Несмотря на обязательность оказания скорой медицинской помощи, регулярное обучение этому работников и жесткий контроль со стороны вышестоящих организаций, достаточно часто у руководителей организаций здравоохранения возникают вопросы в части организации процесса оказания медицинской помощи и создания локальных правовых актов.
Термин «неотложная помощь»
В первую очередь необходимо обратить внимание на употребление термина «неотложная помощь». Довольно часто в локальных правовых актах организаций здравоохранения встречается именно этот оборот.
Но правильно ли это с законодательной точки зрения? Нет.
Законом о здравоохранении определено, что медицинская помощь делится на скорую и плановую. В свою очередь скорая медицинская помощь может быть экстренной и неотложной.
Справочно: экстренная медицинская помощь оказывается при внезапном возникновении у пациента заболеваний, состояний и (или) обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу для жизни пациента и (или) окружающих, требующих экстренного медицинского вмешательства.
Неотложная медицинская помощь оказывается при внезапном возникновении у пациента заболеваний, состояний и (или) обострении хронических заболеваний, заболеваниях, состояниях без явных признаков угрозы для жизни пациента, требующих неотложного медицинского вмешательства.
Мнение автора
Употребление оборота «неотложная помощь» неверно с позиции буквального толкования норм права. Ведь если в документах организации будет закреплено оказание неотложной медицинской помощи, как быть с оказанием экстренной медицинской помощи?
Юридически верно употребление в локальных правовых актах оборота «скорая медицинская помощь».
Укладка или аптечка?
Из года в год у руководителей организаций здравоохранения регулярно возникают споры, сомнения: что должно быть в наличии — аптечка для оказания скорой медицинской помощи или посиндромные укладки?
Давайте разберемся в данной проблеме исходя из норм права.
Одно из полномочий Министерства здравоохранения (абз. 14 ч. 3 ст. 8 Закона о здравоохранении) — это установление перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определение порядка их комплектации.
Данное полномочие реализовано в постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.12.2014 № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации» (в ред. от 17.02.2016).
Данное постановление определяет следующие аптечки скорой медицинской помощи:
- универсальная;
- для оснащения воздушных судов гражданской авиации.
Аптечки скорой медицинской помощи в организациях здравоохранения как государственной, так и частной формы собственности комплектуются и (или) пополняются с учетом видов и объемов оказываемой скорой медицинской помощи по перечням вложений, установленным постановлением.
На заметку руководителю
Комплектация и (или) пополнение аптечек скорой медицинской помощи производятся медицинскими или фармацевтическими работниками.
Таким образом, законодательно определена аптечка скорой медицинской помощи универсальная (далее — АСМП).
Что касается места расположения АСМП в государственной организации здравоохранения, то имеется лишь один ненормативный правовой акт, который указывает на место расположения, — это приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.11.2018 № 1180 «Об утверждении примерного табеля оснащения изделиями медицинского назначения и медицинской техники амбулаторно-поликлинических и больничных организаций здравоохранения» (в ред. от 05.05.2020).
На заметку руководителю
Данным приказом определено место расположения АСМП — процедурный кабинет.
Место расположения АСМП в организациях здравоохранения негосударственной формы собственности в законодательстве не оговорено.
Требование о наличии укладки посиндромной содержат:
Обязательность наличия посиндромных укладок в организациях здравоохранения на законодательном уровне не закреплена.
Мнение автора
При размещении АСМП (или укладок посиндромных) руководителю организации здравоохранения также необходимо помнить о правилах хранения лекарственных препаратов, в частности, о регистрации температуры и относительной влажности окружающей среды (чем больше мест расположения АСМП (укладок), тем больше средств измерений и точек контроля).
Заключение
Как видим, некоторые пробелы в данной сфере на законодательном уровне порождают определенные проблемы при организации оказания медицинской помощи в организации здравоохранения. Вероятно, с течением времени данные пробелы будут устранены.
Памятка для руководителя
1. АСМП должна находиться в доступном месте в течение всего времени оказания медицинской помощи пациенту в организации здравоохранения.
2. Комплектация АСМП должна быть максимальной.
3. Находиться АСМП должна в одном месте, чтобы минимизировать время доставки АСМП к нуждающемуся пациенту.
4. В каждом кабинете организации здравоохранения должна быть информация о месте расположения АСМП.
5. Алгоритмы оказания скорой медицинской помощи должны быть в доступном месте (оптимально — в АСМП).
6. Каждый медицинский работник должен быть обучен (с контролем знаний) оказанию скорой медицинской помощи пациенту.
7. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения, входящие в АСМП, должны храниться в соответствии с установленными законодательством требованиями.