Противораковая комиссия или оценка качества медпомощи: что необходимо провести?

Проблемы заболеваемости злокачественными новообразованиями остаются в центре внимания медиков всего мира. На особом контроле находится поздняя диагностика злокачественных опухолей. Ответственность за изучение ее причин возлагается на руководителя организации здравоохранения, в которой выявлена запущенная форма онкозаболевания. Поскольку правовое регулирование данного вопроса меняется, руководителю важно знать, какие действия необходимо выполнить в организации здравоохранения, чтобы сократить все возможные риски. Об этом мы вам и расскажем.

Свентуховская Надежда

магистр юридических наук, врач акушер-гинеколог

1252 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Повышенное внимание к вопросу поздней диагностики злокачественных опухолей в значительной степени обусловлено несовершенством первичной и вторичной профилактики, а в некоторых случаях — несвоевременной диагностикой и, как следствие, недостаточной эффективностью лечения. Сегодня контролю и изучению подлежат все случаи поздней диагностики злокачественных опухолей III стадии визуальных форм и IV стадии всех локализаций.

Ответственность за изучение причин поздней диагностики злокачественных опухолей возлагается на руководителя организации здравоохранения. В связи с этим важно знать, какими правовыми актами регулируется данный вопрос.

Правовое регулирование и сравнительный анализ

В настоящее время реализации подлежат множество правовых норм, регулирующих контроль, учет и изучение запущенных форм онкологических заболеваний. И руководителю организации здравоохранения, и врачу-­специалисту необходимо внимательно следить за актуализацией норм права и своевременным их применением на практике.

Справочно:постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.05.2021 № 55 «Об оценке качества медицинской помощи и медицинских экспертиз, экспертизе качества медицинской помощи» (далее — постановление № 55) расширило процедуру контроля и изучения причин поздней диагностики злокачественных опухолей за счет обязательной оценки качества медицинской помощи, осуществляемой врачебно-­консультационными комиссиями организаций здравоохранения (далее — ВКК), заместителями руководителей организаций здравоохранения.

С принятием постановления № 55 возникает вопрос, а нужно ли в настоящее время проводить противораковые комиссии, если параллельно осуществляется оценка качества медицинской помощи? Ответ — да.

Руководителю на заметку
Правовые акты, регулирующие деятельность противораковых комиссий, являются действующими и, соответственно, обязательными для исполнения.

При анализе норм права, описывающих процедуры проведения противораковых комиссий, оценки качества медицинской помощи в случае выявления злокачественных новообразований III (визуальные формы) и IV (все локализации) стадий, можно увидеть существенную разницу в действиях, необходимых для реализации данных процедур (см. таблицу).

Таблица

Сравнительный анализ процедур проведения противораковой комиссии, оценки качества медицинской помощи

Осуществление контроля на практике

Сложность в осуществлении контроля и изучении причин поздней диагностики злокачественных опухолей заключается в том, что в настоящее время данная процедура регламентирована множеством правовых актов, что затрудняет определение ее целостности.

Теоретически в организации здравоохранения можно выделить три этапа контроля и изучения причин поздней диагностики злокачественных опухолей:

  • врачебный;
  • противораковые комиссии;
  • оценка качества медицинской помощи, осуществляемая ВКК, заместителями руководителей организаций здравоохранения.

Врачебный этап

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения от 29.12.2016 № 1335 «Об утверждении форм учетной медицинской документации в онкологической службе» врач-специалист, впервые установивший случай злокачественного заболевания III стадии визуальных форм и IV стадии всех локализаций на любом уровне лечебного и диагностического процесса, заполняет извещение формы 090/у‑16.

Важно
Извещение в трехдневный срок после установления диагноза высылается в онкологический диспансер по месту постоянного проживания пациента.

Кроме того, врач-специалист в соответствии с приказом № 593 заполняет протокол формы 027-2/у (далее — Протокол), а именно пп. 1–6 Протокола.

Противораковая комиссия

Противораковая комиссия (далее — Комиссия) должна осуществлять деятельность с учетом:

  • Инструкции о порядке создания и деятельности врачебно-­консуль­тационных и иных комиссий (утв. постановлением № 93);
  • Положения о противораковой комиссии (приложение 9 к приказу № 125);
  • иных норм законодательства.

Комиссия выполняет действия в следующем порядке:

1) разбирает каждый случайонкозапущенности на случай выявления у пациента формы злокачественного новообразования в III стадии визуальных локализаций и (или) IV стадии всех локализаций на основании данных пп. 1–6 Протокола, амбулаторной карты, истории болезни и другой медицинской документации;

2) устанавливает причины поздней диагностики заболевания. На основании приказа № 1350 причина запущенности формулируется только по общепринятому образцу и только в единственном числе. При наличии нескольких причин выбирается одна, наиболее значимая;

3) заполняет Протокол (пп. 7–10) на каждый случай онкозапущенности;

4) протоколирует материалы заседания Комиссии.

От редакции
Критерии установления причин онкозапущенности 

Оценка качества медицинской помощи

На основании постановления № 55 все случаи выявления злокачественных новообразований в III (визуальные формы) и IV (все локализации) стадиях являются обязательными для проведения оценки качества медицинской помощи ВКК, заместителями руководителя организации здравоохранения.

Врачебно-­консультационная комиссия, заместители руководителя организации здравоохранения:

  • оценивают и формируют в группы критерии оценки качества медицинской помощи, экспертизы качества медицинской помощи по условиям оказания медицинской помощи, установленные в приложении 1 к постановлению № 55, и (или) критерии оценки качества медицинской помощи, экспертизы качества медицинской помощи по классам болезней, установленные в приложении 2 к постановлению № 55;
  • проводят комплексный анализ сформированных групп критериев;
  • определяют соответствие медицинской помощи установленным критериям;
  • оформляют заключение о проведении оценки качества медицинской помощи и медицинских экспертиз по форме 1 ок‑21.

Важно
По итогам оценки качества заместители руководителя организации здравоохранения оформляют заключение и передают его ВКК. Если оценка качества проводилась непосредственно ВКК, то оформляется протокол заседания ВКК и заключение.


Мнение автора

Учитывая то, что деятельность ВКК регламентирована постановлением № 93, работа ВКК по оценке качества медицинской помощи (постановление № 55) не исключает установленного порядка создания и деятельности ВКК, т. е. необходимо оформлять протокол заседания ВКК.


Информация о рассмотрении предложений, содержащихся в заключении, и принятых мерах по совершенствованию качества медицинской помощи представляется руководителю организации здравоохранения не позднее 30 календарных дней с даты получения заключения.

Заключение

Как видно, структурировать процесс контроля и изучения причин поздней диагностики злокачественных заболеваний достаточно сложно. Мы предлагаем руководителям организаций здравоохранения использовать примерную стандартную операционную процедуру «Порядок контроля и изучения причин поздней диагностики злокачественных опухолей, оценки качества медицинской помощи».

От редакции
Примерная стандартная операционная процедура «Порядок контроля и изучения причин поздней диагностики злокачественных опухолей, оценки качества медицинской помощи»

1252 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Руководитель. Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 25.11.2024)

Здесь вы найдете информацию об особенностях принятия на работу и работы руководителя частной медорганизации, о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4194
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок