Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» (далее — постановление № 188) внесены значительные изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (далее — постановление № 395), которые коренным образом изменили систему государственных закупок (далее — госзакупки).
Справочно: изменения ориентированы на устранение или минимизацию рисков, убытков, возникающих в складывающихся условиях в деятельности как заказчиков (организаторов) госзакупок, так и их участников.
Постановление № 188 вступило в силу с 31 марта 2022 г. При этом необходимо учитывать переходные положения, о которых мы расскажем ниже.
Какие же нововведения появились с 31 марта? Рассмотрим подробнее.
Увеличение пороговых значений
Постановление № 188 увеличило пороговые значения для процедуры запроса ценовых предложений, которые с 2013 г. оставались неизменными.
Так, с 31 марта 2022 г. при принятии решения о проведении процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор) руководствуется следующими пороговыми значениями ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки:
- товаров — более 300, но не более 2000 БВ;
- работ (услуг) — более 300, но не более 5000 БВ.
Руководителю на заметку
До достижения указанной минимальной стоимости по-прежнему может быть принято решение о проведении процедуры закупки из одного источника или биржевых торгов.
Однако проведение биржевых торгов возможно только в случае, если товар включен в перечень товаров, госзакупки которых осуществляются с применением биржевых торгов, в частности, в приложение 6 к постановлению № 395, на основании п. 9 приложения к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 18.12.2019, далее — Закон).
При превышении стоимости в 2000 и 5000 БВ для товаров и работ (услуг) соответственно вид применяемой процедуры — электронный аукцион.
Важно
Электронный аукцион обязателен, если товар (работа, услуга) включен в приложение 2 к постановлению № 395 (при этом пороговые значения ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах) должны превышать 2000 БВ для товаров, 5000 БВ — для работ, услуг), и доброволен — в иных случаях. Не применяется электронный аукцион в отношении товаров из приложения 6 к постановлению № 395.
Открытый конкурс применяется по остаточному принципу, т. е. когда проведение иных процедур госзакупок не является обязательным.
Справочно: согласно п. 2 ст. 38 Закона даже в стоимостных пределах для применения процедуры запроса ценовых предложений заказчиком (организатором) может быть применен электронный аукцион.
Возможность изменения договора
Еще одним нововведением является возможность изменения договора в ходе его исполнения.
Увеличение объема предмета договора
Произошло увеличение допустимого для изменения в ходе исполнения договора госзакупки цифрового значения объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора, и выделение самостоятельных оснований изменения условий договора при увеличении и уменьшении объема (количества) таких товаров (работ, услуг).
Допускается увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором госзакупки при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг).
Справочно: в этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого увеличения.
Допускается также увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг) без ограничения в рамках договоров, заключенных по результатам процедуры закупки из одного источника, проведенной в соответствии с пп. 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону.
При применении данной нормы не действует ранее упомянутое правило о 15 %.
Важно, что два указанных выше основания для увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора госзакупки, могут быть использованы заказчиком только в случае, когда такой объем (количество) предусмотрен договором и при этом при проведении процедуры госзакупки не применялся абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона.
Основания для закупки из одного источника, для которых допускается увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг) при исполнении договора, представлены в таблице.
Таблица
Основания для закупки из одного источника, для которых допускается увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг) при исполнении договора
Основание | Правовая норма |
---|
Приобретение услуг централизованного водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения (отопления, горячего водоснабжения), газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг, относящихся к сферам естественных монополий | Пункт 1 приложения к Закону |
Приобретение товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, а также приобретение товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юридическими лицами, 100 % простых (обыкновенных) или иных голосующих акций (долей участия) которых принадлежит государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами | Пункт 4 приложения к Закону |
Приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением Президента Республики Беларусь | Пункт 11 приложения к Закону |
Приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Советом Министров Республики Беларусь по решению или поручению Президента Республики Беларусь | Пункт 12 приложения к Закону |
Приобретение материальных ценностей, реализуемых из государственного и мобилизационного материальных резервов | Пункт 26 приложения к Закону |
Приобретение товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным законодательством | Пункт 58 приложения к Закону |
Уменьшение объема предмета договора
Постановление № 188 предусматривает возможность уменьшения объема (количества) товаров (работ, услуг) в случае утраты потребности в приобретении предусмотренного договором при его заключении объема (количества) соответствующих товаров (работ, услуг).
В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) уменьшается пропорционально уменьшению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого уменьшения.
Справочно: ранее в такой ситуации при уменьшении объема предмета договора более чем на 10 % заказчикам приходилось договоры расторгать.
Изменение цены договора
Постановление № 188 предусматривает возможность изменения цены договора, если такое изменение при приобретении (использовании при выполнении работ, оказании услуг) товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки.
Важно
Такое изменение возможно не для любой категории товаров (работ, услуг).
Так, в 2022 г. возможно изменение цены:
- на лекарственные средства, лечебное питание, медицинские изделия, запасные части к ним, продукты питания (приложение 12 к постановлению № 395);
- на товары (работы, услуги) ежедневной и (или) еженедельной потребности (приложение 4 к постановлению № 395);
- если изменились цены на приобретаемые сырье, материалы, комплектующие, используемые при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), указанных в приложениях 12 и 4 к постановлению № 395.
Справочно: размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя).
Изменение сроков исполнения обязательств и порядка оплаты
Изменение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка оплаты возможно в том случае, если такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки.
Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя).
Важно
Изменение в указанном случае сроков исполнения обязательств и порядка оплаты возможно только для изменения договора госзакупки в 2022 г.
При этом обязательно должна быть причинно-следственная связь между изменением сроков исполнения обязательств контрагентом и порядка оплаты и тем, при каких обстоятельствах и в каких условиях проводилась процедура, т. е. были сформированы документы по процедуре (запрос о представлении сведений при проведении закупки из одного источника) и предложение участника (ответ на запрос о представлении сведений при проведении закупки из одного источника).
Возможность проведения закупки из одного источника
Новацией постановления № 188 можно назвать дополнительное основание для проведения закупки из одного источника, которое может быть применено только в 2022 г.
Руководителю на заметку
Проведение закупки из одного источника возможно при приобретении продуктов питания (подп. 1.9 п. 1 постановления № 395).
В качестве вспомогательной нормы для определения того, что относится к продуктам питания, может быть использовано приложение 11 к постановлению № 395 (в ред. постановления № 188), в котором установлены дополнительные требования к участникам при поставке продуктов питания (позиции из 01, из 10 ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»).
Обязательное обеспечение обязательств
Постановлением № 188отменено обязательное обеспечение исполнения обязательств по договору госзакупки в случае приобретения работ (услуг) для строительства объекта.
Важно
Заказчик (организатор) по-прежнему может установить такое обеспечение по правилам ст. 26 Закона, однако это его право, а не обязанность, в т. ч. для сферы строительства.
В то же время по-прежнему действуют иные случаи обязательного обеспечения исполнения договорных обязательств, например, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (в ред. от 25.03.2022).
Дополнительные требования к участникам
Еще одно изменение касается установления дополнительных требований к участникам, осуществляющим поставку продуктов питания (позиции из 01, из 10 ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»).
В частности, одно из таких требований — опыт исполнения договоров поставки продуктов питания не менее года до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника).
Справочно: данный факт подтверждается реестром договоров, предусматривающих поставку продуктов питания, исполненных участником за год, предшествующий дате подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника), в т. ч. содержащим сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения.
Обращаем внимание на то, что опыт — не менее года — определяется до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника). Таким образом, для всех дополнительных требований к участникам, предусмотренных в приложении 11 к постановлению № 395, установлен единообразный подход к определению продолжительности опыта исполнения договоров.
По мнению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ), поскольку законодательство о госзакупках не содержит требований о количестве таких договоров, следовательно, участник процедуры госзакупки самостоятельно определяет, какое количество исполненных за прошедший год договоров включать в такой реестр.
Справочно: в то же время для того, чтобы сведения из реестра подтверждали наличие опыта исполнения договоров поставки продуктов питания не менее года до даты подачи предложения, в реестре должен быть хотя бы один договор, исполненный либо находившийся в процессе исполнения 20 апреля 2021 г. (письмо МАРТ от 11.05.2022 № 14-01-10/1559К «О разъяснении законодательства»).
Переходные положения
Особенность переходных положений в постановлении № 188 состоит в том, что они придали ему обратную силу в части оснований для изменения условий договоров, т. е. они применяются для договоров, заключенных до 31 марта 2022 г.
Руководителю на заметку
Новая редакция подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 (об изменении условий договора) в полной мере распространяет свое действие на договоры госзакупки, заключенные до 31 марта 2022 г.
В остальном действие постановления № 188не распространяется на госзакупки, если процедуры госзакупок начаты или договоры заключены до 31 марта 2022 г.
Справочно: традиционно начало процедуры госзакупки определяется как день принятия заказчиком решения о ее проведении. Как следствие, такие процедуры проводятся в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу постановления № 188.
Заключение
Таким образом, при проведении процедур госзакупок с 31 марта 2022 г. заказчики (организаторы) руководствуются обновленным постановлением № 395.
Практика применения новаций покажет их эффективность, но на сегодня уже можно констатировать их целесообразность и необходимость, отдавая должное законодателю, в особенности уполномоченному государственному органу по госзакупкам, за своевременность и качество подготовленных изменений.