Вопросы о некоторых юридических действиях органов госсаннадзора

Деятельность должностных лиц органов государственного санитарного надзора достаточно широка. При ее осуществлении нельзя исключить возникновение вопросов, которые требуют разъяснения с точки зрения закона. Именно о разрешении такого рода вопросов и пойдет речь в нашей статье.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

367 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В работе органов государственного санитарного надзора (далее — госсаннадзор) нередко возникают различные вопросы о:

  • составлении протокола об административном правонарушении (далее — протокол) в том или ином случае;
  • возможности или невозможности соединения дел об административных правонарушениях в одно производство;
  • правомерности привлечения лиц к ответственности и др.

Рассмотрим наиболее частые вопросы, с которыми сталкиваются должностные лица органов госсаннадзора при осуществлении своей деятельности.

Составление протокола

Вопрос заключается в том, вправе ли должностное лицо органа госсаннадзора составить один протокол, если юридическим лицом совершенно несколько однотипных нарушений в различных объектах (филиалах)?

ПРИМЕР
В ходе мониторинга в нескольких торговых объектах юридического лица обнаружена пищевая продукция с истекшим сроком годности. Возможно ли в данном случае составление одного протокола по ч. 2 ст. 13.11 КоАП (реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации)?

Когда составляется протокол

Составление протокола является началом административного процесса (абз. 2 ст. 9.5 ПИКоАП).

Если в ходе мониторинга в торговых объектах юридического лица обнаружена пищевая продукция с истекшим сроком годности, что является нарушением, за которое ч. 2 ст. 13.11 КоАП установлена административная ответственность юридического лица (индивидуального предпринимателя), то формально поводы и основания для начала административного процесса есть.

Справочно: начало административного процесса предполагает начало процедуры привлечения субъекта к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного конкретной статьей Особенной части КоАП.

Количество протоколов

В приведенном примере каждый факт выявления в отдельном торговом объекте реализации и (или) предложения к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации следует рассматривать как оконченное административное правонарушение.

По общему правилу, о совершении административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, составляется протокол (ч. 1 ст. 11.24 ПИКоАП).

Это важно
По каждому факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП, выявленному в различных торговых объектах одного субъекта торговли, необходимо составлять отдельные протоколы на данный субъект торговли.

В рамках ведения административного процесса в целях соблюдения принципов процессуальной экономии, обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, соблюдения принципа диспозитивности возможно соединение указанных дел в одно производство с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении.

Справочно: в одном административном процессе могут быть соединены дела, в частности, о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом, если они подведомственны одному и тому же суду, органу, ведущему административный процесс (п. 1 ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП).

Соединение дел в одно производство

О соединении дел об административных правонарушениях орган, ведущий административный процесс, у которого находится одно из рассматриваемых дел об административных правонарушениях, выносит постановление (ч. 2 ст. 12.4 ПИКоАП).

Однако необходимо учитывать особенности привлечения к административной ответственности субъектов (их должностных лиц) по результатам выборочных и (или) внеплановых проверок.

Так, в соответствии с п. 59 Положения о порядке организации и проведения проверок (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в ред. от 28.02.2022, далее — Положение, Указ № 510 соответственно) по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки.

Это важно
По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п. 69 Положения.

Таким образом, вопросы ведения административного производства по идентичным нарушениям в нескольких объектах одного проверяемого субъекта должны решаться с учетом п. 59 Положения.

Тем не менее, в соответствии с п. 70 Положения в случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства, проверяющим (руководителем проверки) до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт проверки.

Руководителю на заметку
На основании такого акта проверки контролирующим (надзорным) органом может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проверки.

По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, в последующем включаются в акт проверки.

Ответственность за первичное нарушение

Речь идет о правомерности привлечения к ответственности и составления протокола при обнаружении нарушений в случае, если мониторинг в организации проводится впервые.

ПРИМЕР
Правомерно ли составление протокола при выявлении нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, если мероприятие технического (технологического, поверочного) характера (далее — мероприятие ТТПХ) или мониторинг, в ходе которого выявлено нарушение, в отношении данного субъекта проводится впервые?

Мероприятия ТТПХ

Меры, которые должностные лица контролирующего (надзорного) органа могут применять в отношении субъекта, допустившего нарушения законодательства (в т. ч. создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения), выявленные по результатам проведения мероприятий ТТПХ, определены в п. 6 Указа № 510 и конкретизированы в пп. 1012 Инструкции о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97, в ред. от 23.11.2021).

Это важно
В соответствии с ч. 6 п. 6 Указа № 510 при неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий ТТПХ, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, для того чтобы в ситуации, обозначенной в примере, должностное лицо органа госсаннадзора по результатам мероприятий ТТПХ имело право составить протокол, необходимо, чтобы выявленное нарушение невозможно было устранить.

Справочно: к числу нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, относится, например, реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации (ч. 2 ст. 12.17 КоАП).

Предложения и требования органов госсаннадзора

Меры, которые могут быть приняты должностным лицом органа госсаннадзора при выявлении у субъекта нарушений по результатам мониторинга, определены в пп. 58 Положения.

Согласно п. 7 Положения о порядке проведения мониторинга (утв. Указом № 510, далее — Положение о мониторинге) при обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства, в частности, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в порядке, установленном п. 74 Положения, выносится:

  • предложение о приостановлении деятельности до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) предложения;
  • требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием вынесения такого требования (предписания).

В соответствии с п. 8 Положения о мониторинге по результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений:

  • учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;
  • направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;
  • применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Последствия невыполнения рекомендаций

Вопрос заключается в том, какие меры ответственности могут быть применены к субъекту (его должностным лицам) в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга?

В случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга, возможно применение следующих мер:

1) привлечение субъекта (его должностных лиц) к административной ответственности за допущенные нарушения по соответствующим статьям КоАП с учетом правил подведомственности дел органам госсаннадзора согласно ПИКоАП;

Справочно: например, за нарушение санитарно-­эпидемиологических требований, требований ограничительных мероприятий, представление недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции (ст. 17.5 КоАП).

2) составление протокола по:

  • ст. 24.1 КоАП за неисполнение письменного требования (предписания);
  • ст. 24.58 КоАП за непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица;

Справочно: рассмотрение дела об административном правонарушении по вышеуказанным статьям осуществляет суд.

3) инициирование привлечения лиц, действия (бездействие) которых повлекли соответствующие нарушения законодательства, к дисциплинарной ответственности;

4) направление материалов в органы уголовного преследования, органы прокуратуры в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Кроме того, в случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) руководитель (его заместитель) органа госсаннадзора вправе внести Министру здравоохранения или заместителю Министра здравоохранения — Главному государственному санитарному врачу Республики Беларусь предложение о назначении внеплановой проверки в соответствии с подп. 12.2 п. 12 Указа № 510, а данные должностные лица вправе назначить такую проверку.

Всегда ли можно привлечь к административной ответственности

Иногда возникает вопрос, в течение какого срока виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности при выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий ТТПХ и (или) мониторинга?

Повторностью административных правонарушений признается совершение двух или более правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части КоАП либо ее частью (когда статья состоит из частей) (ч. 1 ст. 2.4 КоАП).

Руководителю на заметку
В связи с этим необходимо учитывать общие и специальные сроки наложения административных взысканий, установленные ст. 7.6 КоАП.

По общему правилу, административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения физическим лицом не позднее двух месяцев со дня его совершения, а за совершение таким лицом длящегося административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда данное правонарушение было прекращено до его обнаружения.

В отношении должностных лиц в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных (служебных) обязанностей, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлены специальные сроки наложения административного взыскания: не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения и шести месяцев со дня его обнаружения.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 2.4 КоАП повторность административных правонарушений отсутствует, если за ранее совершенное правонарушение:

  • лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП;
  • истек срок, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию за совершенное административное правонарушение.
367 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Нужно ли запрашивать паспорт у пациента?

Руководитель. Здравоохранение № 3 (135) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 309
• • •

Опубликовано новое постановление об утверждении санитарных норм и правил

Постановление Министерства здравоохранения от 01.03.2024 № 41 «Об утверждении санитарных норм и правил» (далее – постановление № 41) устанавливает санитарно-эпидемиологич...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 414
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок