Проблематика диспансерного наблюдения в сфере оказания психиатрической помощи

Законодательством определен порядок установления диспансерного наблюдения в сфере оказания психиатрической помощи. Однако не всегда правовое регулирование является совершенным или успевает за потребностями практики. Имеется ряд вопросов, которые указывают на то, что регулирование диспансерного наблюдения в данной части несовершенно. Какая коллизия существует на сегодняшний день и как ее решить? Давайте разбираться.

Шулейко Мария

специалист в области психиатрии и наркологии

592 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 349-З «Об оказании психиатрической помощи» (далее — Закон о психиатрической помощи) устанавливается диспансерное наблюдение за пациентами:

  • страдающими хроническими или затяжными психическими расстройствами (заболеваниями) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
  • с синдромом зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее — ПАВ).

Порядок диспансерного наблюдения за несовершеннолетними пациентами и пациентами, достигшими 18-летнего возраста, страдающими указанными выше психическими расстройствами, а также с синдромом зависимости от ПАВ (далее — пациенты) установлен Инструкцией о порядке осуществления диспансерного наблюдения (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.11.2017 № 95, далее — Инструкция).

Однако несмотря на наличие правового регулирования, имеется ряд вопросов, связанных с установлением диспансерного наблюдения, которые создают противоречия и неопределенность и требуют однозначного разрешения. Рассмотрим их далее.

Проблематика вопроса

Инструкция в ранее действовавшей редакции (до 24 августа 2022 г.) предусматривала установление диспансерного наблюдения за пациентом:

  • в организации здравоохранения, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях;
  • на основании заключения ВКК указанной организации.

Согласно Инструкции в действующей редакции (с 24 августа 2022 г.) диспансерное наблюдение за пациентом:

  • устанавливается на основании заключения врача — психиатра-нарколога об установлении диспансерного наблюдения за пациентом (далее — заключение врача — психиатра-нарколога) по форме согласно приложению 2 к Инструкции (п. 8 Инструкции);
  • может устанавливаться при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, т.е. в психиатрическом (наркологическом) стационаре или иной организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, с последующим диспансерным наблюдением в амбулаторных условиях.

Мнение автора 

На это непосредственно указывает текст формы заключения врача — психиатра-нарколога о том, что он провел медицинский осмотр пациента при оказании ему медицинской помощи в стационарных (амбулаторных) условиях, а также отсутствие упоминания амбулаторных условий при перечислении организаций здравоохранения в п. 4 Инструкции.


Справочно: согласно ч. 2 ст. 32 Закона о психиатрической помощи «оказание психиатрической помощи в амбулаторных условиях осуществляется с согласия пациента или его законного представителя, за исключением оказания такой помощи на основании определения (постановления) суда о применении принудительных мер безопасности и лечения, а также на основании заключения врачебно-консультационной комиссии об установлении диспансерного наблюдения в соответствии со статьей 33 настоящего Закона».

Оценка приведенных положений Инструкции в действующей редакции на соответствие ч. 2 ст. 32 Закона о психиатрической помощи позволяет сделать вывод о том, что между Инструкцией и указанной нормой Закона о психиатрической помощи имеется противоречие (коллизия). 

Что говорит Закон

Из ч. 2 ст. 32 Закона о психиатрической помощи следует, что диспансерное наблюдение за пациентом устанавливается:

  • без согласия самого пациента или его законного представителя (родителя, усыновителя (удочерителя), опекуна, попечителя, а также организации, на попечении которой находится пациент);
  • в организации здравоохранения, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях;
  • на основании заключения ВКК указанной организации здравоохранения.

Мнение автора 

Вывод о том, что диспансерное наблюдение устанавливается и осуществляется только в амбулаторных условиях на основании заключения ВКК без согласия пациента или его законного представителя, основывается также на том, что:
1) ст. 32 (оказание психиатрической помощи в амбулаторных условиях) и 33 (диспансерное наблюдение) Закона о психиатрической помощи размещены в главе об организации оказания психиатрической помощи в амбулаторных условиях, и в них отсутствует упоминание или ссылка на главу об организации оказания психиатрической помощи в стационарных условиях;
2) в главе об организации оказания психиатрической помощи в стационарных условиях отсутствует упоминание о диспансерном наблюдении за пациентами или ссылка на главу об организации оказания психиатрической помощи в амбулаторных условиях.


Таким образом, на наш взгляд, Законом о психиатрической помощи не регламентировано установление диспансерного наблюдения за пациентами:

  • в психиатрическом стационаре или иной организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях;
  • на основании заключения врача — психиатра-нарколога, а не заключения ВКК.

Кроме того, не соответствует Закону о психиатрической помощи разделение пациентов на категории, в отношении одной из которых диспансерное наблюдение устанавливается с согласия пациента или его законного представителя на основании заключения врача — психиатра-нарколога, а в отношении другой — без согласия пациента или его законного представителя на основании заключения ВКК.

Какое может быть решение проблемы

Как разрешить коллизию между упомянутыми положениями Инструкции и Закона о психиатрической помощи?

Согласно п. 1 ст. 70 Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон об НПА) коллизия нормативных правовых актов — это несогласованность их положений, регулирующих одни и те же общественные отношения.

В случае коллизии нормативных правовых актов субъекты правоотношений обязаны руководствоваться предписаниями акта большей юридической силы.

Это важно
Законы имеют бóльшую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам Совета Министров и иным нормативным правовым актам (в т.ч. нормативным правовым актам министерств) (п. 6 ст. 23 Закона об НПА).

В связи с тем, что в сложившейся ситуации на практике с 24 августа 2022 г. реализуются нормы Инструкции, требуется скорейшее внесение соответствующих изменений в Закон о психиатрической помощи.


От редакции 

Мы продолжим рассмотрение существующей проблемы в ближайших номерах журнала. 

592 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Комментарий к постановлению Министерства здравоохранения о нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по приемам (консультациям) врачами-специалистами

Министерство здравоохранения прокомментировало постановление от 16.11.2024 № 155 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по приемам (консульт...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 22

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 25.11.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2543
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок