Действующее в сфере борьбы с коррупцией законодательство направлено на обеспечение эффективной деятельности государственных организаций путем предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, а также устранения их последствий.
Это важно
Сфера закупок имеет серьезные коррупционные риски: свыше 60 % коррупционных преступлений совершаются в этой сфере.
Правовое регулирование
Основным НПА, устанавливающим правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, является Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (в ред. от 24.05.2024, далее — Закон).
В соответствии со ст. 1 Закона под коррупцией понимается:
- умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом (далее — ГДЛ) своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
- подкуп ГДЛ путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц, с тем чтобы эти ГДЛ совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в т. ч. иностранного.
Несмотря на то, что в ст. 17 Закона содержится ряд ограничений для ГДЛ, эти ограничения нарушаются, что влечет негативные правовые последствия.
Обстоятельства дела
Предварительным следствием по уголовному делу установлено, что Д., работая инженером медицинского учреждения образования, являясь должностным лицом, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, в нарушение ст. 17 Закона с марта 2022 г. по январь 2024 г. принял в качестве взятки денежные средства за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, а также выполнение в интересах дающего взятку и представляемых им лиц действий, которые он должен был и мог совершить с использованием своих служебных полномочий. Так, Д. получил от представителей двух коммерческих организаций 18 520 руб. за благоприятное решение вопросов по обеспечению победы вышеуказанных субъектов хозяйствования в проводимых медицинским учреждением образования процедурах закупки и заключению договоров, беспрепятственному согласованию актов сдачи-приемки выполненных работ, обеспечению своевременной оплаты за выполненные работы.
По результатам изучения материалов уголовного дела прокуратура г. Минска пришла к выводу об обоснованности обвинения, объективном исследовании обстоятельств преступления и согласилась с квалификацией содеянного по ч. 2 ст. 430 УК (получение взятки в крупном размере).
Уголовное дело в отношении гражданина Д. прокуратурой г. Минска направлено в суд.
Иные меры ответственности
Необходимо отметить, что помимо уголовной ответственности за взяточничество предусмотрена административная ответственность юридического лица за выплату незаконного вознаграждения от имени или в интересах юридического лица (ст. 24.59 КоАП).
Так, передача материальных ценностей либо предоставление выгод имущественного характера от имени или в интересах юридического лица должностному лицу для него самого или его близких, которые передаются (предоставляются) исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах такого юридического лица какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий, если действия лица, совершившего такие передачу или предоставление, образуют состав преступления, предусмотренного ст. 431 УК (дача взятки), установленный процессуальным решением, влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 200 % от стоимости переданных материальных ценностей, предоставленных выгод имущественного характера, но не менее 50 БВ.