Контрольная деятельность осуществляется органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН, органы ФСЗН) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 28.02.2022, далее — Указ № 510) и утвержденным им Положением о порядке организации и проведения проверок.
Справочно: органы ФСЗН наделены правом в соответствии с п. 18 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (утв. Указом № 510) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.
Кроме того, органы ФСЗН руководствуются требованиями, установленными Методическими указаниями по организации и проведению проверок (контрольных мероприятий) (утв. приказом управляющего ФСЗН от 30.03.2018 № 18).
Какие формы контроля применяются
Контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании осуществляется органами ФСЗН в виде:
- выборочных проверок;
- внеплановых проверок;
- проверок и мероприятий, при осуществлении которых Указ № 510 не применяется;
- мер профилактического и предупредительного характера.
Что проверяют органы ФСЗН
При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании органами ФСЗН проверяются следующие вопросы:
- правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме;
- обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
Справочно: к выплатам по государственному социальному страхованию относятся пособия: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12‑недельного срока беременности; в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение.
- правильность заполнения и своевременность представления отчетности (4‑фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»);
- правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета (документов персонифицированного учета ПУ‑1, ПУ‑2, ПУ‑3, ПУ‑6), в т. ч. для целей профессионального пенсионного страхования.
Руководителю на заметку
Органы ФСЗН могу осуществлять контроль за использованием по назначению средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях.
В чем особенность проверок
При проведении проверок органами ФСЗН используется метод документальной проверки.
Справочно: данный метод заключается в проверке совершенных финансово-хозяйственных операций проверяемого плательщика по данным первичных учетных документов, записей в учете и отчетности.
Органы ФСЗН при проведении проверок не вмешиваются в текущею деятельность плательщика и проверяют периоды, за которые представлена отчетность.
Проверки проводятся путем изучения:
- организационно-распорядительных и финансово-бухгалтерских документов плательщика о периодах работы, в т. ч. в особых условиях труда, и заработке (видах выплат) застрахованных лиц,
- документов по начислению и уплате взносов и иных платежей в бюджет фонда,
- документов по расходованию (использованию) средств бюджета фонда, правильности и достоверности данных персонифицированного учета, в т. ч. профессионального пенсионного страхования,
- других документов, необходимых при проведении контрольных мероприятий.
Далее рассмотрим, какие наиболее частые нарушения выявляются органами ФСЗН при проведении контрольных мероприятий, в т. ч. и в организациях здравоохранения.
Нарушения в части уплаты взносов
Данного рода нарушения касаются в первую очередь правильности и своевременности уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.
Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов
Одним из выявляемых нарушений является излишнее начисление обязательных страховых взносов.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2021 № 763 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115» определен перечень выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование (далее — Перечень).
К таким выплатам, наиболее часто встречающимся в организациях здравоохранения, относятся:
- государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования;
- оплата ежемесячно предоставляемого одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, за счет средств государственного социального страхования и т. д.
На практике встречается и обратная ситуация, когда обязательные страховые взносы не начислены на суммы, определенные законодательством.
Руководителю нужно помнить, что не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой.
Руководителю на заметку
На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов являются для работодателей и работающих граждан, в частности, выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование
Органами ФСЗН в ходе проверок устанавливаются факты излишнего начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Справочно: объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных Перечнем, но не выше трехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы на профессиональное пенсионное страхование.
К нарушениям можно отнести, к примеру, начисление взносов на профессиональное пенсионное страхование на суммы выплат:
- начисленные в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период нахождения на курсах повышения квалификации);
- за дни трудового отпуска, следовавшие за днем отсутствия на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
Нарушением будет являться и неначисление взносов на профессиональное пенсионное страхование, например, на суммы выплат:
- начисленные за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю использования рабочего времени;
- причитающиеся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем работы в особых условиях труда, и т. д.
Нарушения при непосредственной уплате взносов
Такого рода нарушения выявляются как при уплате обязательных страховых взносов, так и при уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование.
ПРИМЕР
В качестве примера можно привести нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда, в частности, уплату взносов:
– позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц;
– позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20‑го числа месяца, следующего за истекшим;
– при совпадении сроков уплаты с выходными и праздничными днями — в следующий за ними рабочий день.
Нарушения в части использования средств на выплаты
При проверке обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление выявляются следующие нарушения.
1. Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.
2. Нарушения при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
В качестве примера можно привести следующие нарушения Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1, в ред. от 30.12.2021):
- отсутствует оттиск печати организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок» при закрытии листка нетрудоспособности и в случае внесения в него исправлений;
- в листке нетрудоспособности допущено более двух исправлений;
- на оборотной стороне листка нетрудоспособности, представленного работающим инвалидом, в строке «особые отметки» ответственным лицом не внесена запись «инвалид I (II, III) группы» и т. д.
3. Нарушения при оплате свободного от работы дня лицу, воспитывающему ребенка-инвалида до 18 лет.
Нарушением является, например, оплата свободного дня в месяц работнику, учет рабочего времени которого ведется в часах, не из расчета один рабочий день равен 8 рабочим часам, как того требует п. 9 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 № 34).
4. Нарушения при предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
В качестве примера можно указать нарушение п. 8 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542, в ред. от 06.12.2019), когда при обращении за получением путевки в детский санаторий работник не представляет справку с места работы другого родителя о невыделении путевки на детей в текущем году.
5. Нарушения при выплате пособия на погребение.
Например, в нарушение п. 3 Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585, в ред. от 19.07.2021) пособие на погребение выплачивается на основании копии справки о смерти.
Нарушения в части представления документов персонифицированного учета
При проверке правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в т. ч. для целей профессионального пенсионного страхования, выявляются следующие нарушения.
1. Нарушения при представлении формы ПУ‑1 «Анкета застрахованного лица».
Примером нарушения является непредставление формы ПУ‑1 по застрахованному лицу в случае изменения фамилии при вступлении в брак.
2. Нарушения при заполнении сведений о приеме и увольнении в форме ПУ‑2.
Например, сведения по застрахованному лицу, работавшему на условиях внешнего совместительства, представлены как по работавшему по основному месту работы.
3. Нарушения установленных законодательством требований при заполнении форм ПУ‑3 и ПУ‑6.
Примерами таких нарушений являются следующие ситуации:
- в форме ПУ‑3 суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности отражены не в тех месяцах, за которые они начислены, а суммы премий и материальной помощи — не в тех месяцах, в которых они начислены;
- в форме ПУ‑6 отражены выплаты, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Меры ответственности
Должностным лицам органов ФСЗН предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях. Санкции, которые могут налагаться в соответствии с такими протоколами, представлены в таблице.
Таблица
Меры административной ответственности, применяемые по результатам проверок
Кроме того, руководителю организации здравоохранения нужно помнить, что органы ФСЗН имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях и по иным категориям дел, таким как:
- непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица (ст. 24.58 КоАП);
- вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении (ст. 25.2 КоАП);
- заведомо ложные объяснение, заявление, заключение эксперта, заведомо неправильный перевод (ст. 25.4 КоАП);
- отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей (ст. 25.5 КоАП);
- уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо к судебному исполнителю (ст. 25.6 КоАП).