Мероприятия технического характера: особенности правового регулирования и нововведения

С 2 февраля 2022 г. вступила в силу новая редакция Инструкции о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения. В настоящей статье мы рассмотрели основные нововведения и особенности проведения МТХ.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

3728 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера (далее — МТХ), проводимые органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь (далее — органы госсаннадзора), определены п. 3 перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105, в ред. от 28.12.2021).

Так, в настоящее время органы госсаннадзора проводят следующие МТХ:

  • расследование возникновения профессионального заболевания (подозрения на заболевание);
  • отбор проб и образцов продукции на всех этапах ее обращения для проведения исследований в лабораториях системы Министерства здравоохранения, аккредитованных в порядке, установленном законодательством;
  • изучение эффективности проводимых санитарно-­противоэпидемических мероприятий;
  • изучение и оценка факторов среды обитания человека.

Особенности правового регулирования

Согласно абз. 4 ч. 2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (в ред. от 28.10.2021, далее — Указ № 510) МТХ относятся к одной из форм государственного контроля (надзора), осуществляемого контролирующими (надзорными) органами.

Руководителю на заметку
Проведение выборочных и внеплановых проверок по вопросам, относящимся к МТХ, не допускается.

В соответствии с абз. 28 п. 23 Указа № 510 его действие не распространяется на мероприятия, включенные в перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Порядок осуществления МТХ органами госсаннадзора определен Инструкцией о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97, далее — Инструкция).

С 2 февраля 2022 г. в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.11.2021 № 122 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 сентября 2019 г. № 97» Инструкция изложена в новой редакции. Далее рассмотрим, в чем же заключаются основные изменения.

Использование терминологии, определение целей

В новой редакции Инструкции закреплено, что для ее целей используются термины и определения в значениях, установленных:

Кроме того, отмеченные в новой редакции цели МТХ напрямую связаны с Указом № 510 и Законом о санитарном благополучии. Так, в ней содержится норма, аналогичная норме ч. 1 п. 6 Указа № 510, в которой обозначена направленность МТХ.

Важно
Согласно Инструкции и Указу № 510 МТХ имеют преду­­предительно-­профилакти­чес­кую направленность.

Инструкцией определено, что МТХ проводятся в целях оценки соблюдения субъектами санитарно-­эпиде­миологических, гигиенических требований и процедур, установленных:

  • техническими регламентами Таможенного союза;
  • техническими регламентами Евразийского экономического союза;
  • общими санитарно-­эпидемиологи­ческими требованиями, установленными Президентом Республики Беларусь;
  • специфическими санитарно-­эпиде­миологическими требованиями, установленными Советом Министров Республики Беларусь;
  • санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами.

Как правило, МТХ проводятся в местах осуществления деятельности. Ввиду возникновения на практике спорных вопросов относительно разграничения субъекта и объектов субъекта, в отношении которых проводятся МТХ, и в связи с этим — выбора соответствующего вида МТХ, определения срока его проведения и т. д., в п. 3 Инструкции с 2 февраля 2022 г. конкретизировано, что под объектом МТХ следует понимать место осуществления деятельности.

Справочно: в п. 4 Инструкции уточнен порядок исчисления сроков для целей ее применения, а именно: течение сроков Инструкции, исчисляемых днями, если не определено иное, начинается на следующий рабочий день после наступления события или совершения действия, которыми определено его начало.

Принятие решения о проведении МТХ

В Инструкции детализирован порядок принятия решения о проведении МТХ. Так, с 2 февраля 2022 г. такое решение уполномочены принимать не только руководитель органа госсаннадзора или лицо, исполняющее его обязанности, но и уполномоченный заместитель руководителя (п. 5 Инструкции).

Справочно: предполагается, что такое делегирование требует документального оформления организационно-­распорядительным документом (например, приказом).

По решению руководителя органа госсаннадзора, или лица, исполняющего его обязанности, или уполномоченного заместителя руководителя могут быть проведены мероприятия на объектах субъекта, расположенных в пределах одной административно-­территориальной единицы. В таком случае оформляется одно предписание на проведение мероприятия на все объекты субъекта, в отношении которых принято решение о проведении мероприятия.

Важно
Инструкция определяет, что мероприятия по расследованию возникновения профессионального заболевания (подозрения на заболевание) проводятся по факту заболевания (подозрения на заболевание).

Регулирование действий специалистов

В главе 2 Инструкции актуализирован перечень нормативных правовых актов (далее — НПА), на основании которых осуществляется деятельность специалистов в области санитарно-­эпидемиологического благополучия.

Теперь расследование возникновения профессионального заболевания (подозрения на заболевание) осуществляется не только в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30, в ред. от 21.05.2021), но и на основании Инструкции о порядке проведения экспертизы профессионального характера заболевания (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.05.2021 № 60). Таким образом, перечень НПА расширен.

Основания проведения мероприятий

Одним из нововведений Инструкции в новой редакции является уточнение оснований проведения отдельных видов мероприятий.

Мероприятия по отбору проб

Изменения внесены в п. 18 Инструкции, в котором отражаются основания проведения мероприятий по отбору проб и образцов продукции на всех этапах ее обращения для проведения исследований в лабораториях системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, аккредитованных в порядке, установленном законодательством.

Справочно: ранее основания для проведения данных мероприятий были закреплены в п. 16 Инструкции.

Такое основание, как наличие информации о несоответствии продукции требованиям законодательства, конкретизировано. Теперь речь идет в т. ч. и об аналогичной и (или) однородной продукции.

Обозначены новые основания для проведения МТХ по отбору проб и образцов:

  • при наличии обращений граждан Республики Беларусь, юридических лиц Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, представительств иностранных организаций;
  • в соответствии с программой отбора проб и образцов продукции на всех этапах ее обращения, утверждаемой главными государственными санитарными врачами областей и г. Минска, в сроки, установленные данной программой;
  • при ухудшении санитарно-­эпиде­миологической обстановки на территории административно-­террито­риальной единицы.

Руководителю на заметку
Исключены такие основания для проведения МТХ, как подготовка и проведение массовых мероприятий, а также в рамках планов лабораторных исследований продукции.

Мероприятия по изучению эффективности санитарно-­противоэпидемических мероприятий

Изменена формулировка оснований проведения данных мероприятий.

Так, согласно п. 19 Инструкции мероприятия по изучению эффективности проводимых санитарно-­противоэпидемических мероприятий осуществляются:

  • с целью установления причинно-­следственной связи между возникновением случая инфекционного заболевания (подозрения на возникновение случая инфекционного заболевания) и проводимыми санитарно-­противоэпидемическими мероприятиями;
  • при наличии информации о несоблюдении требований к проведению санитарно-­противоэпидемических мероприятий, в т. ч. поступившей от иных контролирующих (надзорных) органов Республики Беларусь и стран Евразийского экономического союза, размещенной в сети Интернет, средствах массовой информации.

Справочно: ранее основания для проведения данных мероприятий были закреплены в п. 17 Инструкции.

Мероприятия по изучению и оценке факторов среды обитания человека

Основания проведения мероприятий по изучению и оценке факторов среды обитания человека, в т. ч. с проведением лабораторных исследований, изложены в п. 20 Инструкции в новой редакции.

Справочно: ранее основания для проведения данных мероприятий были закреплены в п. 18 Инструкции.

Указанные мероприятия осуществляются:

  • при наличии информации об ухудшении показателей факторов среды обитания, полученной из различных источников, в т. ч. из обращений граждан Республики Беларусь, юридических лиц Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, представительств иностранных организаций;
  • при проведении анализа риска факторов среды обитания человека;
  • в соответствии с программой проведения лабораторных исследований, утверждаемой главными государственными санитарными врачами областей и г. Минска, в сроки, установленные данной программой;
  • с целью установления причинно-­след­ственной связи между ухудшением факторов среды обитания и возникновением случая инфекционного заболевания и массовых неинфекционных заболеваний (подозрения на возникновение случая инфекционного заболевания или массовых неинфекционных заболеваний);
  • при ухудшении санитарно-­эпиде­миоло­гической обстановки на территории административно-­террито­риальной единицы.

