Проверки, проводимые органами ФСЗН: основания и последствия для организации здравоохранения

Организацию здравоохранения могут проверить различные контролирующие органы, которые обладают соответствующей компетенцией и правом на проведение проверок. Не исключение — и органы Фонда социальной защиты населения. В настоящей статье мы рассмотрим особенности таких проверок (правовые основания и способы их проведения), а также типичные нарушения, выявляемые органами Фонда.

Косько Юрий

юрист, специалист в сфере трудового права

540 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Контрольная деятельность осуществляется органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН, органы ФСЗН) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 28.02.2022, далее — Указ № 510) и утвержденным им Положением о порядке организации и проведения проверок.

Справочно: органы ФСЗН наделены правом в соответствии с п. 18 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (утв. Указом № 510) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.

Кроме того, органы ФСЗН руководствуются требованиями, установленными Методическими указаниями по организации и проведению проверок (контрольных мероприятий) (утв. приказом управляющего ФСЗН от 30.03.2018 № 18).

Какие формы контроля применяются

Контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании осуществляется органами ФСЗН в виде:

  • выборочных проверок;
  • внеплановых проверок;
  • проверок и мероприятий, при осуществлении которых Указ № 510 не применяется;
  • мер профилактического и предупредительного характера.

Что проверяют органы ФСЗН

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании органами ФСЗН проверяются следующие вопросы:

  • правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме;
  • обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-­курортное лечение и оздоровление;

Справочно: к выплатам по государственному социальному страхованию относятся пособия: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12‑недельного срока беременности; в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение.

  • правильность заполнения и свое­временность представления отчетности (4‑фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»);
  • правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета (документов персонифицированного учета ПУ‑1, ПУ‑2, ПУ‑3, ПУ‑6), в т. ч. для целей профессионального пенсионного страхования.

Руководителю на заметку
Органы ФСЗН могу осуществлять контроль за использованием по назначению средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях.

В чем особенность проверок

При проведении проверок органами ФСЗН используется метод документальной проверки.

Справочно: данный метод заключается в проверке совершенных финансово-­хозяйственных операций проверяемого плательщика по данным первичных учетных документов, записей в учете и отчетности.

Органы ФСЗН при проведении проверок не вмешиваются в текущею деятельность плательщика и проверяют периоды, за которые представлена отчетность.

Проверки проводятся путем изучения:

  • организационно-­распорядительных и финансово-­бухгалтерских документов плательщика о периодах работы, в т. ч. в особых условиях труда, и заработке (видах выплат) застрахованных лиц,
  • документов по начислению и уплате взносов и иных платежей в бюджет фонда,
  • документов по расходованию (использованию) средств бюджета фонда, правильности и достоверности данных персонифицированного учета, в т. ч. профессионального пенсионного страхования,
  • других документов, необходимых при проведении контрольных мероприятий.

Далее рассмотрим, какие наиболее частые нарушения выявляются органами ФСЗН при проведении контрольных мероприятий, в т. ч. и в организациях здравоохранения.

Нарушения в части уплаты взносов

Данного рода нарушения касаются в первую очередь правильности и свое­временности уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.

Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов

Одним из выявляемых нарушений является излишнее начисление обязательных страховых взносов.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2021 № 763 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115» определен перечень выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование (далее — Перечень).

К таким выплатам, наиболее часто встречающимся в организациях здравоохранения, относятся:

  • государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования;
  • оплата ежемесячно предоставляемого одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка-­инвалида в возрасте до 18 лет, за счет средств государственного социального страхования и т. д.

На практике встречается и обратная ситуация, когда обязательные страховые взносы не начислены на суммы, определенные законодательством.

Руководителю нужно помнить, что не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой.

Руководителю на заметку
На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов являются для работодателей и работающих граждан, в частности, выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование

Органами ФСЗН в ходе проверок устанавливаются факты излишнего начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Справочно: объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных Перечнем, но не выше трехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы на профессиональное пенсионное страхование.

К нарушениям можно отнести, к примеру, начисление взносов на профессиональное пенсионное страхование на суммы выплат:

  • начисленные в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период нахождения на курсах повышения квалификации);
  • за дни трудового отпуска, следовавшие за днем отсутствия на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Нарушением будет являться и неначисление взносов на профессиональное пенсионное страхование, например, на суммы выплат:

  • начисленные за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю использования рабочего времени;
  • причитающиеся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем работы в особых условиях труда, и т. д.

Нарушения при непосредственной уплате взносов

Такого рода нарушения выявляются как при уплате обязательных страховых взносов, так и при уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование.


ПРИМЕР
В качестве примера можно привести нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда, в частности, уплату взносов:
– позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц;
– позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20‑го числа месяца, следующего за истекшим;
– при совпадении сроков уплаты с выходными и праздничными днями — в следующий за ними рабочий день.


Нарушения в части использования средств на выплаты

При проверке обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-­курортное лечение и оздоровление выявляются следующие нарушения.

1.  Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

2.  Нарушения при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

В качестве примера можно привести следующие нарушения Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1, в ред. от 30.12.2021):

  • отсутствует оттиск печати организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок» при закрытии листка нетрудоспособности и в случае внесения в него исправлений;
  • в листке нетрудоспособности допущено более двух исправлений;
  • на оборотной стороне листка нетрудоспособности, представленного работающим инвалидом, в строке «особые отметки» ответственным лицом не внесена запись «инвалид I (II, III) группы» и т. д.

3.  Нарушения при оплате свободного от работы дня лицу, воспитывающему ребенка-­инвалида до 18 лет.

Нарушением является, например, оплата свободного дня в месяц работнику, учет рабочего времени которого ведется в часах, не из расчета один рабочий день равен 8 рабочим часам, как того требует п. 9 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 № 34).

4. Нарушения при предоставлении путевок на санаторно-­курортное лечение и оздоровление.

В качестве примера можно указать нарушение п. 8 Положения о порядке направления населения на санаторно-­курортное лечение и оздоровление (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542, в ред. от 06.12.2019), когда при обращении за получением путевки в детский санаторий работник не представляет справку с места работы другого родителя о невыделении путевки на детей в текущем году.

5.  Нарушения при выплате пособия на погребение.

Например, в нарушение п. 3 Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585, в ред. от 19.07.2021) пособие на погребение выплачивается на основании копии справки о смерти.

Нарушения в части представления документов персонифицированного учета

При проверке правильности и свое­временности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в т. ч. для целей профессионального пенсионного страхования, выявляются следующие нарушения.

1.  Нарушения при представлении формы ПУ‑1 «Анкета застрахованного лица».

Примером нарушения является непредставление формы ПУ‑1 по застрахованному лицу в случае изменения фамилии при вступлении в брак.

2.  Нарушения при заполнении сведений о приеме и увольнении в форме ПУ‑2.

Например, сведения по застрахованному лицу, работавшему на условиях внешнего совместительства, представлены как по работавшему по основному месту работы.

3. Нарушения установленных законодательством требований при заполнении форм ПУ‑3 и ПУ‑6.

Примерами таких нарушений являются следующие ситуации:

  • в форме ПУ‑3 суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности отражены не в тех месяцах, за которые они начислены, а суммы премий и материальной помощи — не в тех месяцах, в которых они начислены;
  • в форме ПУ‑6 отражены выплаты, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Меры ответственности

Должностным лицам органов ФСЗН предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях. Санкции, которые могут налагаться в соответствии с такими протоколами, представлены в таблице.

Таблица

Меры административной ответственности, применяемые по результатам проверок

Кроме того, руководителю организации здравоохранения нужно помнить, что органы ФСЗН имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях и по иным категориям дел, таким как:

  • непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица (ст. 24.58 КоАП);
  • вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении (ст. 25.2 КоАП);
  • заведомо ложные объяснение, заявление, заключение эксперта, заведомо неправильный перевод (ст. 25.4 КоАП);
  • отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей (ст. 25.5 КоАП);
  • уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо к судебному исполнителю (ст. 25.6 КоАП).
540 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Комментарий Минздрава к постановлению «О клинических базах и специальностях клинической ординатуры» от 1 февраля 2024 г. № 23

В соответствии со статьей 61 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года № 2435-XII «О здравоохранении» с 2 февраля 2024 г. введена форма профессиональной подготовки...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 98

Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 23.02.2024)

Здесь вы найдете информацию о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам при принятии их на работу в санаторно-курортную организацию и в процессе трудово...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1397
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок