. 553 ГК).
Справочно: пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 553 ГК пожертвования могут делаться в т. ч. организациям здравоохранения. Пожертвование является разновидностью дарения.
Это важно
При пожертвовании заключается договор дарения (пожертвования).
Вопросы заключения договоров дарения регулируются ст. 543–553 ГК.
В качестве объекта предоставления могут выступать:
Субъектами предоставления выступают:
Это важно
Запреты на дарение установлены ст. 546 ГК.
При безвозмездной передаче в госсобственность движимого имущества договоры предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, дарения (пожертвования) не заключаются.
Такая передача оформляется первичным учетным документом (накладной, актом приема-передачи) либо договором безвозмездной передачи товаров в госсобственность.
Назовем ключевые черты, которые разграничивают безвозмездное пользование и дарение:
1) предоставление имущества в безвозмездное пользование не влечет перехода права собственности и, как следствие, не является отчуждением (дарением и т. д.);
Справочно: при передаче имущества во временное безвозмездное пользование собственник не изменяется.
2) договор безвозмездного пользования не предполагает встречного предоставления, он предусматривает обязанность ссудополучателя поддерживать имущество в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы по его содержанию, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 649 ГК);
3) с момента передачи имущества при дарении договорные отношения сторон в этой части прекращаются, при безвозмездном пользовании с передачи имущества данные отношения только начинаются.
Определенные особенности имеет порядок передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, в ситуации, когда организации здравоохранения выступают в качестве ссудодателей.
Это важно
Указанные особенности установлены Указом Президента Республики Беларусь от 16.05.2023 № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» и утвержденным данным Указом Положением о порядке сдачи в аренду (передачи в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 24.17 КоАП за нарушение законодательства при распоряжении госимуществом установлена административная ответственность.
Так, нарушение законодательства о залоге, сдаче в аренду или ином распоряжении госимуществом либо имуществом, находящимся в собственности хозяйственного общества, в отношении которого Республика Беларусь или ее административно-территориальные единицы, обладая акциями (долями в уставных фондах), могут определять решения, которые принимаются этим хозяйственным обществом, либо законодательства об учете указанного имущества, не повлекшее выбытия имущества из госсобственности либо собственности этого хозяйственного общества, влечет наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на юридическое лицо — до 200 БВ.
Если то же деяние повлекло за собой выбытие имущества из госсобственности либо собственности хозяйственного общества, то это влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ, а на юридическое лицо — от 200 до 1000 БВ.
Нарушение установленного порядка вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества влечет наложение штрафа в размере до 25 БВ.
Справочно: за нарушение законодательства в указанной сфере виновные лица несут материальную, дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.