ВОПРОС
Согласно ч. 1 подп. 3.5 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
При этом согласно ч. 2 подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7 иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах (далее — иные СЭТ), подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования.
Вправе ли орган госсаннадзора привлечь субъекта хозяйствования к административной ответственности по ст. 16.8 КоАП за нарушение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов?
ОТВЕТ
Вправе, но с учетом следующего.
Санитарные нормы и правила — технические нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Гигиенический норматив — технический нормативный правовой акт, устанавливающий допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания человека, продукцию с позиций их безопасности и безвредности для человека (абз. 3, 22 ст. 1 Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с ч. 2 подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7 субъекты хозяйствования вправе не применять иные СЭТ при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено Декретом № 7 и иными решениями Президента. При этом субъект хозяйствования должен обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм труда в соответствии со ст. 89 ТК (ч. 3 подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7), в частности обеспечить здоровые и безопасные условия труда (соблюдение требований по охране труда, необходимые освещение, отопление, вентиляция, устранение вредного воздействия шума, излучений, вибрации и других вредных производственных факторов) (п. 6 ст. 89 ТК).
Таким образом, для привлечения субъекта хозяйствования (его должностных лиц) к административной ответственности по ст. 16.8 КоАП за нарушение санитарных норм и правил необходимо установить, что субъектом нарушены санитарно-эпидемиологические требования, содержащиеся в санитарных нормах и правилах, и, следовательно, не обеспечена безопасность, исключающая причинение вреда указанным объектам правовой защиты.
В случае выявления данных нарушений по результатам проведения мониторинга или мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (далее — мероприятия ТТП) необходимо учитывать условия применения мер ответственности при выявлении нарушений в процессе осуществления указанных форм государственного контроля (надзора).
Напомним, при выявлении рассматриваемых нарушений в ходе мероприятий ТТП меры административной ответственности к субъекту хозяйствования могут применяться при наличии одного из трех условий: неустранение субъектом нарушений в установленный срок; выявление повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий ТТП; выявление нарушений, устранение которых невозможно.
При выявлении рассматриваемых нарушений в ходе мониторинга меры административной ответственности могут применяться при наличии одного из двух условий: в случае невыполнения субъектом в установленный срок рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков); при повторном выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.
Татьяна СОКОЛОВСКАЯ, ведущий юрисконсульт ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова», аспирантка БГУ
по теме