Медсовет можно определить как совещательный коллегиальный орган в организации здравоохранения, который создается для оперативного решения наиболее важных вопросов лечебно-профилактической деятельности, организационно-методического руководства и контроля.
Справочно: деятельность данного органа, его структура, функции, рассматриваемые вопросы определяются локальным правовым актом организации здравоохранения.
В настоящее время действует ряд правовых актов, которые определяют вопросы, обязательные для рассмотрения на медсоветах:
Проблематика вопроса
Отсутствие единого правового акта с вопросами, подлежащими рассмотрению на медсоветах, а также разбросанность имеющихся оснований для их проведения затрудняют формирование вопросов, которые должны рассматриваться медсоветом.
Но это не единственный проблемный аспект, на который необходимо обратить внимание.
Взаимосвязь между оценкой качества и проведением медсоветов
Особый интерес вызывает регламентация оценки качества медицинской деятельности.
Ранее действовавший приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.01.2020 № 35 «О критериях оценки качества оказания медицинской помощи и медицинских экспертиз» (утратил силу с 23 июля 2021 г.) содержал критерии оценки качества медицинской помощи, согласно которым на медсоветах рассматривались следующие вопросы:
- анализ работы с обращениями граждан и юридических лиц в организации здравоохранения;
- вопросы анкетирования;
- анализ работы по соблюдению законодательства по противодействию коррупции в организации здравоохранения;
- вопросы медико-социальной экспертизы.
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.03.2003 № 47 «Об утверждении Положения о системе оценки и контроля качества стоматологической помощи в организациях здравоохранения Республики Беларусь» (утратил силу с 23 июля 2021 г.) содержал требование о рассмотрении на медсоветах результатов экспертной оценки качества каждого конкретного случая на 2‑м уровне.
Что мы имеем сейчас
В настоящее время оценка качества медицинской помощи регламентирована постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.05.2021 № 55 «Об оценке качества медицинской помощи и медицинских экспертиз, экспертизе качества медицинской помощи» (далее — постановление № 55).
Данное постановление содержит критерии оценки качества медицинской помощи, согласно которым ряд вопросов должен рассматриваться на медсоветах. К таким вопросам относятся:
- анализ работы с обращениями граждан и юридических лиц в организации здравоохранения;
- вопросы анкетирования;
- анализ работы по противодействию коррупции в организации здравоохранения.
Важно
Однако постановление № 55не содержит требования, обязывающего рассматривать на медсоветах результаты оценки качества медицинской помощи.
Тем не менее постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.05.2021 № 57 «Об установлении критериев медицинской аккредитации» содержит критерий № 24, по которому оценивается соответствие организации здравоохранения, в т. ч. рассматриваются результаты экспертизы качества, оценки качества на лечебно-контрольных комиссиях (далее — ЛКК), медсоветах.
Руководителю на заметку
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.09.2020 № 1010 «Об утверждении Положения о лечебно-контрольной комиссии» (далее — приказ № 1010), который определял порядок создания и деятельности ЛКК, утратил силу с 23 июля 2021 г.
Так как ЛКК больше не актуальны, а постановление № 55 не содержит требования, обязывающего рассматривать результаты оценки качества медицинской помощи на медсоветах, возникает вопрос, какую документацию необходимо представлять организации здравоохранения при проведении административной процедуры «Получение свидетельства о соответствии государственной организации здравоохранения критериям медицинской аккредитации» для определения соответствия критерию № 24?
Мнение автора
Вероятно, учитывая отмену приказа № 1010 и издание приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.09.2021 № 1115 «О клинических конференциях», реалии требуют представления организацией здравоохранения протоколов о проведении клинической конференции, т. к. одной из функций клинической конференции является анализ результатов оценки качества медицинской помощи, медицинских экспертиз и (или) экспертизы качества медицинской помощи.
Однако в данном случае сложно ответить на вопрос, заменяет ли клиническая конференция медсовет? Либо в организации здравоохранения необходимо проводить и клинические конференции, и медсоветы с рассмотрением вопросов, касающихся результатов оценки качества медицинской помощи, медицинских экспертиз и (или) экспертизы качества медицинской помощи?
Ввиду отсутствия единого акта, регламентирующего деятельность медсоветов, четкого ответа на этот вопрос пока нет.
Заключение
Издание единого правового акта, регулирующего деятельность медсоветов, может поспособствовать оптимизации работы организаций здравоохранения, в т. ч. и непосредственно работы руководителя, а также искоренению коллизионных моментов.
При этом стоит отметить, что на международном уровне такие правовые акты существуют. Например, в одной из стран постсоветского пространства действует приказ Министерства здравоохранения от 05.02.2016 № 69 «Положение о медицинском совете организации здравоохранения», который определяет порядок проведения внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи и санитарного обслуживания учреждениями здравоохранения независимо от формы собственности и подчинения.
Вероятно, что с течением времени данная проблема будет разрешена и в правовом поле нашей страны.