Топ-5 изменений в законодательстве о государственных закупках с 04.08.2024

Поможет: разобраться и применить новые требования к государственным закупкам.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

142 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» в Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) внесены изменения, вступающие в силу по­этапно: после официального опубликования (с 04.02.2024), через 3 и 6 месяцев после официального опубликования (с 04.05.2024 и 04.08.2024 соответственно). Остановимся на основных изменениях, вступивших в силу с 04.08.2024.

1. Установлены случаи и условия совместного участия в процедурах государственных закупок

Законом определен порядок совместного участия в процедурах государственных закупок (далее — госзакупка) юридических и (или) физических лиц, в т. ч. индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 16), в случаях:

  • если это будет установлено законодательными актами.
    Например, сейчас такая возможность предусмотрена для участников холдинга (абз. 1 подп. 5.3 п. 5 Указа Президента Республики Беларусь от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов» (в ред. от 22.06.2023));
  • если такое право им предоставит заказчик путем указания в документах, предоставляемых для подготовки предложения, либо в решении о проведении процедуры закупки из одного источника.

Чтобы совместно участвовать в процедуре закупки, юридическим и (или) физическим лицам, в т. ч. индивидуальным предпринимателям (далее — физические лица), нужно:

1) заключить соглашение о совместном участии в процедуре закупки (далее — соглашение). Соглашение заключают для целей участия в конкретной процедуре закупки. В нем необходимо определить:

  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • вопросы реализации полномочий сторон, предусмотренные законодательством о госзакупке, в ходе проведения процедуры госзакупки;

Это важно
В случае проведения конкурентной процедуры закупки соглашение необходимо включить в состав предложения, в случае проведения процедуры закупки из одного источника — предоставить до заключения договора.

2) подтвердить соответствие требованиям к участникам с учетом особенностей, установленных абз. 3–5 ч. 2 п. 4 ст. 16 Закона;

3) подать предложение от имени лиц, совместно участвующих в процедуре закупки.

Сделать это должна та сторона, соответствующая обязанность которой определена в соглашении. В предложении нужно указать наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) — для физического лица) всех юридических и (или) физических лиц, совместно участвующих в процедуре закупки, их права и обязанности в связи с исполнением договора. В случае проведения процедуры закупки из одного источника такую информацию необходимо предоставить до заключения договора.

2. Скорректированы требования к работникам заказчика о необходимости обучения по образовательной программе повышения квалификации


Закон устанавливает, что для выполнения функций в сфере госзакупок заказчик определяет или создает структурное подразделение либо назначает работника (работников), обладающего соответствующей квалификацией в сфере госзакупок и (или) прошедшего обучение по вопросам госзакупок в рамках образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, учебно-­программная документация которой согласована с уполномоченным государственным органом по госзакупкам, т. е. с Министерством антимонопольного регулирования и торговли (ч. 1 п. 1 ст. 12).

Справочно: перечень организаций, согласовавших образовательные программы дополнительного образования взрослых в сфере госзакупок, размещен на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

3. Уточнены и дополнены требования к участникам процедур госзакупок, уточнены правила подтверждения соответствия требований к участникам

При проведении процедуры госзакупки к участникам, за исключением случаев осуществления госзакупок в соответствии с пп. 1, 4, 11, 12 приложения к Закону, предъявляются следующие требования:

1) отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, а также отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся резидентами, задолженности по уплате обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Данное требование не распространяется на юридическое лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности, а также на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, в отношении которых на дату подачи предложения в установленном НК, иными законодательными актами порядке предоставлены отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, что подтверждается соответствующим заявлением участника;

Схема

Соответствие требованию об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, обязательных страховых взносов


2) юридическое или физическое лицо на дату подачи предложения (на дату подписания заявления) не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок (далее — список).

Юридическое или физическое лицо не должно быть включено в список:

  • для открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений — на дату подачи предложения, что проверяется оператором электронной торговой площадки, а при совместном участии подтверждается заявлением по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки;
  • при проведении закрытых конкурентных процедур — на дату подписания заявления в письменной форме, подписанного не ранее чем за 5 рабочих дней до даты подачи предложения;
  • при проведении закупки из одного источника — на дату подписания заявления в письменной форме, подписанного не ранее чем за 5 рабочих дней до заключения договора;

Справочно:постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 20.03.2024 № 22 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Рес­публики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 92», вступившим в силу с 19.05.2024, скорректирована Инструкция о порядке формирования и ведения списка недобросовестных поставщиков в части уточнения оснований невключения юридических и физических лиц в список.

3) юридическое или физическое лицо не должно быть аффилировано с заказчиком, организатором.

Круг субъектов, относящихся к аффилированным лицам, а также порядок их участия в госзакупках установлены в ст. 161 Закона;

4) юридическое или физическое лицо, являющееся участником-­побе­ди­телем, не должно быть аффилировано со всеми другими участниками (а если предмет государственной закупки разделен на части (лоты) — с участниками по той же части (лоту)), допущенными к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона).

Это важно
Законом в качестве правового последствия предоставления информации участником-победителем о том, что все участники, допущенные к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона), являются для него аффилированными лицами, предусмотрена возможность признания процедуры госзакупки несостоявшейся (п. 3 ст. 161, ст. 27 Закона).

Необходимо также обратить внимание на следующий момент: согласно п. 2 ст. 27 Закона в случае признания процедуры госзакупки, в т. ч. в отношении отдельных частей (лотов), несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести либо повторную процедуру госзакупки, либо процедуру закупки из одного источника, но при этом не подлежат изменению среди прочих требования к участникам.

С 04.08.2024 внесены изменения в ст. 16 Закона, и, соответственно, изменены требования к участникам. Таким образом, учитывая необходимость внесения изменений в требования к участникам, заказчику (организатору) нужно проводить новую процедуру госзакупки с учетом требований Закона в новой редакции, действующей с 04.08.2024, после признания процедуры государственной закупки несостоявшейся, проводимой в соответствии с Законом в редакции, действовавшей до 04.08.2024.

4. Изменены правила применения закупки из одного источника после несостоявшейся процедуры госзакупки

Если ранее закупка из одного источника после несостоявшейся процедуры госзакупки могла быть проведена только по согласованию с вышестоящим органом (организацией), то со вступлением в силу изменений в Закон закупка из одного источника может быть проведена после первой несостоявшейся процедуры госзакупки без такого согласования по решению заказчика (организатора).

Это важно
Не подлежат при этом изменению предмет государственной закупки и требования к предмету госзакупки, требования к участникам (кроме требования об отсутствии аффилированности участника-­победителя с другими участниками), сроки и условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, определенные при проведении процедуры госзакупки, которая признана несостоявшейся, в т. ч. в отношении отдельных частей (лотов).

5. Допускается составление и утверждение нескольких справок о проведении процедуры закупки из одного источника

В случае, если предмет госзакупки разделен на части (лоты) и по результатам проведения процедуры закупки из одного источника заключено несколько договоров, допускаются составление и утверждение нескольких справок (не позднее пяти рабочих дней со дня заключения договоров).

Срок размещения справки о проведении процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке установлен ч. 3 п. 4 ст. 49 Закона: такая справка размещается заказчиком (организатором) не позднее двух рабочих дней, следующих за днем ее утверждения.

Размещение нескольких справок, составленных и утвержденных при разделении предмета закупки из одного источника на части (лоты), имеет свою особенность.

Это важно
Размещение на электронной торговой площадке очередной справки о проведении процедуры закупки из одного источника осуществляется в виде дополнения ранее размещенной справки по данной процедуре закупки из одного источника.

Заключение

Процесс реформирования законодательства о госзакупках товаров (работ, услуг) вызывает необходимость регулярного мониторинга происходящих изменений с целью предупреждения нарушений в данной сфере, требует системной и комплексной подготовки специалистов по данным вопросам, приведения ЛНПА в соответствие с такими изменениями, а также проведения работы по анализу соблюдения законодательства о госзакупках в конкретной организации здраво­охранения.


Читайте по теме

Салай В. Нововведения в законодательстве о государственных закупках
Белевич Ю. Подсказки руководителю в связи с изменениями в госзакупках

142 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Каким бы золотым руководителем ты ни был, ты ничего не стоишь, если не работаешь с людьми»: интервью с директором УП «АСБ Санаторий Спутник» (Мядельский р-н) Владимиром Францевичем Сержантом

Руководить работой санатория, поддерживать сервис на высоком уровне — задача не из простых. В чем секрет процветания УП «АСБ Санаторий Спутник», расскажет его директор В...
Руководитель. Здравоохранение № 9 (141) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 30
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок