Повышенное внимание к вопросу поздней диагностики злокачественных опухолей в значительной степени обусловлено несовершенством первичной и вторичной профилактики, а в некоторых случаях — несвоевременной диагностикой и, как следствие, недостаточной эффективностью лечения. Сегодня контролю и изучению подлежат все случаи поздней диагностики злокачественных опухолей III стадии визуальных форм и IV стадии всех локализаций.
Ответственность за изучение причин поздней диагностики злокачественных опухолей возлагается на руководителя организации здравоохранения. В связи с этим важно знать, какими правовыми актами регулируется данный вопрос.
Правовое регулирование и сравнительный анализ
В настоящее время реализации подлежат множество правовых норм, регулирующих контроль, учет и изучение запущенных форм онкологических заболеваний. И руководителю организации здравоохранения, и врачу-специалисту необходимо внимательно следить за актуализацией норм права и своевременным их применением на практике.
Справочно:постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.05.2021 № 55 «Об оценке качества медицинской помощи и медицинских экспертиз, экспертизе качества медицинской помощи» (далее — постановление № 55) расширило процедуру контроля и изучения причин поздней диагностики злокачественных опухолей за счет обязательной оценки качества медицинской помощи, осуществляемой врачебно-консультационными комиссиями организаций здравоохранения (далее — ВКК), заместителями руководителей организаций здравоохранения.
С принятием постановления № 55 возникает вопрос, а нужно ли в настоящее время проводить противораковые комиссии, если параллельно осуществляется оценка качества медицинской помощи? Ответ — да.
Руководителю на заметку
Правовые акты, регулирующие деятельность противораковых комиссий, являются действующими и, соответственно, обязательными для исполнения.
При анализе норм права, описывающих процедуры проведения противораковых комиссий, оценки качества медицинской помощи в случае выявления злокачественных новообразований III (визуальные формы) и IV (все локализации) стадий, можно увидеть существенную разницу в действиях, необходимых для реализации данных процедур (см. таблицу).
Таблица
Сравнительный анализ процедур проведения противораковой комиссии, оценки качества медицинской помощи
Осуществление контроля на практике
Сложность в осуществлении контроля и изучении причин поздней диагностики злокачественных опухолей заключается в том, что в настоящее время данная процедура регламентирована множеством правовых актов, что затрудняет определение ее целостности.
Теоретически в организации здравоохранения можно выделить три этапа контроля и изучения причин поздней диагностики злокачественных опухолей:
- врачебный;
- противораковые комиссии;
- оценка качества медицинской помощи, осуществляемая ВКК, заместителями руководителей организаций здравоохранения.
Врачебный этап
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения от 29.12.2016 № 1335 «Об утверждении форм учетной медицинской документации в онкологической службе» врач-специалист, впервые установивший случай злокачественного заболевания III стадии визуальных форм и IV стадии всех локализаций на любом уровне лечебного и диагностического процесса, заполняет извещение формы 090/у‑16.
Важно
Извещение в трехдневный срок после установления диагноза высылается в онкологический диспансер по месту постоянного проживания пациента.
Кроме того, врач-специалист в соответствии с приказом № 593 заполняет протокол формы 027-2/у (далее — Протокол), а именно пп. 1–6 Протокола.
Противораковая комиссия
Противораковая комиссия (далее — Комиссия) должна осуществлять деятельность с учетом:
- Инструкции о порядке создания и деятельности врачебно-консультационных и иных комиссий (утв. постановлением № 93);
- Положения о противораковой комиссии (приложение 9 к приказу № 125);
- иных норм законодательства.
Комиссия выполняет действия в следующем порядке:
1) разбирает каждый случайонкозапущенности на случай выявления у пациента формы злокачественного новообразования в III стадии визуальных локализаций и (или) IV стадии всех локализаций на основании данных пп. 1–6 Протокола, амбулаторной карты, истории болезни и другой медицинской документации;
2) устанавливает причины поздней диагностики заболевания. На основании приказа № 1350 причина запущенности формулируется только по общепринятому образцу и только в единственном числе. При наличии нескольких причин выбирается одна, наиболее значимая;
3) заполняет Протокол (пп. 7–10) на каждый случай онкозапущенности;
4) протоколирует материалы заседания Комиссии.
От редакции
Критерии установления причин онкозапущенности
Оценка качества медицинской помощи
На основании постановления № 55 все случаи выявления злокачественных новообразований в III (визуальные формы) и IV (все локализации) стадиях являются обязательными для проведения оценки качества медицинской помощи ВКК, заместителями руководителя организации здравоохранения.
Врачебно-консультационная комиссия, заместители руководителя организации здравоохранения:
- оценивают и формируют в группы критерии оценки качества медицинской помощи, экспертизы качества медицинской помощи по условиям оказания медицинской помощи, установленные в приложении 1 к постановлению № 55, и (или) критерии оценки качества медицинской помощи, экспертизы качества медицинской помощи по классам болезней, установленные в приложении 2 к постановлению № 55;
- проводят комплексный анализ сформированных групп критериев;
- определяют соответствие медицинской помощи установленным критериям;
- оформляют заключение о проведении оценки качества медицинской помощи и медицинских экспертиз по форме 1 ок‑21.
Важно
По итогам оценки качества заместители руководителя организации здравоохранения оформляют заключение и передают его ВКК. Если оценка качества проводилась непосредственно ВКК, то оформляется протокол заседания ВКК и заключение.
Мнение автора
Учитывая то, что деятельность ВКК регламентирована постановлением № 93, работа ВКК по оценке качества медицинской помощи (постановление № 55) не исключает установленного порядка создания и деятельности ВКК, т. е. необходимо оформлять протокол заседания ВКК.
Информация о рассмотрении предложений, содержащихся в заключении, и принятых мерах по совершенствованию качества медицинской помощи представляется руководителю организации здравоохранения не позднее 30 календарных дней с даты получения заключения.
Заключение
Как видно, структурировать процесс контроля и изучения причин поздней диагностики злокачественных заболеваний достаточно сложно. Мы предлагаем руководителям организаций здравоохранения использовать примерную стандартную операционную процедуру «Порядок контроля и изучения причин поздней диагностики злокачественных опухолей, оценки качества медицинской помощи».
От редакции
Примерная стандартная операционная процедура «Порядок контроля и изучения причин поздней диагностики злокачественных опухолей, оценки качества медицинской помощи»