Важно
Исключены такие основания, как подготовка к оздоровительному сезону и проведению оздоровления, а также подготовка и проведение массовых мероприятий.

Периодичность и сроки проведения мероприятий

Периодичность проведения мероприятий, указанных выше, регламентирована абз. 2 п. 7 Инструкции и составляет один раз в месяц в отношении одного объекта субъекта.

В новой редакции уточнено, что данная периодичность установлена в отношении одного объекта субъекта.

Что касается срока проведения МТХ, то он не должен превышать 15 рабочих дней.

Руководителю на заметку
Ранее императивного срока проведения МТХ Инструкцией установлено не было.

Однако даже при наличии такого срока Инструкция по аналогии с Указом № 510 установила возможность однократного продления срока проведения МТХ в обоснованных случаях.

Справочно: такое продление может быть не более чем на 15 рабочих дней. Решение о продлении срока принимается должностным лицом органа госсаннадзора, принявшим решение о проведении мероприятия.

Права должностных лиц

Инструкция в новой редакции подробно регламентирует права должностного лица (лиц) органов госсаннадзора при проведении МТХ.

Так, должностное лицо имеет право:

  • при предъявлении служебного удостоверения и предписания на проведение мероприятия свободно входить на территорию и (или) объекты субъекта;
  • использовать технические средства, в т. ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области санитарно-­эпидемиологического благополучия населения, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
  • использовать средства измерения, принадлежащие контролирующему (надзорному) органу, прошедшие государственную поверку, для фиксации параметров факторов среды обитания человека;
  • требовать разъяснения (в т. ч. письменные) от работников объекта субъекта по вопросам, возникающим в ходе проведения мероприятия.

Справочно: перечень должностных лиц органов госсаннадзора определен п. 13 Инструкции о порядке взаимодействия главных государственных санитарных врачей при осуществлении государственного санитарного надзора (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2012 № 100 «О взаимодействии главных государственных санитарных врачей», в ред. от 23.12.2019).

Документальное оформление результатов

Пунктом 9 Инструкции конкретизированы вопросы документального оформления результатов МТХ.

Так, по результатам проведения МТХ должностное лицо составляет справку о проведении МТХ (далее — справка) не менее чем в двух экземплярах и подписывает ее в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания мероприятия.

Руководителю на заметку
Форма справки установлена в при­ложении 3 к Инструкции.

В случае проведения в рамках МТХ лабораторных исследований образцов (проб) продукции, параметров факторов среды обитания человека справка составляется не позднее двух рабочих дней со дня утверждения протоколов по результатам лабораторных исследований.

Справочно: датой составления справки считается дата ее подписания.

Помимо справки при осуществлении мероприятий по отбору проб и образцов продукции оформляется акт отбора проб (образцов) в трех экземплярах.

Справка в течение двух рабочих дней со дня подписания вручается под роспись субъекту (либо уполномоченному лицу объекта субъекта) или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо иными видами связи, обеспечивающими получение субъектом направленных документов.

Что же касается акта отбора проб (образцов), то один экземпляр такого акта вместе с отобранными образцами передается в испытательную лабораторию, второй экземпляр вместе с отобранными контрольными образцами — представителю субъекта для хранения на объекте до получения результатов исследований от испытательной лаборатории, третий экземпляр остается у должностного лица.

3728 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Безопасность деятельности санаторно-курортной организации (Дополнено 25.11.2024)

Здесь вы найдете информацию о направлениях деятельности, соблюдение обязательных требований по которым позволит обеспечить безопасность граждан, пребывающих в санаторно-к...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2052
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок